Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Будь гордий з того, що Ти є спадкоємцем боротьби
за славу Володимирового тризуба

Богдан Хмельницький

?

2015 г. Материалы к своду памятников Крыма

Качи-Кальон (археол., архит.) Находится в 8 км от Бахчисарая, на окраине с. Баштановка, на правом берегу р. Качи. Комплексный памятник состоял, вероятно, из поселения, существовавшего, предположительно, с VI в., укрепления и пещерного монастыря, возникшего, возможно, не ранее XII – XIII вв. По другим данным, открытое поселение появилось здесь в VIII – IX вв., а в X – XV вв. был построен укрепленный монастырь. Поселение просуществовало до XVIII в.

Природные трещины в верхней части скалы дают как бы изображение креста, сам же скальный массив похож на нос корабля, – отсюда один из возможных переводов названия Качи-Кальон – Крестовый корабль.

Первые сведения о городище приведены Тунманном, в XIX в. краткую информацию или упоминания о нем находим у П. Кеппена, Дюбуа де Монпере, Г. Караулова, В. Кондараки и ряда других авторов. В 1930-е гг. комплекс исследовался Н. И. Репниковым, в 1950-е – М. А. Тихановой и Е. В. Веймарном, в 1970-е – А. Л. Якобсоном и Д. Л. Талисом.

В скалах были вырублены хозяйственные помещения: стойла, подвалы, ямы, тарапаны (давильни для винограда) – последних насчитывается свыше 120, и они могли одновременно перерабатывать более 250 т винограда и других фруктов и ягод, что свидетельствует о винодельческой специализации Качи-Кальона. По всей видимости, возникновение большинства давилен относится к VIII – IX вв., по другим данным – не ранее XIII – XIV вв.

В скальном массиве были высечены также культовые сооружения – церкви и усыпальницы. Они существовали одновременно с наземными постройками.

Отдельные пещеры могли использоваться и для жилья. Возможность широкого сбыта винодельческой продукции обусловила развитие местного гончарного производства: в 0,5 км к западу от Качи-Кальона производилась керамическая тара – амфоры, кувшины, фляги и пифосы.

Пещерные сооружения Качи-Кальона

Большая часть пещерных сооружений расположена возле четырех больших гротов, доступ к которым перекрывала линия оборонительной стены, сложенной из грубо отесанных блоков. На площадке, за линией стены, прослеживаются развалины построек. Обычно это остатки небольших домов, к которым, как правило, примыкает одна, вырубленная в скале, винодельня.

Встречается и другой тип: несколько близко расположенных давилен группируются возле искусственных пещер, объединенных проделанными в скале лестницами и переходами (например, тарапаны и пещеры около церкви, вырубленной в обломке скалы).

Расположенный почти у самого северного мыса скалы Первый грот завален обломками скалы, но работавший здесь в 1933 г. Н. И. Репников указывает на отсутствие в гроте искусственных пещер, зато в стенах его и на полу множество вырубок и гнезд для укрепления стояков и балок деревянных прискальных построек. От мыса, на юго-восток и далее, на юго-запад, идут остатки оборонительной стены длиной примерно 600 м, сложенной из больших, хорошо обработанных блоков известняка с использованием отдельных скальных глыб. У мыса, под обрывом, находились ворота шириной более 2 м.

Под защитой куртины, на площади до 1,5 га, размещались хозяйственные комплексы и сохранившаяся до наших дней, вырубленная в обломке скалы церковь Св. Софии с усыпальницей. Ориентированная на юго-восток церковь невелика (4 х 2,5 м) и вмещала вряд ли более 10 – 12 молящихся. На фотографии начала ХХ в. видны деревянные навесы над обоими входами; под входами вырублены желобки для отвода дождевой воды, а в нише над входом в наос вырезан равноконечный крест. Наос храма имеет в плане полуовальную форму и высеченную по периметру скамью высотой до 0,45 м. Апсида церкви отделялась деревянным иконостасом. В полу южной части храма вырублена гробница, рядом – еще одна, в выступе, который первоначально служил скамьей.

Над могилами в западной стене процарапаны две поминальные надписи на греческом языке, относящиеся к XVI – XVII или XVII – XVIII вв. За церковью, в другом обломке скалы, была устроена усыпальница, позднее переделанная в виноградодавильню. Перед церковью, у дороги, – несколько «однорогих» надгробий – остатки кладбища, окружавшего храм. Церковь датируется XI – XIII вв., но она явно функционировала и в XVI – XVIII вв. После вывоза христиан из Крыма в 1778 г. храм был заброшен и восстановлен, видимо, в конце XIX в.

В промежутке между Первым и Вторым гротами расположен пятиярусный комплекс из более, чем 50 пещер. Все они соединялись между собой террасами, переходами, лесенками, а в полу были вырублены хозяйственные ямы и винодельни.

