Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Не дозволиш нікому плямити слави, ні честі твоєї нації

Богдан Хмельницький

?

2008 р. Спасение нерядового Спаса

Анастасия Рингис

Дата: 28.10.2008

Храм Спаса на Берестове в скором времени будет передан Киево-Печерской лавре. Такое решение в начале месяца было принято депутатами Киевсовета. Однако с ним не согласны музейные работники. На прошлой неделе они собрались, чтобы обсудить, что потеряет общественность, если памятник будет передан религиозной общине.

Вокруг храма Спаса на Берестове уже не первый год ведется спор музейщиков и священников. С одной стороны на чаше весов – уникальные мозаики XII века, сохранившиеся в храме в так называемом «нераспечатанном» состоянии. А с другой – религиозные чувства верующих. Депутаты из Киевсовета посчитали, что перевес на стороне верующих и 2 октября этого года «протолкнули» решение о передаче храма церкви.

Однако пока решение не вступило в силу, музейные работники решили отстоять этот храм для науки. Дело в том, что еще сам Петр Могила, понимая культурную ценность средневековой мозаики, «законсервировал» остатки храма. Уже в его время Спас на Берестове представлял не цельное сооружение, а только часть. По словам Сергея Кролевца, директора Историко-культурного заповедника «Киево-Печерская лавра», до нас же дошла только треть храма.

– Храм с точки зрения проведения богослужений по идее не должен представлять интереса. Там нет ни иконостаса, ни пономарни, ни ризницы, – утверждает Сергей Кролевец. – Зато там могут быть археологические находки, не говоря уже о ценности мозаики.

По словам искусствоведа, чтобы превратить этот храм в действующее церковное сооружение необходимо провести целый ряд работ, которые уничтожат историческую ценность Спаса на Берестове. По мнению музейщиков, причин сохранить остатки как памятник культуры гораздо больше, чем превратить его в место богослужений.

– Этот храм никогда не входил в состав Киево-Печерской лавры, которая претендует на него сейчас, – считает Кролевец. – К тому же там никогда не проводились богослужения. А с XIX столетия этот храм и вовсе был закрыт.

Вместе с этим храмом Спаса на Берестове Киеврада проголосовала и за передачу Киево-Печерской лавре части Киевской крепости. Цитадель, датируемая XII- XVIII, тоже никогда не принадлежала церкви, а использовалась как оборонное сооружение.

По мнению музейщиков, решение о передаче Спаса было принято с нарушением законов и без согласования с экспертами – культурологами, историками, искусствоведами. По их мнению, были нарушены минимум три закона: «О музеях и музейном деле в Украине», бюджетный кодекс и указ президента о моратории на передачу сооружений Киево-Печерского заповедника.

По версии присутствовавшего Владимира Бондаренко из фракции Виталия Кличко в Киевраде, о судьбе исторических памятников депутаты обеспокоились неспроста. Их решение, скорее всего, является подготовкой к предстоящим выборам. Те, кто его «проталкивали» хотят заручиться поддержкой церкви. Ведь кто, как не святой отец подскажет, кому доверить свой избирательный голос?

Кстати, весь развитый мир движется в противоположном направлении: музеифицирует церковные сооружения. А у нас сохранение уникальных памятников возлагают на плечи религиозной общины, к тому же государство фактически не контролирует дальнейшую их судьбу.

– За 17 лет были переданы 4 тысячи памятников архитектуры и 20 тысяч ценных предметов. Кто контролирует их состояние, как их реставрируют? – вопрошал директор Всеукраинской ассоциации музеев Сергея Гальченко. – Памятники такого уровня как Спас на Берестове используются только как экспонаты, при этом создаются такие условия, чтобы в них сохранялся температурный режим, освещение, тишина и так далее. Директора музеев считают, что нужно срочно принять мораторий на передачу сакральных сооружений церкви. Использовать памятники ХII столетия для богослужения, по их мнению, варварство.

Чем уникален спас на Берестове

– На территории Украины подобных историко-архитектурных памятников осталось меньше двух десятков, – говорит директор Национального заповедника «София Киевская» Ирина Марголина.

– Сейчас исторические мозаики защищает слой клеевой краски XVII и масляные краски XVIII века. Но уже по одному «распакованному фрагменту «Лов рыбы» можно сказать, что нас ждет интереснейший с точки зрения искусствоведческой науки ансамбль. Еще одна гордость столицы. Сейчас храм реставрируется и закрыт для посещения. Но если предположить, что после реставрации и открытия мозаик он будет использоваться церковью, то мозаика будет уничтожена.

Так как технология создания мозаики такова, что по сырой штукатурке наносилась краска. Штукатурка просыхала и создавала зернистую структуру. Если рядом будут гореть свечи, то их копоть въедается в фрески. Отмыть это невозможно. К тому же фрески пострадают от шума и нарушения температурно-влажностного режима. Это слишком ценный музейный объект. Разве у нас негде молиться?

260 квадратных метров мозаики XII века скрыты под слоем краски в храме Спаса на Берестове.

От имени Киево-Печерской лавры дальнейшую судьбу храма Спаса на Берестове прокомментировал игумен Лонгин:

– Если в храме не идут службы, он – мертв. В нем должны молиться и идти службы, – считает монах. – Наши предки строили его не для того, чтобы мы поклонялись стенам и древним росписям, а для того, чтобы люди молились. Любой храм – не просто наследие истории, а в первую очередь наследие церкви. Если мы поклоняемся только стенам и мозаикам – это идолопоклонничество. Церковь понимает, какую ответственность несет за древнее сооружение.

Киево-Печерская лавра планирует выделить огромные средства на реставрацию храма и сохранение древней мозаики. Никто не планирует в Спасе на Берестове жечь постоянно свечи, но и использовать храм как музей. Последние семь лет вокруг храма ведутся постоянные споры: передавать или не передавать. И к сожалению, за это время очень мало было сделано теми, кто ратует за то, чтобы храм и до сих пор оставался в таком состоянии. Так как в нашей стране постоянно идут выборы, то бессмысленно связывать передачу храма с политическими событиями.

Джерело: “Киевские ведомости”

Від “Відлуння віків”: у тексті, звісно ж, йдеться не про мозаїки, а про фрески. Без сумніву, шановні і цілком кваліфіковані пп. Кролевець та Марголіна говорили журналістці саме про них…