Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Пам’ятай про великі дні наших Визвольних змагань

Богдан Хмельницький

?

2009 г. Противостояние у «Театральной»: коррупция сильнее закона

Ирина Карманова

Дата: 26.12.2009

2 декабря киевляне вновь вышли на акцию протеста против строительства торгово-офисного центра (ТОЦ) над станцией метро «Театральная», о котором «Уикенд» писал уже трижды («Драма скверика напротив Русской драмы», № 46 (438) от 13.11.08; «Стройка над метро «Театральная» продолжается», № 16 (458) от 16.04.09 и «Бомба» над метро», № 50 (489) от 10.12.09). Противостояние закончилось ничем.

Прибывший по приглашению пикетчиков представитель Госархстройинспекции в Киеве и народный депутат Владимир Стретович предъявили строителям новое государственное предписание о прекращении работ, датированное 25 ноября 2009 г. Но работы не прекратились.

Возмущенные люди стали раскачивать железный забор. Частная охрана и милиция, вызванные в зону конфликта, оказались по разные стороны баррикад: охрана – за забором, милиция – с народом. Оценив ситуацию, капитан милиции сделал митингующим предложение: «Вы уберете пикет, а мы договоримся, чтобы прекратили строительство». «А если опять начнут работать?» – спросили пикетчики. «Вызывайте милицию», – вздохнул капитан.

Конфликт разрешился мирно: Владимир Стретович уехал писать жалобу Генпрокурору, крановщик слез с крана, рабочие разошлись, пикетчики свернули палатки. Но через час на стройке вновь закипела работа. Жильцы вызвали милицию. «Мы ничего не можем сделать», – признался народу вежливый лейтенант милиции.

8 декабря в пикете участвовала почти сотня человек – жители микрорайона, артисты Театра русской драмы им. Леси Украинки, ведущий программы «Свобода слова» на ICTV Андрей Куликов, тележурналисты и корреспонденты столичных газет, депутаты фракции БЮТ в Киевсовете с активистами. Напротив стройплощадки, на боковом крыльце театра, создали импровизированную сцену. «Кто остановит стройку, нарушающую государственные градостроительные и строительные нормы? Почему медлит прокуратура?» – вопрошали ораторы. Вопросы остались без ответа. Стройка не прекратилась.

– Есть ли шанс на победу? – об этом мы спросили Наталию Мусиенко, представителя микрорайона, секретаря объединения совладельцев многоквартирного дома (ОСМД) «Пушкинская, 20».

– Ситуация почти тупиковая, – сказала Наталия Борисовна. – Украинские власти демонстрируют полную неспособность выполнять свои обязанности. Госструктуры, которые запрещают строительство, не доводят дело до конца. Создается впечатление, что они в сговоре с застройщиком. Граждане могут надеяться только на свои активные законные действия.

– Как вы оцениваете деятельность наших судов?

– 16 сентября Окружной суд Киева отказал застройщику в претензиях к Инспекции госархстройконтроля в Киеве о признании продленным разрешения на выполнение строительных работ от 3 марта 2008 г. № 0135-Шв. А судья Святошинского суда Марина Оздоба право на такое строительство застройщику предоставила, когда вынесла решение по иску застройщика к подрядчику (ООО «Киевметрострой»).

То есть застройщик обратился с иском не к регулирующему государственному органу, запретившему строительство в связи с прямым нарушением законодательства Украины и государственных строительных норм, а к подрядчику, которого сам же и нанял. И выиграл суд. А в такой ситуации он должен был подать в суд на Киевсовет, который противозаконно продал участок под строительство, на тех, кто разработал и согласовал проект, на Госархстройинспекцию, разрешившую строительство. Все перечисленные инстанции обязаны возместить застройщику затраты, связанные с проектированием и строительством ТОЦ.

– Наталия Борисовна, что вы, кандидат философских наук, можете сказать о строительных войнах как о явлении?

– Это типичное явление. Строительство на привлекательных участках как источник сверхприбылей был причиной столкновений в разных странах и в разные времена. И чикагский синдикат, и сицилийская коза ностра, используя коррупцию госаппарата, богатели на строительных подрядах. Строительные войны, охватывающие почти десятилетний период новейшей истории Киева и других украинских городов, не исключение. К слову, опыт укрощения преступных аппетитов в мире накоплен немалый. Он требует самого тщательного изучения в Украине.

В 2004 г. планету облетело имя владельца автомастерской из штата Колорадо Марвина Химейера. Его участок попал в зону внимания промышленных компаний, объявивших о намерении развернуть на этих землях строительство производственного комплекса. Застройщиков поддержали мэрия, банки и местная газета. Марвина, который не хотел продавать участок, штрафовали и унижали. Чтобы наказать обидчиков, он переоборудовал свой бульдозер в подобие танка и поехал крушить мэрию. И, разрушив полгорода, покончил с собой в кабине бульдозера.

Это случилось в г. Гренби 4 июня. Киевские активисты считают эту дату Днем борца с незаконными застройками. У Октябрьской больницы они поставили американцу символический памятник – обложили шифером бульдозер застройщиков.

В Киеве времен независимости строительные войны идут постоянно. Достаточно вспомнить скандально известный «монстр» на ул. Грушевского, 9а, многочисленные захваты детских садиков, застройку вокруг Святой Софии и Лавры, уничтожение велотрека.

– Какие тенденции – преступные или демократические – побеждают сегодня в киевских строительных войнах?

– Их породил системный кризис власти в государстве, точнее, уверенность в том, что сильные мира сего – президент, премьер, генеральный прокурор, верховный судья, мэр города – могут решить любой вопрос волевым вмешательством.

Борьба с беззаконием объединяет и сплачивает общество, позволяет гражданам понять, что они в состоянии решать свои проблемы, а вышеупомянутые важные чиновники обязаны служить обществу. Вопрос в том, как заставить их служить. Это познается на тернистом пути от новой демократии к демократии устойчивой, развитой, основная задача которой – постоянный и эффективный контроль общества над властью.

Пока же силы в строительных войнах остаются неравными. С одной стороны – жители города, с другой – коррупционная связка чиновников и денег. Схема известна – деньги перечисляют министерствам и ведомствам и договариваются. Каждая согласующая подпись чиновника – лишь крохотный винтик в масштабном коррупционном строении. Но если нарушения складываются в одно целое, коррупция побеждает закон.

Джерело: «2000. Уикенд»