Во Втором гроте, как и в Первом, нет искусственных пещер, но много следов деревянных сооружений. Между Вторым и Третьим гротами, а также в самом Третьем, имеются искусственные пещеры. В одной из пещер Третьего грота сохранились остатки церкви (размеры помещения для молящихся – 2,5 х 2 м, а алтаря, отделенного деревянным иконостасом, – 1,5 х 1,5 м), причем южная стена храма, выступающая на площадку, сложена из камня. В полу устроена гробница, снаружи – еще пять, со следами надписей на греческом языке и крестов, выполненных красной краской и высеченных в скале. Между Третьим и Четвертым гротами – более 30 пещер.

Перед Четвертым гротом находится площадка размером 83 х 43 м (0,35 га). С юго-востока, юго-запада и запада она ограничена обрывом высотой 6 – 15 м. С северо-запада доступ на площадку преграждает линия оборонительной стены протяженностью около 45 м, на северо-восточном фланге которой находится вход шириной 1,5 м. Юго-западный фланг замыкала прямоугольная башня размером 7 х 4,5 м. Стена сложена из бута и обработанных блоков вторичного использования на песчано-известковом растворе, что характерно для крепостного строительства периода развитого средневековья. Толщина стены – 1 – 1,1 м, сохранившаяся высота – 4,5 м.

При раскопках Н. И. Репникова в 1933 г. у оборонительной стены был получен материал XIII – XIV вв. С юго-востока проход к Четвертому гроту прикрывала линия оборонительной стены, о чем говорят вырубленные в скале специальные углубления для большей устойчивости стены – «постели». По другим сведениям, стена была построена не ранее Х в., однако встречаются отдельные находки VII – VIII вв. Значительная часть мыса занята кладбищем.

В одном из обломков скалы на мысу была вырублена часовня, в нише которой был высечен «процветший» крест (переходящий внизу в изгибы виноградной лозы) – такие кресты употребляются в христианской символике IX в.

Выше в скале вырублена маленькая церковь с гробницей, дошедшая до наших дней. Размеры храма – 9 х 2,5 м. Апсида и северная стена вырезаны в скале, а южная была сложена из камня. В апсиде сохранились остатки алтарного возвышения высотой около 0,1 м. В стене расположена ниша для запрестольного образа. На стыке апсиды и наоса видны подрубки для крепления иконостаса. Перекрытие, вероятно, было сводчатым. Наос храма в плане – прямоугольный. Гробница находится в северной его части. С запада к наосу примыкал нартекс, в полу которого были устроены две могильные ямы. По-видимому, в Третьем гроте находился церковно-погребальный комплекс.

В глубине Четвертого, самого большого, грота находится источник Святой Анастасии, с происхождением которого связано несколько легенд. Слава о целебности его воды привлекала сюда паломников еще в языческие времена.

Над источником высечен большой крест с расширенными концами. По сторонам грота в три яруса расположены искусственные пещеры, много разнообразных вырубок для деревянных креплений, а также остатки четырех тарапанов. Под Четвертым гротом, в склоне скалы высечены пещеры и виноградодавильни, представляющие, по всей видимости, остатки селения, которое являло собой, вместе с укрепленным скальным мысом, единый комплекс.

К Пятому гроту вела узкая и опасная тропа, в настоящее же время он недоступен. Восточнее и ниже его – остатки искусственных пещер, давилен для винограда, очертания отдельных усадеб.

Неподалеку от Четвертого грота – развалины церкви, пристроенные к апсиде, высеченной в скале. Это древняя церковь Св. Анастасии, разрушенная временем и восстановленная, видимо, в середине XIX в. владельцем Качи-Кальона, помещиком Хвицким по инициативе архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия, который приписал ее к Успенскому скиту.

Известно, что Качи-Кальонский монастырь, как и другие монастыри и церкви юго-западного Крыма, до присоединения к России получал от Русского государства денежную помощь – «ругу» и «милостыню», а также, можно предположить, жаловались образа и свечи. В 1921 г. Анастасиевская киновия была закрыта.

Лит.:

1. Бахчисарайский историко-культурный заповедник. Путеводитель. – Симферополь: 1995.

2. Веймарн Е.В., Чореф М.Я. «Корабль» на Каче. – Симферополь: 1976.

3. Герцен А.Г., Махнева О.А. «Пещерные города» Крыма. Путеводитель. – Симферополь: 1989.

4. Могаричев Ю.М. Пещерные сооружения средневековых городищ Юго-Западного Крыма // Проблемы истории «пещерных городов» в Крыму. – Симферополь: 1992.

5. Могаричев Ю.М. Пещерные церкви Качи-Кальона //Античная древность и средние века: Византия и средневековый Крым. – Симферополь: 1995.

6. Мыц В.Л. Укрепления Таврики X – XV вв. – К.: 1991.

7. Фадеева Т.М. По горному Крыму. – М.: 1987.

8. Якушева Е.М., Нижура А.М. «Пещерные города» Крыма. Путеводитель. – Симферополь: 1972.

Джерело: Матеріали до тому «Звід пам’яток історії та культури України. ». – К.: 2015 р., с. 914 – 918.