Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Не завагаєшся виконати найнебезпечнішого чину,
якщо цього вимагатиме добро справи

Богдан Хмельницький

?

1967 г. Архитектура левобережной Украины

М. Цапенко

Собор Полтавского Крестовоздвиженского монастыря (1709 г.). Его план почти не отличается от плана Мгарского собора, но в объемном решении и декоративной обработке здания имеются еще большие различия, чем дри сравнении предыдущих двух памятников. Это единственный сохранившийся на Украине храаг с семью куполами (в Стародубе существовал Преображенский собор XVII в., также увенчанный семью куполами, но памятник не сохранился). Расположение этих куполов в плане представляет своеобразное сочетание украинского крестообразного пятиглавия с двумя башнями на-западной стороне, как это было в некоторых памятниках XI-XII вв.

В пластическом решении выше рассмотренных двух памятников в той или иной мере чувствуется влияние классических приемов. Здесь этого нет. По горизонтали здание лишь слегка разделено узким карнизом на две неравные части. Угловые пилястры расчленены поперечным узором, как это было в памятниках Стародуба и Глухова. Исключительным своеобразием отличаются оконные проемы и их обрамление. Здесь применены много типов окон от почти квадратных до сильно вытянутых, что создает большое разнообразие в чередовании плоскостей и проемов. Рисунок наличников и порталов также разнообразен и чрезвычайно живописен. В целом можно сказать, что в этом памятнике при прямоугольном базиликальном плане с большой силой сказались традиционные самобытные черты, которые мы уже наблюдали в ряде других памятников.

Пропорциональный анализ плана этого здания подтверждает наблюдение, что основой соразмерности зданий являлся квадрат и его диагональ (см. чертеж). Так, в соборе Полтавского Крестовоздвиженского монастыря диагональ квадрата, построенного на стороне столба, равна расстоянию между этим столбом и пилястром стены; диагональ квадрата, построенного на этом расстоянии, равна расстоянию между парой столбов; диагональ квадрата, построенного на расстоянии между ними, равна ширине бокового нефа и т.д.

Рассмотренные памятники (в наиболее чистом виде этот тип представлен Троицким Черниговским собором) знаменуют собой обращение к творческой переработке традиций архитектуры XI – XII вв., а с другой стороны, в какой-то мере отражают стилистические черты архитектуры Западной Европы, а именно ее ренессансно-барочное направление.

Весьма примечательно, что зодчие полтавского памятника, который начал строиться, когда были закончены первые два собора, принимая за основу их планировочное решение, решительно отходят от ренессансных приемов и продолжают линию самобытного, местного построения объемов и плоскостей. Таким образом, появление нового типа храмов отнюдь не повлияло на общий процесс развития традиционных приемов, а как раз наоборот: этот новый тип, не успев появиться на украинской земле, стал явно эволюционировать под воздействием местных традиций. Доказательством этому, в еще большей мере, чем полтавский памятник, является собор Гамалеевского монастыря (1735 г.).

Джерело: Цапенко М. Архитектура левобережной Украины XVII – XVIII веков. – М.: 1967 г., с. 172 – 174.