Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Пам’ятай про великі дні наших Визвольних змагань

Богдан Хмельницький

?

1986 г. Памятники градостроительства и архитектуры

1 – церковь Рождества Богородицы;

2 – колокольня;

3 – стена;

4 – теплая церковь;

5 – трапезная;

6 – дом настоятеля;

7 – кельи.

Генеральний план [Памятники градостроительства и архитектуры УССР. – К.: Будівельник, 1986 г., т. 4, с. 22]

МОЛЧАНСКИЙ МОНАСТЫРЬ, XVII-XIX вв. Основан в 1579 г. как подворье Молчанской Сафрониевой пустыни, находившейся к востоку от Путивля. В период между 1591 и 1593 гг. был преобразован в самостоятельный монастырь под названием Путивльский Молчанского, Печерского Рождества Богородицы. Строительные работы начаты в год его преобразования, велись до 1602 г. От первоначальных сооружений до наших дней, кроме фрагментов стен и части собора, ничего не сохранилось. В 1630-1636 гг. была возведена новая церковь Рождества Богородицы, в 1700 г. – колокольня. Во второй половине XVII в. г. Путивль утрачивает свое значение сторожевого пункта, теряет известность и монастырь. Строительные работы прекращают, только в 20-х годах XVIII в. возводят корпус настоятеля. В дальнейшем строения ансамбля ветшают и постепенно разрушаются. Возрождение монастыря началось в 60-х годах XIX в. Отстраивают старые и возводят новые здания. Строят большой зимний храм, трапезную, корпуса келий, к собору пристраивают одноэтажный корпус библиотеки. Сооружения ансамбля значительно пострадали от пожара во время Великой Отечественной войны. Постройки ансамбля вытянуты полудугой с юго-востока на север. В юго-восточной его части, вдоль остатков оборонительных стен, имеющих в плане вид сплюснутого восьмиугольника, размещены колокольня, трапезная, теплая церковь, просфорня, дом настоятеля. Посередине двора возвышается соборная церковь – композиционный центр всего ансамбля. В северной части находятся здания квлий и хозяйственные постройки, огражденные кирпичной стеной. Ансамбль принадлежит к числу оригинальных и ценных памятников архитектуры Украины, наиболее ранний пример творческого сотрудничества русских и украинских зодчих, проникновения в украинскую архитектуру приемов и форм русской архитектуры. [Памятники градостроительства и архитектуры УССР. – К.: Будівельник, 1986 г., т. 4, с. 22].