Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Ні просьби, ні грозьби, ні тортури, ані смерть
не приневолять тебе виявити тайни

Богдан Хмельницький

?

1973 г. Украинские Карпаты

От села Торунь долиной реки Рики, в направлении на Прыслип, дорога все время поднимается, и чем ближе к вершине Горганского хребта, тем горы становятся как будто ниже. Село Прыслип расположено недалеко от вершины гряды гор, почти у самых верховьев реки Рики, которая течет здесь небольшим ручейком. В этом необычайно живописном горном селе находится редкостный ансамбль деревянных сооружений конца XVII – первой половины XVIII в. Он состоит из большой двухъярусной колокольни, церкви св. Николая и ограды, от которой сейчас сохранилась лишь калитка с шатровой кровелькой.

Возводил этот комплекс талантливый художник, которому не милы были суровая симметрия и равновесие. Свои постройки он расставил совершенно свободно. Композиционно они хорошо связаны как между собой, так и с реальным окружением. Храм своей продольной осью ориентирован строго по линии восток – запад, а колокольня нет. Таким образом ни одна из ее осей не согласована с осями церкви. Поэтому, откуда бы ни смотреть на оба здания, каждый раз они воспринимаются в различных ракурсах, но всегда как единое целое.

Нижний ярус колокольни, с широко раскинутыми крыльями опасанья, несет второй этаж, перекрытый неширокой кровлей с заломом. В плане этот ярус квадратный, но венчает его высокий, великолепный по силуэту восьмигранный шатровый верх. Архитектурные детали колокольни изобличают в ней тип суровых оборонных веж, но смягченный горизонтальным членением опасанья и просветами широких арок звона.

Храм св. Николая по типу напоминает ростокский, но более значителен по своим масштабам. Он имеет над бабинцем стройную башню с очень высоким двухъярусным барочным венчанием. Все три сруба церкви в плане квадратные, средний лишь несколько больший по размерам. Огромное опасанье окружает здание со всех сторон. Оно покоится на мощных кронштейнах, а на западном фасаде – на шести резных столбах аркады ганка. Над ганком расположена аркада второго яруса бабинца. Движение линий кровли алтаря подхватывает более высокая, мощных форм единая кровля нефа и бабинца и передает его стройной башне бабинца. Мастер великолепно чувствует объемы, прекрасно уравновешивает их массы в пространственном восприятии, несмотря на то, что они разной высоты и здание имеет общую асимметричную композицию. Достигает этого он удачно найденным масштабом отдельных частей сооружения. Так, например, ширина арк ганка дублируется в другом размере в аркаде второго яруса башни бабинца. Плотник, возводивший храм, умеет ценить и украшать детали, он с любовью и вкусом оформляет ганок резными столбами, кронштейнам опасанья придает выразительную фигурную зубчатую форму, не оставляет без внимания даже такую мелочь, как узкий брус, прикрывающий обшивку гонтой у основания второго яруса аркады бабинца. Он покрывает его изящной мелкой порезкой.

Внутреннее пространство церкви св. Николая выглядит единым и целостным. В стене между бабинцем и нефом расположена арка-вырез, которая имеет равностороннюю трапециевидную форму и украшена крупными зубчатыми порезками.

В храме кроме иконостаса, исполненного в 1729 г., на стенах находятся иконы из более древнего иконостаса, относящегося к первой трети XVII в. Живопись многих из этих икон-декоративно-плоскостная, в изображении персонажей нет и намека на светотеневую моделировку; форма выявляется только черной линией, ею обведены складки одежд, руки и лики святых (илл. 64). Иконописцу Роману Таскало, написавшему икону «Покрова» для церкви св. Параскевы в селе Ростока, принадлежат иконы праздничного чина. Наивно и чистосердечно он пишет крупноголовые фигуры и великолепно компонует сложные сцены в таких композициях, как «Вознесение», «Покров», «Сошествие св. Духа» и «Успение». В живописи этих икон живут не угасшие традиции живописи XVI в. Контурная линия здесь играет большую роль. Ею моделируются и складки одежд святых и выявляются характерные особенности лиц персонажей и очерчивается архитектура.

Неизвестный художник является автором небольшой великолепной иконы «Юрий Змееборец», относящейся либо к последним годам XVI в., либо первым годам XVII в. Композиция ее необычна. В верхней части, занимающей немногим больше половины, в шести клеймах доски (по три в два ряда) написаны эпизоды из жизни Юрия Змееборца, а в нижней, квадратной, изображен Юрий на белом коне, поражающий змия. Необычайно изыскан и декоративен колористический лад иконы. В нижней части на светло-охристом фоне красиво выделяется теплого светлого кирпично-красного тона развевающийся плащ героя. Образ Юрия Змееборца был весьма популярен на Украине. В народных представлениях он являлся покровителем воинства, юношества, борцом против зла и насилия, носителем доброго начала. Юрий Змееборец был скорее фольклорным сказочным героем, нежели религиозным персонажем. Его имя было окружено поэтическими и языческими легендами, долго бытовавшими в народе.

Привлекают внимание и три великолепные иконы 1729 г. – «Распятие», «Благовещение» и «Троица», которые выделяются гармонией своих белых, кирпично-красных и бледно-синих тонов. Эти иконы помещены в киоты, которые стоят у северной и южной стен нефа, около иконостаса. Киоты с арками трехлопастной формы фланкированы резными колонками и увенчаны разорванными фронтончиками барочной формы. По бокам икон, в киотах, расположены широкие резные ажурные орнаментальные полосы.

Художники икон Прыслипского иконостаса 1729 г. развивают дальше декоративные и живописные принципы XVII в. В этих иконах интересна светотеневая моделировка складок одежд и ликов изображенных персонажей. Но необходимо отметить и то, что в живописи прыслипского мастера отсутствуют барочная экзальтация в передаче чувств и сильное движение.

Наряду с мастерами высокой профессиональной выучки для этой церкви св. Николая в разное время писали иконы также и народные ремесленники. Один из них – «Феодор раб божий». [Логвин Г.Н. Украинские Карпаты. – М.: Искусство, 1973 г., с. 103 – 109].