Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Пам’ятай про великі дні наших Визвольних змагань

Богдан Хмельницький

?

2007 г. Музей наглости в Пирогово

Александра Романюк

Дата: 07.09.2007

Подготовка документов для выделения участков под частную застройку вблизи уникального Музея народной архитектуры и быта в Пирогово началась. Как стало известно “Газете…”, со среды первые 28 заявлений с просьбой выделить землю под частное строительство в этом месте проходят согласования в подразделениях КГГА.

В том, что этим документам гарантировано молниеносное прохождение всех инстанций, сомнений нет. Ведь дерибан зоны перспективного развития музея готовился давно – причем на самом высоком уровне.

Предыстория вопроса

Еще несколько лет назад НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) разработал схему охранных зон Государственного музея народной архитектуры и быта Украины. Она была рассмотрена на градсовете Киева 3 ноября 2004 года и утверждена приказом Госслужбы охраны культурного наследия и тогдашним министром культуры и туризма Игорем Лиховым в 2005 году.

Согласно документу, вся земля в окрестностях музея, от пр. Академика Заболотного на юго-востоке до микрорайона Китаево на севере, значилась как резервная территория для развития музея и охранная зона, в которой “запрещается любое строительство, не предусмотренное Генеральным планом развития музея”.

Кроме того, десятки гектаров по другую сторону пр. Заболотного значились охранной зоной музея, в которой вообще “запрещается любое строительство”. Казалось бы, документы, утвержденные на государственном уровне, обеспечивают музею защиту на долгие годы. Однако….

Как ни странно, “документальное” начало “второй серии” положил указ президента. Презентуя свои социальные инициативы в университете “Острожская академия” 22 июня, Ющенко потребовал снять ограничения на продажу земли, заявив, что препятствуют этому только те, кто стремится “поддержать криминальный формат развития земельных отношений”.

“Интересы этих людей потом вытекают в то, что возле Киева, возле Пирогово все роздано как подарки – за хорошее голосование чье-то”, – заявил президент. Через три дня, 25 июня, был подписан указ, в котором Ющенко поручал Кабмину и мэрии Киева уже до 1 августа “рассмотреть вопрос о возможности расширения территории музея за счет прилегающих земель”. Кабмин уложился в отведенные сроки. Правда… перекрутив текст президентского указа с точностью до наоборот.

Уже в начале июля на свет, откуда ни возьмись, явилась новая схема охранных зон музея в Пирогово. В заголовке цинично значится, что зоны охраны скорректированы “с учетом требований указа президента № 553/2007”. Хотя на самом деле территория охранных зон не только не расширилась, но сократилась вдвое! Вся южная часть зоны развития музея в этом документе превращена в… “зону регулируемой застройки”, где “разрешается новое строительство не выше 3 этажей”.

Имя автора и название организации на штампе “скорректированной схемы” отсутствует, что, по словам специалистов, уже позволяет говорить об этом документе как о сфальсифицированном. Кроме того, нет отметки о том, когда именно проект рассматривался на градсовете и каким был вердикт архитекторов. Тем не менее, странная бумажка практически за неделю прошла согласование во всех инстанциях!

1 августа первый вице-премьер Николай Азаров лично подписывает поручение мэру Киева и другим согласующим организациям “неукоснительно соблюсти требование скорректированных схем охранных зон, отменив предыдущие схемы”. При этом для пущей убедительности он ссылается еще и на некое “дополнительное поручение премьер-министра Украины”. Вскоре (очевидно, во исполнение поручения) в КГГА появилась стопка заявлений от граждан, дружно просящих выделить им по 10 соток земли на ул. Лауреатской. 28 штук.

Все заявления написаны пенсионерами. Их имена ни о чем не скажут киевлянам. Но о стариках ли так сильно беспокоились премьер и его первый зам, когда требовали “неукоснительного соблюдения” своих требований?

