Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Не дозволиш нікому плямити слави, ні честі твоєї нації

Богдан Хмельницький

?

2008 г. Замок «Трех мушкетеров» продадут

Юрий Богданив

Дата: 06.07.2008

Большинство замков, крепостей и дворцов Львовщины чрез несколько лет окончательно превратятся в руину. Поэтому власть решила убить одним выстрелом двух зайцев: и достопримечательности спасти, и не тратиться на их возобновление. Правительство Януковича выдало постановление о передаче в концессию двух замков – в Старом Селе и Свирже, а также дворца в Тартакове. Вскоре эти объекты могут «найти» новых владельцев, ведь это постановление Кабмина не упразднено.

Страшное слово «концессия»

Как объяснили в управлении охраны культурного наследия ЛОГА, концессия предусматривает право не собственности, а управления сроком от 10 до 49 лет. Кроме возможности использовать сооружение, «управляющий» должен реставрировать его за собственные средства. «Имеется острая потребность в концессии, – убежден начальник этого управления Василий Ивановский. – Государство не в состоянии профинансировать все замки – здесь нужны сотни миллионов евро. Поэтому актуально привлечение внебюджетных средств. Да и объект остается в собственности государства».

Правда, отличие между арендой и концессией замка разве что в том, что во втором случае достопримечательность сначала необходимо восстановить, а уже затем придется платить за пользование ею. Однако опасение за судьбу замков, которые будут находиться в частных руках, остается. Есть подозрение, что под прикрытием концессии произойдет скрытая приватизация.

«Конечно, лучше отдать замки в частные руки, чем они будут разрушаться под руководством Союза архитекторов, который не имеет средств на реставрацию, – считает Ирина Магдиш, заместитель главного редактора журнала «Ї». Проблемой львовских замков она занимается уже давно. – Но это следует жестко контролировать, с четкими сроками и требованиями реставрации».

Господин Ивановский обещает, что контроль над инвесторами будет достаточно строгим, а процедура передачи в концессию – прозрачной. Замки будут передавать в пользование, только когда будет подписаны соответствующие договора и проведены ремонтнореставрацонные работы. Иначе концессионера лишат права управления. Но, как с сожалением вздыхают музейщики, кто бы это смог забрать что-то у лакомых на «модную недвижимость» толстосумов…

Миллионы за руины

Дворец в Тартакове, что на Сокальщине, датирован XVII веком. Жутким легендам о нем Леопольд Фон Захер-Мазох посвятил настоящую «историю с привидениями» – «Мертвые ненасытные». А в настоящее время жалкое состояние резиденции Казимира Потоцкого поражает не меньше, чем произведение известного писателя. Хотя стены, как утверждают специалисты, в «хорошем состоянии», но завалилась крыша, разрушены перекрытия между этажами.

В конечном итоге, замки бесценны даже в своем уничтоженном состоянии. Между тем их стоимость может колебаться от нескольких до десятка миллионов долларов. Все зависит от конкретных условий конкурса «аренды».

От замка в Старом Селе, что близ Львова, который возвели в XVI веке для князей Острожских, не осталось почти ничего: остатки стен и куча бумаг с чертежами, по которым объект можно детально восстановить. «К нам обратились люди, которые хотят сделать в Старом Селе фестиваль, используя имидж замка, – отметили «Газете…» в управлении охраны культурного наследия ЛОГА. – Они готовы возобновить сооружение по документации. Это восстановление требует колоссальных средств».

В целом, никто не имеет претензий к передаче в концессию именно уничтоженных замков. А вот относительно Свиржского, известного по кадрам из культового фильма «Три мушкетера», уже сломано немало копий. Построенный в XVI веке, внешне он выглядит, как и 350 лет назад, – с момента кардинальной перестройки. Самым активным критиком идеи передачи Свиржского замка в концессию стал директор Львовской картинной галереи Борис Возницкий. По его мнению, концессия – еще хуже, чем аренда или частная собственность.

