Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Змагатимеш до посилення сили, слави, багатства і простору
Української держави

Богдан Хмельницький

?

1986 г. Памятники градостроительства и архитектуры

Петропавловского кафедрального костела ансамбль, XVI-XVIII вв. Ансамбль включает Петропавловский кафедральный костел, колокольню, триумфальные ворота и турецкий минарет.

В ансамбле удачно соединились черты архитектурных стилей (ренессанс, барокко, неоготика) Имеет большое историко-культурное значение.

Петропавловский кафедральный костел, начало XVI-XVIII вв. В XVI в. перед западным фасадом появляется квадратная в плане часовня (впоследствии послужила основанием для турецкого минарета). В 1547-1563 гг. пристроена часовня к южному фасаду. После пожара 1616 г. был отремонтирован к 1621 г. В первой четверти XVII в. к северному фасаду пристраивают квадратную в плане часовню в ренессансном стиле, в 1627-1640 гг. – часовню с южной стороны костела, в 1646-1648 гг. с восточной стороны – удлиненный пресбитерий в готическом стиле с ризницей с северной стороны. После 1672 г. (в период турецкого владычества) с западной стороны костела возводится минарет. В 1699 г. костел ремонтируют, в середине XVIII в„ возможно по проекту Я. де Витте, отделывают снаружи и внутри в барочном стиле. В 1760-1795 гг. к южному фасаду пресбитерия пристраивают прямоугольную в плане ризницу, к северному – двухэтажное здание. В 1842-1855 гг. к часовне у южного фасада с юга пристраивают каменную паперть в псевдоготическом стиле. В 1853-1860 гг. итальянский худож. Д. Сампини расписывает темперой стены южной часовни. В росписях стен и сводов костела в 1853-1854 гг. принимал участие львовский худож. М. Яблонский. В это время в костеле настилают полы из теребовльского песчаника, в пресбитерий – из каррарского мрамора, в окнах пресбитерия устанавливают витражи богемского стекла. В 1862 г. сгоревшую гонтовую кровлю заменяют железной.

Костел трехнефный, базиликальный. Стены из тесаного камня-ракушечника на известковом растворе, оштукатурены. Древняя часть главного нефа квадратная в плане, по форме и размерам плана напоминает древнюю часть каменец-подольского костела доминиканского мужского монастыря. В отличие от него, столбы, разделяющие нефы в кафедральном костеле, имеют вид пилонов, образующих суженные к западу стороны главного нефа. По этому признаку сближается с планом Успенской церкви в Зимно (1465-1475 гг.). В связи с этим предполагается, что в основе кафедрального костела остатки древнерусского сооружения. Крыша двускатная с заломом, крытая железом по деревянным стропилам, с люкарнами и сигнатуркой. Перекрытия сводчатые. С 1930 г. в костеле размещается Каменец-Подольский исторический музей-заповедник. С 1978 г. используется как зал органной музыки.