Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Ні просьби, ні грозьби, ні тортури, ані смерть
не приневолять тебе виявити тайни

Богдан Хмельницький

?

2009 г. Казацкий флаг для морской пехоты

Татьяна Когутич

Дата: 28.03.2009

Этот артефакт сегодня находится в фондах Львовского исторического музея. Уже полгода о нем рассказывают легенды (будто флаг – одна из самых ценных казацких регалий, находящихся в пределах Украины), люди пробиваются в фонды, чтобы заснять экспонат и опубликовать фото, расследуют его историю… Зато сотрудники исторических музеев упорно отрицают красивые легенды, а реставрировать и выставлять чудо-стяг не спешат – пролежал он, мол, доныне, подождет еще…

Итак, морской казацкий флаг. По некоторым версиям, накануне разрушения Запорожской сечи казаки сделали несколько таких. Некий сознательный украинец Николай Макаренко, живя в Петербурге, в 1917 году описал 14 морских казацких флагов, которые находились в фондах питерских музеев. Один из них и сегодня закрыт в спецхране Эрмитажа, он зрителям недоступен.

Полвека назад Государственный исторический музей Украины получил копию еще одного из флагов – сегодня ее можно здесь увидеть. Есть копия и в Днепропетровске, еще две в 80-е годы передали в Запорожье – на Хортицу (Щербицкий, говорят, подсобил). Ну и еще один флаг пылится в фондах Львовского исторического музея (ЛИМ).

Но если это действительно одна из ценнейших вещей казацкого наследия – настоящий, по утверждениям ряда историков и экспертов, морской флаг, под которым бороздили Черное море запорожцы, а к нему, как нарочно, нет дела официальным хозяевам – музейщикам, то разве это не выглядит почти как измена родине? Ведь мало-мальски осведомленный украинец знает, что в свое время большинство казацких клейнодов было благополучно из Украины вывезено и осело в спецхранах России, Европы и частных коллекциях граждан США. А «нащадкам козацького роду» в украинских музеях показывают красивые копии этих вещей.

Мы решили разобраться в этом деле с помощью экспертов в рамках редакционного проекта «История одного экспоната».

Есть красивая легенда о том, как флаг попал во Львов. В 1950-х годах группу львовских музейщиков направили в Краснодар по обмену опытом. Говорят, среди них была красивая женщина (историк Сергей Кот в статье «Следами казацких кладов» даже называет ее фамилию – Н. Мимина-Колбасьева), в которую безумно влюбился директор Краснодарского историко-этнографического музея. Чувство его было настолько сильным, что когда львовяне, набравшись опыта, уезжали обратно, директор сказал ей, мол, проси, душа, что хочешь – подарю на память. Ну она и попросила морской казацкий флаг.

Легенду эту в Интернете (как, собственно, и весь детектив с казацким флагом) распространил Виктор Тригуб, учредитель ресурса «Музеи Украины», а ему эту «лав-стори» поведала директор киевского Музея гетманства Галина Яровая. Правда, когда «Ведомости» обратились к госпоже Яровой за подробностями, она заверила нас: подобные сказки от нее пойти не могли, это никем не доказано, и вообще в серьезных кругах, мол, непроверенные вещи не обнародуют. Дескать, львовян спросите, они подтвердят.

Мы спросили. Завфондом «Ткани» в ЛИМ Валентина Николаевна действительно разочаровала нас: мол, никакой Миминой-Колбасьевой не было, а флаг их музей получил в 1950-е годы в рамках обычной советской практики обмена экспонатами посылкой из Краснодара.

– Знамя экспонировалось у нас до 1995-го, а затем его поместили в фонды. Теперь для того, чтобы вернуть его в залы, нужна реставрация (флаг во многих местах порван, и краска полиняла), а денег на это нет, – объяснила нам Валентина Николаевна такое отношение музейщиков к реликвии.

Она также заверила, мол, причин для того, чтобы утверждать об оригинальности вещи, нет. Флаг, дескать, недавно осмотрели в фонде эксперты «невооруженным взглядом» и вынесли приговор: копия конца ХIХ – начала ХХ века.

Виктор Тригуб же, опираясь на описи историка Кота и на собственную логику, уверяет в обратном: не могли в 1930-е годы в Краснодаре сделать копию казацкого флага – за такое в лагерь бы упекли как пить дать.

– Вероятнее всего, этот флаг еще в ХIХ веке при вывозе казацких клейнодов из Украины после уничтожения Сечи попал в Краснодарский музей и благополучно пролежал там до 1950-х годов, – сказал он «Ведомостям».

Мы обратились за консультацией к ведущему в Украине эксперту по древним тканям Татьяне Крупе (Музей археологии и этнографии Слободской Украины). Она заверила нас, что без надлежащей экспертизы судить об оригинальности знамени – крайне непрофессионально. В начале зимы, когда заварилась эта история с флагом, госпожа Крупа вызвалась выступить экспертом, но на это не нашлось денег.

– Чтобы определить, оригинал это или копия, нужно провести экспертизу красок. В оригинале красители будут естественные, а в копии – искусственные (ими стали пользоваться с середины ХIХ века), – рассказала эксперт «Ведомостям». – Может, понадобятся и другие экспертизы.

Позвонили мы и единственному человеку, который недавно видел этот флаг в фонде ЛИМ и сумел перефотографировать его. Журналист Наталья Мацейко говорит, что знамя произвело на нее сильнейшее впечатление.

– Особенно поразило, что рисунок на знамени – двусторонний, – рассказывает Наталья. – На той, которую музейщики принимают за лицевую, нарисован (даже мне, не эксперту, видно, что сделано это вручную и очень старательно) трехмачтовый корабль с запорожцами на борту. В правом и левом верхних углах флага – две фигуры святых.

В описи похожего флага из спецхрана Эрмитажа, произведенной господином Макаренко, значится, что в правом углу – «Спаситель, благословляющий казаков на брань, с семнадцатью звездами кругом него», а в левом – «Архангел Михаил с огненным мечом в правой руке», по кайме же знамени – надпись: «Сие знамя в войско ея императорского величества низовое сделано коштом пехоты воюющей того же войска по Черном морю також по рекам Днепру и Дунаю».

Оборотная сторона флага, по словам Натальи, закрыта целлофановой пленкой, прикрепленной к кайме знамени деревянными рейками. На ней нарисован двуглавый орел с короной и звездами.

В сопровождающем документе значится, что флаг имеет размер 159 Х 224 см, указано также, что на полотно нанесен рисунок масляными красками, и к моменту передачи из Краснодарского историко-краеведческого музея во Львовский исторический музей данная реликвия сильно повреждена временем. Экспонат был передан на постоянное хранение, оценен в 5000 рублей. А после денежной реформы 1961 года переоценен в 500 рублей.

После того, как Наталья Мацейко опубликовала снимок знамени, интернет-общественность, разогретая легендами о морских казацких флагах, любовных историях и вывезенных реликвиях, успокоилась. Простой комбинацией клавиш сознательные украинцы скопировали фотографии знамени, поместили в папочку на «рабочем столе», и время от времени показывают друзьям за кружкой пива под разговоры о доблестном украинском прошлом.

Экспертизу же флага в ЛИМ никто так и не провел, там больше обеспокоены его реставрацией. Может, таки выставят в экспозиции – дабы интересующиеся могли, так сказать, «посмотреть реликвии в лицо». Но заинтересованных, как оказалось, не так уж и много. С тех пор, как по Сети гуляет эта история, ни один из посетителей, по словам завфондом «Ткани» Валентины Николаевны, не спросил у сотрудников музея о флаге.

Джерело: “Киевские ведомости”