Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Ненавистю і безоглядною боротьбою прийматимеш
ворогів твоєї нації

Богдан Хмельницький

?

IX. Археологическая спелеология

Г.М.Буров

IX.1. Хозяйственное использование пещер

Некоторые археологические памятники связаны с естественными пещерами, распространенными в Горном Крыму [102]. К числу пещер не относят изолированные вертикальные полости, именуемые шахтами.

Пещеры делятся на глубокие пещеры и гроты. Те и другие использовались человеком, равно как и скальные навесы, не являющиеся пещерами (но стоянки в навесах считаются пещерными). Навесы, гроты и глубокие пещеры служили человеку местом обитания, загонами для скота, хранилищами припасов, святилищами, местами захоронений, залами искусства.

В качестве жилья пещеры, обычно гроты, и навесы использовались на протяжении всех эпох, от ашеля до нового времени. Глубокие пещеры представляли для человека, жившего в эпоху камня и бронзы, незначительный интерес из-за сырости и циркуляции воздуха в них. Скудные следы его пребывания в таких пещерах отмечены только в Суук-Кобе и Бинбаш-Кобе (на Чатырдаге), в Аджи-Кобе I, Ени-Сале I. Гроты же и навесы заселялись во многих случаях неоднократно и надолго, представляя собой нередко многослойные памятники.

Еще в каменном веке гроты и навесы превращали иногда с помощью заслона в полуискусственные помещения. В эпоху железа естественные полости подвергались расширению и благоустройству (Таш-Аир I, гроты АкКая I и II, Качи-Кальон, Басманские и Баклинские пещеры).

В раннем железном веке началось широкое освоение глубоких пещер, которые стали использоваться как убежища от врагов и как хранилища для припасов, причем в Кизил-Кобе (пятый этаж) один из складов был отгорожен стеной от остальной части галереи.

В Партизанской пещере в VIII-X вв. функционировал загон (кош) для скота, благоустроенный при помощи каменных стен; возможно, аналогичным образом использовались также некоторые пещеры со скоплениями костей домашних животных и керамики более раннего времени. К северо-западу от пещеры монастыря Челтер-Мармара выявлен грот «Д» с культурным слоем VIII-IV вв. до н. э., содержащим остатки пережженного овечьего навоза. Грот служил загоном для скота, подвергавшимся неоднократной чистке огнем.

IX.2. Пещеры как естественные склепы, святилища и места наскальных изображений

В кизил-кобинское время некоторые глубокие пещеры могли использоваться как святилища скотоводческого культа (Ени-Сала II, Малой Академии Наук). Позднее, в эпоху средневековья, в гротах устраивались алтари, а в одной из Басманских пещер (глубокая № 5 им. О.И.Домбровского) была даже построена часовня. По крайней мере, в позднеантичную эпоху подобные полости становились естественными склепами (например, у р. Бай-Су), тогда как гроты и навесы были местами захоронений еще в палеолите и мезолите (Киик-Коба, Заскальная VI, Фатьма-Коба, Мурзак-Коба). Пещеры служили и помещениями, где человек занимался изобразительным искусством – создавал прочерченные рисунки (петроглифы) и росписи (писаницы). Здесь их сохранность лучше, чем под открытым небом.

Предположительно в раннем бронзовом веке на вертикальной скальной поверхности навеса Таш-Аир I было выполнено красно-коричневой охрой уникальное для Крыма панно, представляющее батальную сцену. Сходная по стилю роспись открыта во II Алимовском навесе. В позднескифское время были выполнены рисунки в гроте горы Бурун-Кая у пгт. Куйбышево Бахчисарайского района.

К античной или средневековой эпохе относятся изображения кораблей в Студенческой шахте, связанные, очевидно, с представлением о переселении души в потусторонний мир. Описаны свыше 300 крестов разного оформления и около 20 розеток, начертанных в двух смежных гротах (Восточном и Западном) близ «пещерного города» Баклы. Также там выявлены гнезда деревянных конструкций. Эти пещеры рассматриваются как особо почитаемая святыня времени распространения христианства в Юго-Западном Крыму.

Джерело: Матеріали до тому «Звід пам’яток історії та культури України. ». – К.: 2015 р., с. 209 – 211.