Как полагают чиновники горадминистрации, ознакомившие нас с заявлениями, “просителями” в данном случае выступают подставные лица, именами которых истинные землевладельцы решили воспользоваться по двум причинам: чтобы не “засветиться” в прессе и чтобы получить желанные участки абсолютно даром: ведь по закону, пенсионеры могут приватизировать землю бесплатно.

После того, как заявления согласуют все инстанции (а “Газета…” уже писала, что для нужных людей КГГА может обеспечить это даже за неделю), проекты решений о землеотводах должны быть вынесены на сессию Киевсовета и проголосованы.

В этом смысле заинтересованных лиц, наверное, очень расстроило решение киевского руководства отменить сразу два ближайшие заседания и вообще не проводить сессий до выборов. Случайно ли фракция ПР в Киевсовете первой (и пока единственной) высказала “категорический протест” против такой инициативы?

Участок земли в 35 га, который должен отойти под застройку коттеджами, был отведен Украинскому обществу охраны памятников истории и культуры для строительства второй очереди музея.

– Передо мной вот лежит госакт на право пользования этой землей, выданный в 1977 году, – говорит зампредседателя Общества Николай Пархоменко. – Но процедуру обновления прав на землю мы никак не можем пройти, хотя пытаемся сделать это уже несколько лет.

Между тем, если территория между музеем и пр. Заболотного отойдет под застройку, на развитии музея можно будет поставить крест. Как утверждает Николай Пархоменко, это было единственное направление для расширения музея. С севера и запада его развитие сдерживает Голосеевский лес, который носит статус заповедного, на востоке – кладбище и село.

Пока заявлений всего 28, на 2,8 га в охранной зоне. Но это, похоже, лишь “проба пера” перед следующим, уже более масштабным наступлением на Пирогово.

Как показывает практика, принятые Киевсоветом решения отменяются трудно и долго. И если спасать музей, то делать это нужно сейчас, пока “земельные дела” еще не подготовлены окончательно. Иначе получится, что президент, известный своей любовью к народной культуре, собственноручно подписал приговор уникальному музею в Пирогово. Потому что позволил прохвостам-чиновникам выполнить свой указ с точностью до наоборот.

“Газета…” посетила место будущей застройки. Эта территория находится через дорогу от главной улицы поселка Пирогово – Лауреатской. Мы прошлись по предполагаемым участкам, но никаких ограждающих заборов для будущего строительства не нашли. Местная жительница Галина Ружина рассказала, что где-то полгода назад наткнулась на объявления в журнале по недвижимости о продаже земельных участков в поселке. Как раз тех, которые находятся в охранной зоне музея “Пирогово”.

А житель поселка Пирогово Александр Гончаренко давно заметил повышенный интерес к земельным участкам.

– Недавно действительно прокатился слух, что землю передали под строительство дач, – рассказывает он “Газете…”. – Сначала не верил, а потом начал замечать, что к нам часто приезжают иномарки, какие-то люди осматривают угодья. Мне это сразу не понравилось, ведь территория принадлежит музею, и на этой земле строить нельзя.

По словам замдиректора музея “Пирогово” по научно-организаторской работе Алексея Доли, еще в 70-е годы земли возле музея были признаны охранной территорией, чтобы в перспективе расширить музей. На это есть соответствующие распоряжения.

– Вероятно, городская власть и хочет строить на нашей земле, но это невозможно! – говорит Алексей Доля. – Эти акты нельзя отменить. Но теперь, видимо, Киевская администрация решила иначе.

Интересно, что лоббистам удается заручиться даже подписью главы Академии наук академика Патона, до сих пор известного своей принципиальностью и неподкупностью. Не далее как в январе 2007 года Борис Патон направил в Киевсовет протест по поводу землеотвода для фирмы “Укринвестбуд” с целью строительства гостинично-развлекательного комплекса и конно-спортивного клуба в охранной зоне музея.

И вдруг через полгода он ставит подпись под новым документом, тем самым фактически приветствуя застройку этой самой “защитной зоны”… Что случилось, Борис Евгеньевич?

Джерело: “Газета по-киевски”