Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Не дозволиш нікому плямити слави, ні честі твоєї нації

Богдан Хмельницький

?

[2009 г.] Описание

Потомству в пример – это первый монумент Севастополя в память подвига Л. И. Казарского. Памятник сооружен па мысе Матросского (бывший Малый, Мичманский) бульвара на Центральном холме. Предыстория его такова: в мае 1829 г. во время очередной русско-турецкой войны небольшой бриг “Меркурий” вступил в бой с двумя турецкими линейными кораблями. Бригом командовал молодой капитан-лейтенант А. И. Казарский (1797-1833), который, несмотря на огромное превосходство неприятеля в числе и калибре орудий, покорной сдаче врагу предпочел дерзкую атаку. Бриг первый открыл огонь.

Более четырех часов громады линейных кораблей разряжали орудия своих высоких бортов в маленькую юркую мишень (длина брига была всего около 30 м). Он получил 22 пробоины в корпусе, почти 300 повреждений в такелаже, среди экипажа были убитые и раненые. Но и 18 орудий брига сделали свое дело: сначала один, а следом другой турецкий корабль потеряли скорость из-за повреждения снастей и вышли из боя.

Это редкое по неравенству сил сражение, ошеломляющая отвага русских моряков буквально потрясли современников. В честь командира героического брига и воздвигнут памятник с лаконичной надписью – “Хазарскому. Потомству в пример”. Монумент заложен в 1834 г. на средства, собранные по подписке моряками, и окончен в 1839 г. Автор проекта архитектор А. П. Брюллов, брат знаменитого художника, в поисках выразительности художественного образа обратился к формам и мотивам античности. Использование классических мотивов (и это, наверняка, главное) позволяло гармонично вписать монумент в общую застройку тогдашнего Севастополя в стиле русского классицизма.

На каменной усеченной пирамиде установлена стилизованная модель античного военного корабля из бронзы. Обычно при описании памятника его называют триремой (или триерой), но у корабля один ряд весел, значит, и называть его надо пентеконтерой.

Подчеркнуто классицистичны темы барельефов: Нептун, богиня победы Ника, Меркурий (намек на имя брига). И в этом мифологическом окружении – портрет Казарского в морском мундире (кстати, он дисгармонирует с общим изобразительным строем памятника и, думается, включен в него вопреки авторскому замыслу). В обращении к античности сказалось и другое – характер самого события: чтобы подчеркнуть легендарность подвига, надо было соотнести его с героическими деяниями, воспетыми в мифах древней Эллады.