Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Змагатимеш до посилення сили, слави, багатства і простору
Української держави

Богдан Хмельницький

?

2009 г. Пещерные города. часть 2. Чуфут-Кале

Андрей Найдек (dinaitour)

Перед тем, как отправляться в путешествие по пещерным городам, следует разобраться, откуда же они появились, кому и для чего эти города-крепости были нужны. Большинство исследователей сходятся во мнении, что возникновение наиболее известных пещерных городов произошло в VI веке, в эпоху правления византийского императора Юстиниана I. Византийская империя имела вдоль южного берега Крыма свои поселения, самым крупным из которых был Херсонес. А на остальной, степной, части полуострова гуляли различные кочевые племена. Вот для защиты своих прибрежных поселений от вторжений степовиков империя и построила крепости на горных плато. Союзниками Византии в горных районах Крыма были ранее ассимилировавшиеся здесь готы и аланы.

А теперь – немного из истории Чуфут-Кале. На этом плато и в ближайших к нему долинах люди жили с того же VI столетия. Известно, что в XIV веке это была уже татарская крепость под названием Кырк-Ор – сорок замков. (Знакомые сочетания звуков наводят на мысль, что предки Филиппа Киркорова были родом из Кырк-Ора)

Расцвет поселения происходит в XV веке, когда сюда переносится ставка Хаджи-Девлет-Гирея – правителя отделившегося от Золотой Орды Крымского ханства. В это время в Кырк-Оре, кроме татар-мусульман жили и христиане, и армяне, и караимы-иудеи.

После переноса столицы ханства в соседний Бахчисарай, в течение XVI – XVII столетий сначала татары, а затем и армяне покидают Кырк-Ор. В городе остается жить только караимская община, и он получает имя Чуфут-Кале – иудейская крепость. Караимы занимались торговлей и ремеслами. Торговали они, в основном, в Бахчисарае, но ночевать им там категорически запрещалось. В 1731 году в Чуфут-Кале была основана первая в Крыму типография. В конце XVIII века, после завоевания Крыма Российской империей караимов переселили в приазовские степи. По указу Екатерины II караимам, в отличие от талмудистов, разрешалось приобретать недвижимость, получать офицерские звания и проживать на всей территории России.

Итак, из Бахчисарая на старой колымаге нашего гида мы поехали в расположенный рядом Чуфут-Кале. Но не традиционным экскурсионным маршрутом – мимо Успенского монастыря, а потом пешком вверх к городу, а с подъемом на машине прямо на плато с восточной стороны.

По накатанной грунтовке, переваливаясь по камням и корням, мы забрались на самый верх, вышли из машины и обомлели – отсюда открылись фантастические пнорамы. Ниже – осенние виды на долину Ашлама-Дере.

Мы стояли перед Восточными (Большими) воротами в Чуфут-Кале. Обычно туристы попадают в город с противоположной стороны – через Южные (Малые или Тайные) ворота, потому что вход с восточной стороны традиционно закрыт. Но теперь у Восточных ворот висит табличка с номером мобильного телефона охраны. Мы позвонили – и минут через 10 нас впустили в «мёртвый город».

А пока ждали охранника, мы осмотрелись и увидели вдоль оборонной стены остатки глубокого рва, большой резервуар для хранения дождевой воды и дорогу, уходящую в Иосафатову долину к старинному караимскому кладбищу (но нам туда не надо!).

Войдя в Восточные ворота, попадаем на главную улицу Нового города. За столетия деревянные колёса повозок вместе с дождем и ветром выбили в каменном плато колею глубиною до полуметра!

В лучшие времена (в XVIII веке) в Чуфут-Кале насчитывалось более 500 усадеб, сейчас же в жилом состоянии существует лишь одна – усадьба Абрама Фирковича (1786 – 1874) – просветителя и исследователя культуры и религии караимов. Фиркович родился на Волыни, в Луцке, в семье караимов, переселившихся сюда ещё во времена Великого литовского князя Витовта (я писал об этом в заметке о Луцке).

А сделано это фото с фундамента дворца, который построили караимы в 1896 году для проживания в Чуфут-Кале членов царской семьи. Однако в 1930 году дворец был разрушен.

В усадьбе Фирковича работает небольшой исторический музей, а гостеприимные хозяева могут угостить вас вкуснейшими пирожками и женьшеневой настойкой.

Расслабленные целительной влагой ноги дальше идти не хотели… Но солнце неумолимо склонялось к горизонту, а нам ещё нужно было попасть к Южным воротам и в загадочный колодец.

