Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Ні просьби, ні грозьби, ні тортури, ані смерть
не приневолять тебе виявити тайни

Богдан Хмельницький

?

1971 г. В горах и долинах Закарпатья

Через полтора десятка километров горы опять вплотную подходят к шоссе. Здесь наше внимание привлекает одиноко возвышающийся над равниной холм, вершина которого увенчана замком. Высоко в голубой дымке рисуются его очертания. Это Мукачевский замок, наиболее известный среди памятников архитектуры Закарпатья, окутанный множеством легенд и преданий, овеянный славой своего боевого прошлого. Несмотря на разновременность возникновения отдельных построек, образ замка удивительно цельный. Место его возникновения, конусообразная скала с усеченной вершиной, определило общую композицию замка. Издали он смотрится единым объемом, а вблизи предстает в виде каскада ниспадающих террас, составленных из разнообразных построек. Каждая точка восприятия замка создает неповторимую картину этого пластичного сооружения. Замок удивительно скульптурен благодаря «кубистическим» формам граненых серых бастионов.

Трудно определить точную дату его возникновения на одиноком холме у речіки Латорицы. На замковой горе уже в конце IX – начале X века было небольшое славянское укрепление. В 1290 году замок упоминается как владение венгерского короля. Сооружение каменного замка народное предание приписывает подольскому князю Федору Кориатовичу, владения которого были захвачены литовским князем Витовтом во второй половине XIV века. Князь Кориатович покинул Подолье и со значительным количеством своих сторонников перешел к своему союзнику, венгерскому королю, который передал ему в вассальное владение Мукачевскую доминию.

Князь Кориатович проявил себя в Закарпатье как прогрессивный деятель, всемерно распространявший здесь культурное наследие Киевской Руси. Своей резиденцией он избрал Мукачево и поселился здесь в замке в 1396 году.

Замок во времена Кориатовича состоял из квадратной башни – донжона, расположенной на самой верхней террасе горы. Донжон находился в центре квадрата двора, окруженного стенами с четырьмя круглыми башнями по углам, три из которых сохранились до наших дней. У стен был выкопан сухой ров. На случай осады Кориатович велел выдолбить в скале колодец глубиной 85 метроэ. На внутренней стенке колодца выдолблена винтовая лестница, а также резервуары для хранения большого запаса воды. Для тех времен это было сложное сооружение, недаром народное предание приписывает его создание дьяволу.

После смерти Кориатовича Мукачевский замок сменил многих владельцев, застраивавших вершину горы и перестраивавших замок по требованиям времени. В XVI веке строится кольцевой бастион верхнего замка и 14-метровая дозорная башня. Дата «1569», высеченная в среднем замке, говорит о продолжавшейся перестройке его во второй половине XVI века. В начале XVII века в среднем замке над арсеналом был построен второй этаж. Об этом свидетельствует надпись над лестницей.

С этого времени (1603) сохранилось описание замка. В оборонительной системе его в то время было 14 башен. В верхней части находился большой дворец, возле него – каменная лестница, рядом – еще один дом с эркером. На восточной стороне замка была постройка с подъемником, позволявшим доставлять в верхний замок провиант, оружие и боеприпасы, минуя средний и нижний замки.

В 1633 году Мукачевский замок перешел во владение трансильванского князя Дьердя Ракоци I. Князь хорошо понимал стратегическое значение замка, контролировавшего древний путь из Венгрии в Польшу через Нередкий перевал, и поэтому вновь его укрепляет. Он велел углубить рвы, укрепить наружные стены и бастионы, а на скалистые склоны горы нанести слой плодородного грунта. Вероятно, в этот период и оодилась легенда об искусственном происхождении замковой горы. Она говорит о том, что холм был насыпан руками крепостных, потому замок и город получили название, корень которого от слова «мука». Но все же замковая гора естественного происхождения, об этом говорят выходы вулканических пород на склоне горы и у основания бастионов.

