Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Пам’ятай про великі дні наших Визвольних змагань

Богдан Хмельницький

?

2007 г. Кто ответит за Браму?

Евгений Евсеев

Дата: 19.12.2007

Столичная прокуратура, похоже, всерьез решила посадить на скамью подсудимых виновников разрушения таких исторических памятников, как Лаврская брама и Мазепинский вал Киевской крепости.

Складывается впечатление, что нарушение законов, защищающих столичные памятники архитектуры, стало в последние годы своеобразным способом самоутверждения больших и малых «деловаров» Киева. Разрушению старинных сооружений не спешили воспрепятствовать ни правоохранительные, ни контролирующие органы. Борьбу с уничтожением исторического лица Киева вели немногие общественные организации, но их сил в противостоянии с обнаглевшими застройщиками было явно недостаточно.

Это привело к тому, что на протяжении последних десяти лет только на территории Киево-Печерской лавры, по информации директора Национального Киево-Печерского заповедника Сергея Кролевца, исчезли с лица земли 10 памятников старины: это и кельи Гостиного двора, и киворий вместе с колодцем Св. Феодосия и Св. Антония, и плитняк Экономического проезда и т.д.

Если такие темпы уничтожения исторических памятников сохранятся, то уже через 100 лет Киево-Печерская лавра превратится в пустырь. Ну а в том, что снос памятников старины на территории этого заповедника уже стал некой традицией, убеждает последний вопиющий случай такого рода: в ночь с 7-го на 8 октября этого года монахи монастыря, действующего на территории лавры, снесли ворота и ограждение на въезде к Нижней лавре. Ни заказчиков, ни исполнителей этой преступной акции не смутил тот факт, что данный объект имел статус памятника архитектуры XIX века и был включен в перечень охраняемых законом объектов под номером 4/87.

Исчезновение брамы не прошло незамеченным. Благодаря активности СМИ и общественных организаций, поднялся нешуточный скандал, который заставил правоохранительные органы обратить внимание на эту историю. Главному управлению столичной милиции было поручено проверить эту историю и решить вопрос с возбуждением уголовного дела.

Однако уже в самом начале государственная правоохранительная машина дала сбой: городской главк спустил поручение Печерскому районному управлению милиции, которое отказалось возбуждать уголовное дело. По мнению блюстителей порядка самого «козырного» района столицы, ничего противозаконного в разрушении брамы нет.

При этом обоснованность такого решения вызывала огромные сомнения, ведь милиционеры не потрудились встретиться с историками и архитекторами, которые могли бы объяснить ценность уничтоженного памятника. Они побеседовали с одним-единственным служителем Киево-Печерской лавры, который, ясное дело, утверждал, что браму давным-давно надо было снести, и ничего ценного в этой груде кирпича не было и нет.

Подобные выводы на основании липовых проверок законники делали и в десятках других случаев, когда им приходилось разбираться с разрушением архитектурных памятников. До сих пор ничто не могло их заставить поменять свою точку зрения. Но в истории с лаврскими воротами случилось чудо – столичная прокуратура отменила решение Печерского РУ милиции и потребовала от милиции провести повторную проверку.

Конечно, это решение прокуратуры само по себе еще не означает, что люди, разрушившие лаврскую браму, обязательно понесут наказание. Предписание прокурора было издано более месяца тому, но о результатах повторной милицейской проверки до сих пор нет ни единой весточки. Но уже тот факт, что точка в этой истории еще не поставлена, сохраняет надежду на справедливый ее исход.

Тем более что уже есть прецедент привлечения прокуратурой к ответственности виновников разрушения исторических памятников, имеющих наверняка не менее влиятельных покровителей, чем у иерархов Киево-печерского монастыря.

Речь идет о работниках госпредприятия «Культурно-художественный и музейный комплекс «Художественный арсенал», а также Главного управления охраны культурного наследия КГГА, по вине которых был практически уничтожен памятник археологии – Мазепинский вал, являющийся частью фортификационных сооружений историко-архитектурного заповедника «Киевская крепость».

Несмотря на то, что уголовное дело по этому факту было возбуждено всего лишь три с половиной месяца назад, его расследование продвигается достаточно быстро. По информации пресс-службы столичной прокуратуры, следователи уже предъявили обвинения лицам, ответственным за этот акт вандализма. В их число вошли представители руководящего звена госкомпании «Культурно-художественный и музейный комплекс «Художественный арсенал» и частного предприятия «ІНАПіК», которое непосредственно проводило строительные работы на ул. Январского восстания, 30.

Сейчас следствие находится на завершающей стадии и есть все основания предполагать, что в ближайшее время дело разрушителей Мазепинского вала будет передано в суд. Правда, обвиняемые отрицают сам факт существования такого памятника архитектуры.

По их словам, та часть земляного сооружения, где они проводили работы, представляла собой фрагмент неправильной формы некогда существовавшего там земляного вала. Но это фортификационное сооружение, по словам фигурантов уголовного дела, было разрушено задолго до начала строительных работ на ул. Январского восстания, 30. Тем не менее эксперты опровергают эти утверждения и настаивают на том, что уничтоженный вал представлял собой историческую ценность.

Нынешнюю активизацию столичной прокуратуры на ниве борьбы с «архитектурными террористами» вряд ли стоит считать спонтанной или продиктованной одним лишь желанием навести порядок в этой сфере киевской жизни. В обоих случаях не обошлось без вмешательства влиятельных персон или организаций. Ситуация с Мазепинским валом возмутила лично Президента Виктора Ющенко, он потребовал от Генпрокурора разобраться с этой историей. А весть о разрушении Лаврской брамы докатилась до ЮНЕСКО.

Если хотя бы за эти вопиющие факты виновные понесут ответственность, это станет полезным прецедентом. Ведь обнаглевших нуворишей может остановить разве что угроза сурового наказания за разрушение архитектурного и исторического наследия. Наказания, которого прежде никто еще в нашей стране не получал.

Справка «Главреда»

Датой строительства кирпичной арки при въезде в Нижнюю лавру считается 1850-1852 гг. Она была возведена одновременно с особняком, предназначавшимся смотрителю лаврского Гостиного двора. Авторство этого проекта принадлежит архитектору П. Спарро. Брама была декорирована нишами с арочными и прямоугольными перемычками, декоративным орнаментом, имитирующем накладную резьбу.

Ограждение завершалось карнизом из лекального кирпича. Общее состояние памятника и элементов конструкций до разрушения оценивалось как хорошее. В то же время, по версии настоятеля Киево-Печерского монастыря архиепископа Павла, причиной сноса памятника архитектуры стало его аварийное состояние, угрожавшее безопасности посетителей лавры.

Строительство земляных укреплений, получивших впоследствии название «Мазепинский вал», датируется началом XVIII столетья. Этот памятник архитектуры соединяет Успенский и Петровский бастионы Киевской крепости. Находится он на территории будущего музейного комплекса «Художественный арсенал» по адресу ул. Январского восстания, 30. В ходе строительно-реставрационных работ на этой территории в августе нынешнего года было разрушено около 50 погонных метров земляного вала, высота которого составляла 12 м, ширина – 20 м.

Джерело: «Главред»