Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Про справу не говори з тим, з ким можна, а з ким треба

Богдан Хмельницький

?

2009 г. Спасение Андреевской – мартышкин труд?

Ирина Несенюк

Дата: 04.09.2009

Пока рабочие с помощью свай спасают холм, на соседних улицах вовсю идет строительство, которое может окончательно погубить святыню. Уже больше месяца ведутся работы по укреплению склона возле Андреевской церкви. С самого начала строители уверяли, что никакой опасности для самой святыни не будет. Все сделают аккуратно, а главное – сваи в холм забивать не станут, чтобы ничего не разрушить. Но в последнее время местные жители то и дело слышат сильные стуки, которые похожи на звуки строительного молота, забивающего эти самые сваи.

«Новая» уже писала о ситуации с Андреевской церковью (№ 263 от 29.07.09). Теперь мы решили разобраться, не навредят ли эти отбойные молоты святыне, и понаблюдали за процессом «лечения» склона.

По принципу мясорубки

Сначала спецмашина забуривает шнек (винт как у мясорубки) на глубину 18 м. Он поднимает грунт, стряхивает его, а потом начинает и сам освобождаться от глины при помощи гигантской пружины. Вот эти «забойные» звуки и слышит вся округа. После этого в скважину вставляются обсадная труба диаметром 1 м, каркас, потом бетонолитная труба, по которой заливается раствор. Бетон остается в земле, каркас вынимается. Так что сваи эти можно назвать не буронабивными, а буроналивными.

Всего их установят 85, и половина дела уже сделана. Позже их свяжут между собой, создав своеобразную крепкую раму. Следующая задача – меньшими по размеру сваями укрепить паперть, забетонировать, чтобы уже весной выложить плиткой. И только потом можно будет взяться за реставрацию самого здания. А пока строители работают круглосуточно, борясь с теснотой, беспечными гражданами, и никак не могут найти общий язык с церковным начальством.

Посудите сами: на узенькой дорожке под склоном с трудом поворачивается большая техника – буровая машина, подъемный кран, миксеры и грузовики. Въезд и выезд на площадку постоянно затруднен из-за припаркованных на Андреевском спуске автомобилей. Вот подъехала бетономешалка, а в нижние ворота не попасть – дорогу перегородил джип. Бетон сохнет, рабочие ругаются, а водителя внедорожника нет.

Выезжающие из верхних ворот грузовики с грунтом вынуждены тормозить, пропуская туристов, которые поднимаются в храм. А еще – конвейеры свадебных кортежей, женихи и невесты, которые начинают новую жизнь, ею же и рискуя. Опасность исходит и от неустойчивого храма, и от работ по его спасению.

Работают с оглядкой

– Сначала наши объявления с просьбами не заходить на территорию Андреевской церкви просто кто-то закрашивал белой краской, – пожаловался «Новой» Сергей Стадный, начальник строительного участка. – Сейчас не трогают, зато рядом повесили щит, вещающий о том, что вход в святыню свободен, и есть расписание богослужений. Мы рассчитываем закончить реконструкцию в октябре, но вынуждены работать с оглядкой – не дай бог, упадет двухтонный каркас сваи или грузовик не успеет притормозить. Людей здесь много ходит.

А вот настоятель Андреевской церкви, митрофорный протоиерей отец Виталий Даньчак угрозы для посетителей храма не видит.

– Богослужения в церкви проходят с 2001 года, и с тех пор нам постоянно твердят о том, что она вот-вот рухнет, – поведал «Новой» святой отец. – Такое впечатление, что Национальный заповедник «София Киевская» просто не хочет, чтобы церковь функционировала. Запрета на уровне министерства строительства и регионального развития у нас нет. Мало того, Юлия Тимошенко заявила о том, что работы по реконструкции будут идти своим чередом, а богослужения – своим. И потом, почему же она не упала после того как ее подрыли до самого фундамента с правой стороны?

В заповеднике «Новой» сказали, что они действительно против проведения богослужений в Андреевской церкви не только во время ремонта, а в принципе. Изначально она задумывалась царицей Елизаветой как летняя придворная церковь без своего прихода. Бесценные иконы выполнены на полотне, и они вместе с позолотой разрушаются от свечей. Проектируя здание, архитектор Растрелли не рассчитывал на массовую посещаемость, а значит, и обильную копоть. Прихожан, по мнению музейщиков, нет и сегодня, все сплошь – туристы, приносящие немалый доход церковным «бизнесменам», живущим одним днем на бойком месте.

Разрушительное строительство

Единственное, в чем согласны между собой строители, проектировщики, церковники и музейщики, это то, что церковь, во-первых, построена на холме с очень рыхлым грунтом (каприз Елизаветы Петровны), во-вторых – бесконечными стройками была нарушена буферная зона вокруг храма.

Но если с царицы спроса никакого, то у директора Музея духовных сокровищ Украины Игоря Пономарчука «Новая» поинтересовалась: понимает ли он, что достройка его здания на Десятинной, 12 вниз по склону вредит храму и угрожает целому району.

– Я категорически против подобных обвинений, – заявил г-н Пономарчук. – Наш проект прошел все инстанции и был одобрен Игорем Бойко, заведующим кафедрой основ и фундаментов Киевского национального университета строительства и архитектуры. Нам даже сказали, что наше каре из бетона, наоборот, укрепляет склон. Кроме того, на соседних домах мы установили специальные маячки, позволяющие отслеживать малейшие отклонения от нормы в грунте и на поверхности земли. Отклонений нет.

Ничего подобного не было замечено на скандально известной стройке по ул. Десятинной, 11 и 13. Речь идет о надстройке одного дома и пристройке другого. «Новой» так и не удалось добиться, сколько этажей будет в новом здании, есть ли заключения экспертов об их безопасности для исторической зоны столицы. И строители, и указанные на табличке номера телефонов молчат.

Анатолий Антонюк, директор Института «Укрпроектреставрация»: “Любые сваи, даже не забивные, нагружают и разрушают склон, ведь стоят они не сами по себе, а несут тяжеленные конструкции. Строить можно только внизу Андреевского спуска, это подопрет его, но ни в коем случае не сверху на Десятинной и прилегающих улицах. Иначе вся теперешняя работа по спасению Андреевской – мартышкин труд”.

“Средства из обещанных на реконструкцию 10 млн поступают из резервного фонда исправно, – заверил «Новую» Александр Кравченко, заведующий отделом реставрации и реабилитации памятников архитектуры Национального заповедника «София Киевская». – Нам даже погасили задолженность по оплате проекта ремонта. Приходят деньги и из Фонда «Евро-2012»”.

Джерело: «Новая»