Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Ні просьби, ні грозьби, ні тортури, ані смерть не приневолять тебе виявити тайни

Богдан Хмельницький

?

Путивль м

Перша згадка: 1146 р. [Історія міст і сіл УРСР: Сумська область. – К.: 1973 р.].

Історичне населене місце; дата заснування/першої згадки 10 ст. [Постанова Кабінету міністрів УРСР “Про затвердження Списку історичних населених місць України” № 878 від 26.07.2001 р.].

Державний історико-культурний заповідник у м. Путивлі [Постанова Кабінету міністрів України № 1761 від 27.12.2001 р. “Про занесення пам’яток історії, монументального мистецтва та археології національного значення до Державного реєстру нерухомих пам’яток України”].

Верховна Рада України постановляє (22.10.2009, № 1670-VI): 1. Включити в межі міста Путивль Путивльського району Сумської області 80,85 гектара земель, які знаходяться у віданні Бобинської сільської ради, 29,86 гектара земель – Князівської сільської ради, 45,30 гектара земель – Сафонівської сільської ради і 45,70 гектара земель, які знаходяться у віданні Чорнобривкинської cільської ради Путивльського району, та затвердити територію міста Путивль загальною площею 1051,20 гектара. 2. Встановити межі міста Путивль Путивльського району Сумської області згідно з додатком.

Цифрова карта міста: .

Сирійський мандрівник Павло Халебський відвідав Путивль 20 – 24 липня (30 липня – 3 серпня) 1654 р. Він записав:

Путивль – город обширный, расположен на высоком месте и поднимается над окрестностями; близ него протекает река. В нем множество плодовых садов и много садиков при домах, целые леса яблонь с прекрасными плодами, более обильными, чем дикие желуди; есть вишни и птичье сердце (сливы); виноградников множество, но виноград дорог. Есть также садовый тимьян, груши и царские вишни.

Крепость этого города стоит наверху высокой горы: в земле казаков мы ни разу не видали подобной, и не мудрено — эти крепости царские; они построены из дерева, неодолимы, с прочными башнями, имеют двойные стены с бастионами и глубокими рвами, коих откосы плотно обложены деревом; входные концы мостов поднимаются на бревнах и цепях.

Крепость (Путивля) большая и великолепная, неодолима и крепка в высшей степени, высоко и прочно устроена на высоком основании; вся наполнена домами и жителями. Она расположена на отдельной круглой горе и заключает внутри водоем, в который вода скрытно накачивается колесами из реки. Внутри ее есть другая крепость, еще сильнее и неодолимее, с башнями, стенами, рвами, снабженная множеством пушек больших и малых, кои расположены одни над другими в несколько рядов.

В крепости четыре церкви: во имя Славного Воскресения, Успения Владычицы, Божественного Преображения и новая во имя святителя Николая.

По причине неприступности и твердости этой крепости и вследствие того, что ее так сильно укрепляли, ляхи, приходившие в прежнее время в числе сорока тысяч и осаждавшие ее в течение четырнадцати месяцев, употребляя всевозможные ухищрения, были совершенно не в состоянии ее взять и вернулись разбитые. О, как велико их сокрушение о ней!

Число церквей в городе двадцать четыре и четыре монастыря на углах его. Первая церковь во имя Троицы, вторая – Святого Духа, третья — во имя распятия (Страстей Христовых), четвертая — Вознесения, пятая — Успения Владычицы, шестая — Рождества Богородицы, как в Седнае, (Седнайский женский монастырь в Сирии, близ Дамаска.) (празднование) 8 сентября, седьмая — также в честь Ее Рождества; три церкви во имя св. Николая, одиннадцатая церковь во имя св. Георгия, двенадцатая — также в честь его, тринадцатая — евангелиста Иоанна, четырнадцатая — Афанасия и Кирилла, патриархов александрийских, пятнадцатая — Косьмы и Дамиана, шестнадцатая — св. Параскевы и семнадцатая – также св. Параскевы, восемнадцатая — пророка Илии, девятнадцатая — Никиты мученика, двадцатая — Флора и Лавра, покровителей лошадей; они были из этой страны, каменщики, уверовали во Христа, построили церковь и мученически окончили жизнь; память их совершается 18 августа; двадцать первая — во имя Паисия, нового их святого, которого они называют на своем языке халиба, т.е. милостивый; двадцать вторая — во имя Феодосия, который был большим сановником и принял мученичество, двадцать третья — еще в честь Троицы; двадцать четвертая — еще в честь Славного Воскресения.

Из четырех монастырей три для монахов, четвертый – для женщин. [ антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. Выпуск 2 (От Днестра до Москвы) // Чтения в обществе истории и древностей российских, 1897 г., кн. 4, с. 107 – 108.]

Список літератури – на сайті «».