Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Не завагаєшся виконати найнебезпечнішого чину,
якщо цього вимагатиме добро справи

Богдан Хмельницький

?

2008 г. Небоскребы на Крещатике

Данило Евтухов

Дата: 04.09.2008

Спешите видеть и фотографировать главную улицу страны! Очень может быть, что от того Крещатика, каким он есть сегодня, останутся одни лишь фрагменты зданий. Уже через год очертания этой, без преувеличения, исторической улицы изменятся. А через пять лет Крещатик станет совершенно другим. Обновленный градостроительный совет вернулся к рассмотрению проектов по коренной реконструкции центральной улицы Киева и фактически дал на нее добро.

Первый эпизод перестройки коснется квартала между улицей Богдана Хмельницкого и бульваром Тараса Шевченко. К слову, этот участок как место применения градостроительных талантов – давняя мечта киевских архитекторов и строителей. Так сказать, теоретическое освоение квартала началось еще в 1980-х годах. За двадцать пять лет не один карандаш был исписан на варианты комплексной реконструкции Крещатика в пределах домов №№ 40-52.

Вообще, 1980-е ознаменовались борьбой «реконструкторов» с «консерваторами». Комплексная реконструкция многим не нравилась из соображений сохранения памятников истории и архитектуры. Однако, многие проекты предусматривали застройку с сохранением фасадов. Подобным образом решал свои проблемы голландский Амстердам: подчищенные и подкрашенные аутентичные фасады зданий скрывают новые конструктивные решения внутридомового пространства. А в центре Киева познакомиться с наглядным примером подобного строительства можно на улице Верхний Вал или, например, на улице Владимирской у зеркального новостроя гостиницы «Хайятт».

Однако в первой половине 1990-х годов комплексной застройки и быть не могло – кризис в стране! А затем, когда появился капитал и капиталисты, участки внутри квартала были раскуплены различными собственниками и все комплексные проекты пошли… насмарку.

В то же время, во второй половине 2000-х проблема реконструкции стала как никогда остро – многие из существующих домов в квартале давно требовали ремонта, а внутренняя планировка зданий морально устарела. И в то же время, архитекторы по-разному оценивают сложившуюся ситуацию.

Кое-кто их них убежден: как бы то ни было, а Крещатик нужно реконструировать не мешкая, пусть даже и отдельными фрагментами, пусть даже не комплексно. Другие же склонны давать пессимистические оценки и прогнозы, называть ситуацию градостроительным хаосом и т. п.

Николай Демин, главный архитектор проекта реконструкции здания на углу Богдана Хмельницкого и Крещатика (там размещался Центральный гастроном) в целом доволен окончательным решением реконструкторской задачи.

«Сейчас реконструкция находится в стадии проекта. Рассмотрение его на градостроительном совете прошло нормально, однако были высказаны некоторые существенные замечания. В частности, это касается фасада здания – он должен быть сохранен, потому что здание – ценное, один из немногих памятников архитектуры конца ХIX века. Над старым фасадом возвысится новый, украшающий дополнительные этажи. Никакого диссонанса не будет. Все новые элементы будут выполнены аналогично существующему фасаду памятника. Достраивать здание в высоту мы будем до отметок Центрального универмага, находящегося напротив», – рассказал архитектор.

Более того, он считает, что вообще удастся гармонично вписать новое здание в ансамбль: «Если быть точным – это будет даже не здание, а ансамбль, который включит в себя и дом, где кинотеатр «Дружба», и еще несколько зданий, которые после реконструкции займут пространственный объем, приблизительно равный объему универмага».

Непраздный вопрос – этажность. «Градсовет задал верхний карниз реконструкции, выше которого строить не нужно. Это – 10 этажей. При этом все члены градосовета согласились с тем, что здания довоенного периода на этом участке должны быть сохранены и отреставрированы – речь идет о фасадах зданий, как, собственно, памятниках архитектуры. Внутри же должна быть проведена перепланировка, санация дворов, чтобы все соответствовало современным нормам и стандартам.

Что же касается нынешнего внутреннего пространства тех зданий, то оно в технически неудовлетворительном состоянии, поэтому несущие конструкции будут обновляться или меняться», – говорит архитектор.

Демин убеждал нас, что, мол, не стоит опасаться термина «реконструкция», так как зодчие, не сохраняя, возможно, сооружение как памятник истории или архитектуры, все же оставляют его как памятник градостроительства, что даст возможность потомкам иметь наглядное представление о том, как выглядел город в определенный период времени.

Однако некоторые известные киевские архитекторы не соглашаются с эти оптимизмом. Янош Виг, например, считает, что реконструкция квартала проводится хаотично и отражает плачевное состояние столичного градостроительства.

Кроме того, архитектор недоумевает, что его коллега говорит о 10-этажах: «Если учесть, что в домах центра Киева высота этажа с перегородкой – минимум три метра, то здание будет иметь 36 метров. Однако невооруженным глазом видно, что высота трехэтажного фасада существующего строения уже около 15 метров. Если предусмотреть три метра высоты для последующих этажей – высота здания будет достигать 40 метров. Это в целом выше ЦУМа! Я слышал, что на углу Богдана Хмельницкого и Крещатика Присяжнюк (Василий Присяжнюк – главный архитектор Киева – ред.) лично согласовал 12-этажное здание, которое разработала мастерская Демина».

