Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Будь гордий з того, що Ти є спадкоємцем боротьби
за славу Володимирового тризуба

Богдан Хмельницький

?

2009 г. Небоскреб на Крещатике – символ Киева?

Ирина Карманова

Дата: 26.03.2009

17 февраля 2009 г. Киевская администрация на заседании Градсовета одобрила строительство на Европейской площади 160-метрового офисно-гостиничного небоскреба и подземного 4-уровневого торгового центра с паркингом на 1150 машино-мест. Общая площадь надземной части комплекса составит более 180 тыс. кв. м, подземной – около 80 тыс.

Сооружение этих объектов предусматривает проект реконструкции Европейской площади со строительством комплекса нежилых помещений для размещения объектов сферы обслуживания населения, подземного паркинга и других мест общего пользования под дорожным покрытием площади и прилегающих к ней улиц и офисно-гостиничного комплекса «Столичный». При этом небоскреб, который возводят под эгидой подготовки к Евро-2012, в этом перечне скромно стоит на последнем месте, и гостиничных номеров в нем всего около 200.

Решили удивить мир

Высотные здания всегда привлекали внимание, только с течением времени на смену куполам храмов пришли небоскребы. Своеобразное соревнование между странами и городами за обладание самым высоким сооружением продолжается до сих пор, а многие из них стали символами городов и стран: в Нью-Йорке – разрушенные башни-близнецы Всемирного торгового центра, в Куала-Лумпуре (Малайзия) – башни нефтяной компании «Петронас». Однако небоскребы вырастают в относительно молодых мегаполисах, в городах же, имеющих многовековую историю, высотки если и строят, то на почтительном расстоянии от исторических центров.

Единственным настоящим небоскребом Европы уже много лет остается 243-метровое здание «Коммерцбанка» во Франкфурте-на-Майне, по поводу возведения которого велись серьезные дебаты – ведь находится он на границе исторического центра города. Согласно закону, в центре Парижа любые здания не должны превышать 8 этажей, а за пределами его центра – 37 м. Несмотря на это, в 1970-х гг. была построена башня Монпарнас высотой 209 м.

До сих пор в городе проходят демонстрации, призывающие снести сооружение, которое портит вид романтического Парижа… По-видимому, построив небоскреб на Крещатике, киевские власти решили удивить мир.

Комбинации, махинации, фальсификации

Откуда взялся гигант высотой 160 м в историческом центре Киева? Ведь все три этапа конкурса на лучший проект не привели к положительным результатам – первое место не присудили ни одному из проектов. Утверждать, что строительство небоскреба одобрил Градостроительный совет при Главном управлении строительства, архитектуры и дизайна городской среды КГГА (ГКА) нельзя. Многие члены совета выступали против этого строительства. Но ситуация с работой самого Градсовета сегодня неоднозначна.

После утверждения Леонидом Черновецким в июле 2008 г. нового положения о Градсовете часть архитекторов, членов совета, отказалась участвовать в его работе. Среди них – президент Национального союза архитекторов (НСАУ) Игорь Шпара, президент Киевской организации НСАУ Вадим Жежерин, бывший главный архитектор Киева (в 1986-1992 гг.) Николай Жариков. Протест был вызван тем, что в состав были включены лица, не имеющие архитектурного образования, а на членов совета оказывалось административное давление.

В начале февраля 2009 г. НСАУ и его киевская организация объявили о своем требовании к КГГА сформировать профессиональный архитектурно-градостроительный совет. До его формирования Минрегионстрою Украины было предложено рассматривать проекты наиболее важных объектов Киева на заседаниях архитектурно-градостроительного совета министерства. Строительство небоскреба на Крещатике, безусловно, является таким объектом. Но министерство это предложение отклонило.

К сказанному можно добавить, что КГГА решениями Градсовета частенько пренебрегает, так как он является лишь рекомендательным органом, а окончательное решение, что можно строить в Киеве, принимает начальник ГКА, находящийся в подчинении у руководителя КГГА. Таким образом, все вопросы о строительстве объектов в столице принимаются исключительно этими двумя людьми.

В случае с планированием небоскреба на Крещатике обман общественности заключается еще и в том, что в 2004 г. главной задачей проектов строительства было решение транспортной развязки в районе Европейской площади. Но в последнем, одобренном киевскими властями проекте, этот вопрос не поднимается вообще. Если на Европейской площади сохранится сегодняшняя ситуация, это приведет к транспортному и экологическому коллапсу – ведь строительство небоскреба и магазинов привлечет огромное количество транспорта!

Обширное подземное строительство грозит еще одной неприятностью. Специалисты утверждают, что пространство от пл. Льва Толстого до Бессарабки нужно было использовать для устройства транспортного туннеля. Но теперь сделать его уже нельзя.

Превращение Майдана Незалежности в крышу универмага не добавило городу привлекательности. Казалось бы, этого достаточно для того, чтобы сделать выводы на будущее. Но в одобренном властями проекте реконструкции Европейской площади опять появляются подземные магазины. В связи с этим возникает еще и инженерная проблема: слабые лессовые грунты и наличие подземных вод могут способствовать значительным просадкам почвы, из-за чего могут пострадать все окружающие стройку сооружения.