«Никто нигде не отдает замки в концессию, – говорит он. – В Европе их либо передают в аренду, либо продают. А концессия – это просто средство для «отмывания» денег. Их лучшее отдавать в аренду, а деньги вкладывать в реставрацию».

Господин Возницкий считает, что за 50 лет управления концессионер сможет сделать с объектом что-нибудь, а влияние на такого хозяина будет минимальным, унитывая не слишком активный контроль над соблюдением украинского законодательства. Однако компромисс между архитекторами и властью достигнут. Благодаря Свиржу.«Мы договорились, что творческие союзы будут пользоваться замком как международным конференционным домом. Там имеются верхний и нижний дворы. Пусть внизу концессионер делает какую-то «харчевню», взамен реставрируя верхний двор», – заметил господин Возницкий.

Власть уверена, что будущий инвестор сможет нормально сосуществовать с Союзом архитекторов. Но для этого должен провести серьезную работу с самим замком, точнее реставрировать после реставраторов.

«В Свирже сначала нужно ликвидировать последствия «реставрации», которую проводил Союз архитекторов, а уже затем доводить его до ума, – говорит господин Ивановский. – Фактически это был капитальный ремонт, первобытные помещения размежевали на гостиничные клетки – иначе не назовешь, поставили наихудшую, самую дешевую керамическую плитку. Поэтому странно, что они теперь отмечают, что вложили большие средства в возобновление».

Новые владельцы для старых стен

Уже до конца года узнаем, кто же будет владеть тремя старинными объектами. Осенью, во время Львовского экономического форума, замковая инфраструктура станет главной «изюминкой» для потенциальных инвесторов. Но до тех пор областная власть должна была бы завершить всю бумажную работу.

«В ближайшее время ЛОГА, согласно постановлению Кабмина, объявит официальный конкурс, сформирует конкурсную комиссию, будут оформлять документы относительно землеотвода, соблюдение законодательства по охране памятников, – рассказал «Газете…» Василий Ивановский. – Затем будет конкурс – 60 дней на подготовку документов, еще 45 – на ознакомление. Предложения о передаче замков в пользование поступают уже давно.

Однако если ранее желание арендовать или купить такие объекты выражали представители восточного региона, то в последнее время ими интересуются бизнесмены Западной Украины, утверждают в ЛОГА. В то же время из-за границы сейчас никто официально не заявил о своем желании. Хотя, учитывая украинские реалии, проверить, кто же действительно будет стоять за «бумажными владельцами», будет невозможно».

Замки под угрозой

ИКОМОС побаивается бесконтрольной концессии. В Украинском комитете Международного совета по вопросам достопримечательностей и выдающихся мест (ИКОМОС) не против концессии. Правда, там также побаиваются украинских реалий.

«Цивилизованный мир уже давно урегулировал этот вопрос, – сказал «Газете…» президент комитета ИКОМОС Николай Яковина. – Но у нас недостаточная законодательная база. Если двигаться в области европейской практики, нам следует усовершенствовать базовый закон о концессии и законодательство об охране памятников. Этого не избежать, ввиду большого количества достопримечательностей. Однако сейчас говорить о возможности того, что парламент решит вопрос с замками – из области футуристики».

«На Львовщине вопросы очень политизируют из-за аппетитов толстосумов, которые хотели бы получить замки в концессию. А торопиться в таком деле нельзя. Знаю, что представители донецкого клана уже приценивались к достопримечательностям и выражали желание взять их в концессию, – продолжает он. – Но все должны быть в равных условиях. Не будет ли кое для кого попустительство и упрощение процедуры? Этот риск актуален до сих пор».

Другую несогласованность господин Яковина видит в самовольном вмешательстве в неповторимый вид замков. Тем более, что Львовщина не раз сталкивалась с небрежным отношением к историческому наследию. В частности, несколько лет тому назад киевский предприниматель приобрел замок в Новом роздоле (тот принадлежал профсоюзам) за «смешные» 460 тысяч гривен. Под предлогом реставрационных работ он демонтировал из стен рельефы, которые оценили в несколько миллионов долларов США. А теперь эти элементы декора невозможно найти.

Джерело: “Газета по-киевски”