Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Не завагаєшся виконати найнебезпечнішого чину,
якщо цього вимагатиме добро справи

Богдан Хмельницький

?

1982 г. Украина и Молдавия

Киев.

Кирилловская церковь (1140-1146) сооружена по заказу черниговского князя Всеволода Ольговича. Крестово-купольная в плане (31,5 х 21,5 м), трехнефная, с шестью опорными столбами, несущими систему сводов и купол (высота интерьера до зенита 28,5 м). П-образные хоры расположены над нартексом и над боковыми нефами в пределах до главного поперечного нефа: в южной части хор находилась капелла игумена, а в первом этаже под ней – крещальня. Все членения в плане по линии восток-запад: нартекс, западная ветвь продольного нефа, подкупольное пространство и вима – не квадратные в плане, как обычно, а прямоугольные, ориентированные длинной стороной перпендикулярно продольной оси здания. Благодаря этому пространство храма как бы “сжато” к подкупольному. Купол на круглом барабане перекрывает прямоугольный в плане подкупольный квадрат, поэтому над восточной и западной подпружными арками барабан выступает на половину толщины арки и опирается на консоли. Первоначально фасады церкви были оформлены лопатками с полуколоннами, а прясла стен между ними завершены арками-закомарами.

Немного грузный одноглавый массив постройки отмечен аскетичностью форм и суровым величием, но интерьер производит противоположное впечатление. Он поражает просторностью и светлостью, тем, что в древности называли “звонкостью пространства”. Перейдя из нартекса в неф, зритель мог охватить взором весь интерьер, в котором господствует пространство купола. Это впечатление огромности внутреннего вида церкви достигнуто верно найденным масштабом соподчиненных подкупольному пространству частей постройки, а также масштабом фресковых изображений, необычайно монументальных. Вместо обычных четырех-пяти регистров росписей на стенах церквей XI-XII вв. здесь их всего три. Иконография фресок храма своеобразна. В зените купола вместо “Вседержителя” было изображено, вероятно, “Вознесение” (не сохранилось), но в простенках барабана, в парусах и на подпружных арках, как обычно, – апостолы, евангелисты и севастийские мученики. В апсиде -Богоматерь-Оранта, “Евхаристия”, “Поклонение жертве” и избранные святые в медальонах. На триумфальной арке алтаря – “Благовещение”, “Сретение” и апостолы Петр и Павел. На южной стене, на всю ее высоту до окон, написано “Рождество Христово”, а на северной, таких же размеров, – “Успение Богоматери”. В последней сцене представлен не канонический, но фольклорный сюжет, где ангелы несут на облаках апостолов к месту успения Богоматери, но она уже вознеслась на небо и на одре остались только цветы. В “Рождестве Христовом” также изображены многие эпизоды с фольклорными подробностями жизни и быта святого семейства, о чем умалчивают канонические Евангелия, но этот пробел заполнила и разукрасила многими подробностями народная фантазия.

В нартексе впервые в древнерусских храмах XII в. написан “Страшный суд”. Для манеры письма мастеров кирилловских фресок характерны крупные монументальные формы, смело и энергично исполненные. Пробелы положены размашисто, но по форме анатомически правильно нарисованной фигуры. Наряду с этим в фреске “Архангел Михаил, ведущий юного Иоанна Крестителя в пустыню”, расположенной в капелле игумена, видна утонченная артистическая манера, восходящая к традициям живописи Михайловской Златоверхой церкви (1108-1113). А мастер, написавший неизвестного святого (св. Бориса?) на юго-западном подкупольном столбе, придерживается традиций искусства, связанного корнями с фресками Софийского собора в Киеве (между 1017/19-1031/32).

Во время татаро-монгольского нашествия церковь пострадала. Первые сведения о восстановительных работах в ней относятся к 1605-1612 гг. В эти годы был исполнен портрет игумена Василия Красовского на пилястре южной стены против юго-западного подкупольного столба. В конце XVII – начале XVIII в. на храме были поставлены четыре боковых купола. В середине XVIII в. на западном фасаде был возведен фигурный барочный фронтон, украшенный лепным растительным орнаментом (архитектор И. Григорович-Барский). В 1881-1884 гг. фрески были заново прописаны масляной живописью. Наименее пострадала роспись южного алтаря на тему эпизодов жития Кирилла Александрийского. Тогда же художник М. А. Врубель написал на своде хор композицию “Сошествие св. Духа” в аркасолии нартекса – “Оплакивание”, а для иконостаса – наместные иконы “Христос”, “Богоматерь с младенцем” и “Кирилл Александрийский”.

Джерело: Логвин Г.Н. Украина и Молдавия. – М.: Искусство, 1982 г.