По указанию Ракоци был вырыт ров шириной 12,65 метра и глубиной 5-6 метров, наполнявшийся водой из Латорицы. У вторых замковых ворот были построены две новые башни. В ознаменование этой большой перестройки на стенах восточного бастиона нижнего замка была сделана надпись: «Если военное искусство, природа и бог на моей стороне, мне и пушки не страшны, а при благоприятном расположении звезд – века переживу».

Со смертью Дьердя Ракоци I замок переходит к его вдове, при которой был возведен третчй этаж на здании среднего замка.

В XVII веке уже все четыре террасы замковой горы были застроены. На первой террасе до наших дней сохранились остатки привратной башни, построенной посреди сухого рва, через который в замок вел подъемный мост.

Вторая терраса находится на 10 метров выше первой. Здесь сооружен нижний замок. К нему от привратной башни также вел подъемный мост. С поднятием его закрывались ворота нижнего замка. Подступы к ним прикрывали два бастиона огромной толщины стен.

На третьей террасе расположен средний замок, окруженный сухим рвом. Через ров вел третий подъемный мост. У ворот возвышаются два бастиона.

От ворот в квадратный двор третьего замка ведет узкий коридор, окруженный двух- и трехэтажными зданиями, служившими в качестве казармы гарнизона. Напротив въездных ворот находится одноэтажное здание, в котором жил комендант замка. Отсюда можно было попасть в расположенные за ним помещения для женщин. Вообще, в замке были помещения для всех служб, вплоть до кузницы и пекарни.

По узкому сводчатому тоннелю ступенчатая лестница ведет под одной из уцелевших башен Кориатовича в верхний замок, расположенный на самой вершине замковой горы. Сюда же вел некогда и тайный ход. В трехэтажных палатах, с трех сторон окружающих двор верхнего замка, жили его владельцы. Здесь сохранилась построенная в XVII веке открытая аркада, которая придает двору уютный и приветливый вид.

Система обороны замка в целом и отдельных его частей была четко продуманная. Для того чтобы добраться до верхнего замка, неприятелю нужно было брать приступом нижний и средний, притом каждый из них мог изолированно друг от друга успешно защищаться. Взять сразу верхний замок было невозможно, так как он расположен на самой высокой (68 м) и обрывистой части холма. Замок потому приступом так никогда взят и не был.

Мукачевский замок сыграл большую роль в антигабсбургском движении XVII-XVIII веков. Он был опорным пунктом трансильванских князей в их борьбе против австрийских Габсбургов.

В XVII веке замок имел другой вид, чем в настоящее время. Высокие башни и крепостные стены скрывали от взора внутризамковые постройки. Коренной перестройке он подвергся в конце XVII – начале XVIII века, когда собственно и определился его современный вид. В 1685-1688 годах его осаждали австрийские императорские войска как последний оплот антигабсбургского восстания конца XVII века. Обороной замка руководила мужественная женщина – Илона Зрини. В замке вместе с ней были и ее малолетние дети, в том числе и Ференц Ракоци II, будущий вождь самого крупного и последнего антигабсбургского движения в Венгрии.

17 января 1688 года обманутая подложным письмом своего мужа, руководителя восстания, которое сфабриковал управитель ее имений, замешанный в махинациях с поставками продовольствия и боеприпасов осажденным, Илона Зрини подписала капитуляцию. После этого сильно поврежденный во время осады замок перестраивается. Высокие башни уже не отвечали требованиям фортификации конца XVII века и были только мишенью для артиллерии, потому их снесли. Идеалом оборонительного сооружения становятся низкие крепости с правильной планировкой, выдвинутыми круглыми (позже остроконечными) бастионами и несколькими линиями полевых укреплений. Согласно такой системе перестроен был и Мукачевокий замок. В это же время была снесена и старая башня – донжон времен Кориатовича. В результате такой перестройки замок превратился в сильнейший форпост Австрийской империи на востоке.