От усадьбы Фирковича открывается хороший вид на южный вход в Чуфут-Кале.

На горизонте виднеется Бахчисарай. Светлое пятно в центре – площадка перед входом в осадный колодец. Дорожка, уходящая вправо – к южным воротам.

Пройдя через Средние ворота, мы попадаем в Старый город. Это – территория древнего центра города. До XVI века в Старом городе жили «коренные жители» – татары, а караимы ютились за городской стеной. Когда же татары переселились в Бахчисарай, и город «достался в наследство» караимам, то они обнесли своё традиционное место проживания новыми стенами с Восточными воротами, увеличив тем самым площадь Чуфут-Кале.

На площади перед Средними воротами сходятся три улицы.

А вот в углу, образуемом двумя высокими стенами, видны Южные ворота. Мы спускаемся и выходим за территорию города, представляя себя путниками, долго поднимавшимися в гору и теперь ждущими разрешения войти.

Перед нами – скалы с огромными открытыми пещерами, служившими ранее то ли монастырем, то ли просто жилищами.

Мы спускаемся немного ниже, чтобы посмотреть на потайной колодец. О том, что в этих местах находился древний, очень глубокий колодец было известно, но откопали и расчистили его совсем недавно – в 2002 году. При этом даже нашли клад – в глиняном горшке находилось 4 тысячи серебряных монет генуэзской чеканки и 30 венецианских золотых дукатов.

Спускались мы в колодец довольно долго. Минут 10 шли сначала по наклонной галерее, а потом и по винтовой лестнице в круглой шахте. На дне оказалось совсем мало воды, но в лучшие свои времена колодец наполнялся водой на несколько метров.

Когда мы запыхавшиеся вышли из галереи колодца на свет, солнце уже окрасило древние стены в красный.

Мы вернулись в город по узкой брусчатке, с обеих сторон зажатые высокими стенами, а впереди нас встречали многоярусные пещеры, в которых в военное время могли находиться лучники.

На обратном пути заходим во двор, где расположены караимские молитвенные дома: Большая и Малая кенасы.

Согласно традициям, мужчины входили в кенасы с главного хода, располагаясь в центральном зале. Женщины не должны были мешать мужчинам общаться с Богом, поэтому они могли находиться только на неприметном балкончике второго этажа, попадая туда с обратной стороны стены, т.е. не появляясь во дворе.

Держа обратный путь к Средним воротам, подходим к мавзолею Джанике-ханым – одной из визитных карточек Чуфут-Кале. Он был построен в середине XV века для (как написано на мраморном надгробии) великой государыни.

Романтические легенды рассказывают душещипательные истории о молодой девушке, бросившейся со скалы ради своей любви.

На самом же деле, Джанике-ханым умерла в 1437 году в возрасте 55 лет. Будучи дочерью могущественного золотоордынского хана Тохтамыша, она владела крепостью Кырк-Ор и предоставила здесь убежище мятежному Хаджи-Гирею. Последний, завоевав независимость Крыма от Золотой Орды, в память о Джанике установил эту гробницу.

Проходим вдоль северной кромки плато в многочисленные пещеры, служившие в качестве хозяйственных помещений. Из проёмов в камнях видна стоящая вдалеке наша машина, остатки восточной стены и прорубленные в камнях квадратные окна знаменитых тюремных казематов (на фото – справа).

В разное время здесь содержались самые известные пленники крымского хана: опричник Василий Грязной, польский гетман Станислав Потоцкий, попавший в плен под Корсунем в 1648 году, князь Ромодановский. Дольше всего – 21 год – в этом каменном мешке томился воевода Василий Шереметьев, проигравший в 1660 году битву под Чудновым польско-татарским войскам. 20 лет Москва вела переговоры о выкупе своего военачальника, но татары и московиты никак не могли сойтись в цене. «Кандалы на мне больше полпуда, четыре года я беспрестанно заперт в палату, окна заделаны каменьем, оставлено только одно окно. На двор из избы пяди не бывал я шесть лет и нужу всякую исполняю в избе; и от духу и от нужи, и от тесноты больше оцынжал, и зубы от цынги повыпадали, и от головных болезней вижу мало, и от кандалов обезножел, да и голоден» – писал знаменитый пленник царю Алексею Михайловичу. Когда же Шереметьев всё же был выкуплен, он не прожил на свободе и полугода…

Сегодня наш поход окончен, мы возвращаемся в Бахчисарай. Ведь завтра нам нужно раньше встать, чтобы за день успеть и в Мангуп, и в Эски-Кермен.