Тревогу вызывают слова, сказанные автором проекта, архитектором Андреем Пашенько: «Мы попытались найти грань между современной и киевской архитектурой. Вокруг уже есть высотки, и это здание задаст новый ритм, станет шагом в перспективном развитии Крещатика». О каких высотках на Крещатике говорит архитектор? Нет ли в планах Киевской администрации постройки небоскреба и вместо гостиницы «Украина»? Кроме того, господин Пашенько сообщил о том, что общественность одобрила строительство на Крещатике, а это является неправдой.

Говори «нет», пока тебя не услышат

Главкиевархитектура совместно с компанией «Грааль» в 2004-2005 гг. провела три этапа конкурса на проект реконструкции Европейской площади со строительством небоскреба за гостиницей «Днепр». Так как в условиях конкурса не были приведены ограничения по размеру подземных пространств и по этажности высотного сооружения, архитекторы дали волю своей фантазии – предлагали подземные сооружения глубиной до 5 этажей, высотное здание – до 50.

Обсуждение конкурсных проектов 7 сентября 2004 г. показало, что общественность столицы категорически возражает против возведения на Крещатике высотного объекта и масштабного подземного строительства и что из всех представленных на конкурс внимания заслужил проект, в котором верхний предел нового здания не превысил высоты исторической застройки.

Специалисты потребовали продолжить конкурс, четко выписав в его условиях ограничения в соответствии со статусом Крещатика как охраняемой архитектурно-исторической территории. Эти требования ГКА выполнены не были. На третий тур конкурса опять были представлены проекты небоскребов. Второе общественное обсуждение, которое прошло 2 июня 2005 г., подтвердило ранее высказанное мнение о недопустимости размещения высотного сооружения на Крещатике, 5.

Выступлений в поддержку строительства небоскреба на Крещатике, подземных магазинов и паркингов на общественных обсуждениях не было вовсе. Представители общественности даже сомневались в том, что их мнения записывают и властные структуры будут проинформированы о результатах слушаний. Создавалось впечатление формальности мероприятий. И все же с июля 2005 г. все разговоры о возведении высотки на главной улице города на несколько лет были прекращены.

Этот исполин может стать позором столицы. Свое мнение о решении киевских властей все-таки построить небоскреб на Крещатике высказал архитектор-градостроитель, действительный член ИКОМОС (украинское представительство ЮНЕСКО) Валерий Сопилка:

– Говорят, что мудрые люди учатся на чужих ошибках. Наши практикующие чиновники и предприниматели часто бывают на Западе, но, видимо, ничему там не научились. В 1970-х гг. в Париже возвели высотный Монпарнас, который казался престижным и достойным культурной столицы мира. Но старые красивые и солидные дома вокруг деспотически угнетающего сооружения вдруг стали выглядеть пигмеями.

Французы увидели неудачу – и остановились. Уверен: второго небоскреба в центре Парижа уже не появится, а новейшие стеклянные высотки вообще вынесли за Большое кольцо бульваров и там сгруппировали в современном ансамбле Дефанс, явив всему миру образец непревзойденного городского дизайна, достойного творческого подражания.

У нас же чиновники и архитекторы не воспринимают исторического образа Киева, не щадят его прежде всего потому, что не чувствуют его естественного масштаба. Супертяжелый дом на Грушевского, 9а, выдвинутый на самую бровку склона, «задавил» стометровые киевские холмы и лавру. Огромный кубический монстр на ул. Богдана Хмельницкого «придавил» и унизил Театр оперы и балета. Но мы снова повторяем ошибки, на этот раз уже в самом ответственном месте – на главной улице столицы.

Чем выше здание, тем большим городским пространством оно овладевает. Высотный объект на Крещатике будет оказывать влияние на огромную территорию, при том что внешний вид здания примитивный и отталкивающий. В панораме Майдана Незалежности он будет восприниматься как элемент, чужеродный прежде всего по масштабу, а также по стилистике, фактуре и колориту. При высоте в 160 м и массивном основании небоскреб «раздавит» все постройки вокруг: Майдан и Крещатик «померкнут» от его появления.

Со стороны левого берега Днепра верхушка этого исполина то и дело совершенно некстати будет выглядывать то из-за одного, то из-за другого холма, фиксируя расположение Европейской площади как места совершения градостроительной ошибки. Причина ее мне видится в отсутствии у чиновников представления о главных ценностях Крещатика как ансамбля.

Исходным моментом преемственного развития застройки улицы является градостроительная идея, не утратившая актуальности и сегодня. Авторы Крещатика детально проработали композицию главного проспекта, оформили площади, продуманно расставили доминанты и завершили эту улицу на уровне произведения градостроительного искусства. И поэтому не нужно лишних доминант.

Джерело: «2000. Уикенд»