Интересно, что ТАМ «Н.Демин» пока не представляет публично фотографию проекта – якобы потому, что проектирование еще не завершено окончательно. Может, потом нас ждет сюрприз?!

«Реконструкция Крещатика – это тема, которая тянется еще с 1980-х годов. Было несколько удачных комплексных проектов. Проекты, в разработке которых я участвовал, были лауреатами многих конкурсов. Однако сейчас, что касается реконструкции Крещатика, по-моему, потерян всякий здравый смысл! А тогда, когда мы этим занимались, речь шла о реконструкции всего квартала. Мы называли его «Крещатик 40-52».

Была предусмотрена реконструкция внутреннего пространства, старых зданий, новое строительство. Это был удачный проект комплексного подхода к решению одной из основных архитектурных задач, которые есть в городе. Но поскольку сейчас речь идет о фрагментарном выборочном строительстве, то весь этот целостный проект оказывается невостребованным. А ситуация с Крещатиком отражает общее состояние градостроительства в Киеве – «потеряна голова, то что уж о волосах плакать?», – сетует Янош Виг.

Кстати, рассказывая о своем проекте, Николай Демин сообщил, что здание, в котором ранее находился отель и Центральный гастроном, после завершения реконструкции будет иметь торгово-развлекательный профиль – магазины, кафе, бутики, салоны и офисы…

Одним из идейных вдохновителей реконструкции главной улицы страны и перепрофилирования был бывший главный художник Киева, архитектор, автор концепции развития делового центра Георгий Куровский. Еще в самом начале нового тысячелетия он публично обратил внимание на то, что историческое и географическое предназначение Крещатика – быть культурно-торговым центром.

В частности, он обращает внимание на то, что львиная доля сооружений на Крещатике имеет административный профиль, в то время, как они имеют огромную инвестиционную привлекательность – за счет расположения в историческом и культурном центре города. А разделение административных структур и торгово-развлекательных существенно разгрузило бы транспортные потоки в центре. Административный же, и, частично, деловой центр, Куровский, о чем «Главред» детально рассказывал еще в середине 2006 года, предложил перенести на Рыбальский полуостров (киевскую мэрию) и на Теличку (Кабмин, администрацию Президента). Эти проекты, кстати, одобрены и находятся в стадии доработки.

По мнению Куровского, чиновники мешают сами себе и другим свободно перемещаться по Киеву, так как загружают транспортную структуру по направлению к центру города, хотя в развитых мегаполисах эта проблема решается перенесением административной и деловой активности в отдельный район вне исторического центра. Как пример, он приводит Москву и Париж. Источники также утверждают, что отселение Крещатика и близлежащих административных улиц благословляет и Президент Украины Виктор Ющенко.

В то же время, хотя по прогнозам автора, концепция будет окончательно реализована уже за десятилетие, количество бутиков и магазинов на Крещатике растет, а чиновники никуда выселяться пока не собираются.

А на другой стороне Крещатика, возле Европейской площади, тот же архитектор Демин, ратующий за сохранение градостроительной «картинки» в центре ратовал за постройку небоскреба, который, видимо, соответствует окружающей застройке.

По адресу Крещатик, 5, на месте разрушенного дома планируется построить 130-метровый монстр в 40 этажей. Говоря об этом проекте, Демин, как бы противоречил сам себе: «Глупо повторять то, что уже существует… Здание должно быть современным, но в то же время органически сочетаться с соседними строениями. И сегодня современные красивые высотные здания неплохо сочетаются с исторической средой».

Стоит отметить, что в большинстве европейских столиц существуют огромные стеклянные небоскребы – равно как и старинные ансамбли монументальных знаний, этажность которых не изменялась веками и не изменится, несмотря на перепланировки внутренних пространств. Однако, что отличает тысячелетний Рим или роскошную Прагу от Нью-Йорка или Москвы? Да – сохранение существующих ансамблей строений: будь это Пьяцца Навона с небольшими четырех- и пятиэтажками или пражский центр, состоящий из похожих друг на друга зданий с красными крышами.

А в Москве или Нью-Йорке все новое строится, как говорится, на костях и под боком у старого. В итоге у городов нет, за мелкими исключениями, целостных исторических ансамблей. Стеклянные небоскребы Нью-Йорка затеняют своих праотцов, превращая город в грандиозное, но без определенного цельного образа, зрелище. И в Москве разбросанные то тут – то там, среди старшей архитектуры, «стекляшки» смущают глаз искушенного обывателя.

Почему же вожди, включая и Сталина, при всех своих амбициях пощадили трехэтажки исторического квартала? И почему нынешняя «семибоярщина» позволяет себе вольно трактовать понятие «исторический и культурный памятник»? А как бы не хотелось бы, чтобы эстетический вкус и уважение к старине забывались в рационализме «перепрофилирования» главной улицы страны «под современность»…

Джерело: «Главред»