Не успели завершить постройку укреплений этой системы, как замок вновь попал в бурный водоворот событий Освободительной войны венгерского народа под руководством сына Илоны Зрини, Ференца Ракоци II. Вооруженные куруцы, повстанцы Ракоци, захватили 24 июня 1703 года город Мукачево, но замок им взять не удалось. Австрийский гарнизон устоял перед первым натиском. На помощь ему пришли войска под командованием генерала Монтекукколи, оттеснившие куруцев из города. Об этом событии сохранилось сообщение русского посла в Вене П. А. Голицына:

«Из венгерской земли ведомость пришла, что противник Рагоца собрался с несколько тысячами… противным народом и приближался к бывшему своему городу Мангачь, хотя тамо сдержался, только его намерение ему не удалося, потому что граф Макдоколюмы на его напал и тысяч их положил, а остальные разогнал… Рагоцый через границу опять в Польшу ушел, где он от француза содержание имеет».

В Польше Ракоци собрал новый отряд, в котором уже были и украинские казаки, о которых Голицын писал: «Некоторые своевольники с Подоли и Запорог к тем бунтовщикам приходили». Но гарнизон замка не сдавался, осада затягивалась. Хорошо вооруженный австрийский отряд в составе 500-600 человек успешно защищался, делал постоянные вылазки. Принудить к сдаче его могла только длительная осада. Спустя восемь месяцев, когда осажденные потеряли всякую надежду получить подкрепление ввиду продвижения войск Ракоци в глубь Венгрии, командование гарнизона замка пошло на переговоры, и 16 февраля 1704 года замок капитулировал.

Ференц Ракоци II решил превратить Мукачевский замок в современную крепость. Он дал указания французскому инженеру, генералу Демюссе, разработать новый план укреплений. Работами по их постройке также руководили французские инженеры.

На значительном расстоянии от замковой горы была построена звездообразная система редутов, окруженных глубоким рвом. Для заполнения его водой от речки Латорицы были проложены два канала. В это же время старая извилистая дорога, которая вела в замок с юга, была замелена новой вдоль западного склона холма. Для ее защиты на случай прорыва неприятелем линии редутов с юго-запада был построен дополнительный бастион у самого подножия горы. Это давало возможность защитникам замка маневрировать во время его обороны.

Несмотря на то, что Мукачевский замок оказался в глубоком тылу армии Ракоци, оя и дальше оставался в центре событии Освободительной войны. Сюда был переведен в 1705 году из Трансильвании монетный двор. Первые монеты были отчеканены в замке в начале 1706 года, но так как матрицы были сделаны раньше, то на макетах стоял 1705 год. Отдельные монеты были обозначены латинскими буквами «СМ», то есть «Castrum Munkacs». На монетах также был отчеканен лозунг Ракоци «Pro libertate» («За свободу»). Со временем монетная мастерская была расширена, появились более квалифицированные мастера. В 1710 году здесь уже чеканились серебряные и даже золотые монеты. Мастерская чеканила также юбилейные медали. Работала она до 1713 года. В ведении коменданта замка был также самый большой в тогдашней Венгрии пороховой завод, расположенный в городе Мукачево.

После поражения армии Ракоци Мукачевский замок был последним опорным пунктом куруцев, его гарнизон капитулировал 24 июня 1711 года. Замок перешел во владение государства и до раздела Польши был важной военной крепостью Австрии. Затем был превращен в конце XVIII века в одну из самых мрачных тюрем. Здесь в 1794 году были заточены австрийский якобинец А. Ридл, венгерский писатель Ф. Казинци, в 1809 году сюда был препровожден французский посол Камил Турно, в 1821 – 1823 годах здесь находился в заключении вождь греческого национально-освободительного движения Александр Ипсиланти. Не удивительно, что певец свободы, венгерский поэт Шандор Петефи, посетивший замок в 1847 году, пишет такие горькие строки:

«В годы давние Илона Зрини

Стяг свободы подымала тут,

Но, увы, пристанище героев

Ныне жалких узников приют.

Кандалов унылое бряцанье,

Каменная прочная стена…

. . . . .

Черви там грызут и дух и тело…

Темная, сырая глубина…»

[Поп И.И., Поп Д.И. В горах и долинах Закарпатья. – М.: Искусство, 1971 г., с. 42 – 52].