Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Будь гордий з того, що Ти є спадкоємцем боротьби
за славу Володимирового тризуба

Богдан Хмельницький

?

Культовые сооружения

На сравнительно небольшой территории Закарпатской области до наших дней сохранились замечательные памятники монументального зодчества – деревянные храмы и колокольни, представляющие плод народного художественного творчества.

Наиболее интересными и самобытными оказались церкви в отдаленных горных селениях, которые мало пострадали от иноземных влияний – латинизации и мадьяризации.

В Закарпатье можно встретить разные типы деревянных храмов: трех-срубные с тремя верхами и храмы с более усложненными или упрощенными формами. Но во всей массе этих сооружений мы не найдем абсолютно подобных друг другу. Каждый из них является в той или иной степени стилевым документом и наряду с другими памятниками архитектуры представляет определенный интерес. На обширной территории Украины, по-видимому, нигде не сохранилось столько памятников монументального деревянного зодчества со своеобразными архитектурными формами, как в Закарпатье.

Некоторые из храмов претерпели значительные изменения во время капитального ремонта или в связи с перевозкой их из одного места в другое, что было здесь обычным явлением. Деревянные церкви при необходимости можно было транспортировать даже на большие расстояния. Безусловно, для исследователей деревянного зодчества все это создает целый ряд затруднений, которых почти не знают или мало ощущают исследователи каменной архитектуры.

Точное время постройки храмов удается определить только в тех случаях, когда сохранились какие-либо письменные сведения или даты, вырезанные на дверных косяках, балках, венцах и других местах срубов. Однако и такие данные не всегда достоверны, если учесть, что некоторые храмы перевозились или подвергались ремонтам и что в связи с этим они по-иному и датировались. Например, на деревянной церкви села Соль Велико-березнянского района есть дата, удостоверяющая время перевозки этого сооружения из Польши. Самые древние церкви, сохранившиеся до наших дней, построены, вероятно, не ранее начала XVII в.; большинство же храмов принадлежит к XVIII в.

Несмотря на отсутствие культовых построек более раннего периода, свидетельства древних литературных памятников дают основания полагать, что нынешние формы некоторой части закарпатских храмов в какой-то степени наследуют формы прошлых столетий.

О древности культовых построек свидетельствует некоторый архаизм строительной техники и архитектурных форм (венчания отдельных срубов шатровыми крышами, обшивка гонтом наружных поверхностей, расположенных выше навеса).

По сохранившимся памятникам деревянного зодчества можно судить о строительной технике прошлого, о конструктивных особенностях здания, о строительном материале и способе его обработки, о методах постройки зданий, о решении архитектурно-планировочных и художественно-композиционных задач.

Деревянные храмы Закарпатья были выражением творческих замыслов народа, а не механическим заимствованием форм, какими в большинстве своем являются позднейшие каменные храмы, построенные в городах и более зажиточных местечках.

На протяжении столетий деревянные храмы Закарпатья служили не только домами для молитвы, но и являлись настоящими музеями народного творчества. В них постепенно сосредотачивались ценные произведения искусства: настенная живопись, иконопись, резьба по дереву, вышивки, художественные металлические и стеклянные изделия, уникальные церковные книги и многие другие высокохудожественные произведения прикладного искусства, сделанные из дерева, кости, золота и серебра руками безымянных народных мастеров-художников.

В старом закарпатском селе единственным общественным зданием была церковь. В ней оглашались указы местных властей, происходили собрания и гражданские праздники. А на стенах храмов, например в селах Ужок, Сухой, Свалява-Быстрый и др., фиксировались наиболее важные события жизни села (голод, суровая зима, наводнения, засуха и иные явления). В церквах хранились разнообразные акты административного и церковного характера, библиотеки богослужебных книг.

Обычно деревянные храмы и стоящие рядом с ними колокольни располагались на возвышенных и хорошо обозреваемых местах. Народные зодчие удачно «вписывали» эти здания в окружающую природу, они органически «срастались» с ней, не теряя в то же время четкости и самостоятельности своих форм.

Органическое сочетание культовой постройки с окружающей природой можно наблюдать во всем и прежде всего в конфигурации самого здания, в переходе от «тяжелых» нижних частей к более легким формам завершений, в срубленных с остатком венцах, в гонтовой кровле (свисающие концы гонтин в погожий солнечный день образуют прозрачные узорчатые тени на волнистой поверхности сруба), в «опасанне», охватывающем с нескольких сторон храм, в широком навесе, создающем плавный переход от замкнутого внутреннего пространства к окружающей внешней среде.

Своеобразные формы таких сооружений напоминают нам о том, что возникли они во взаимосвязи с окружающими деревьями, что фактуры их стен и кровель как будто всегда находились в полной гармонии с многообразной вибрирующей средой листьев и хвои.

Деревянный храм в закарпатском селе представлял собой единственный тип постройки, в котором решались наиболее сложные архитектурные задачи, связанные с созданием высотной архитектурной композиции, причем приемами, свойственными только дереву. Для этого народному зодчеству необходимо было отыскать совершенно особые приемы и формы, подчас не свойственные обычным жилым и хозяйственным постройкам.

Для лучшей обозреваемости храма или колокольни обращалось особое внимание на их силуэт и высотную композицию. Контраст высокой башни-колокольни с окружающим пространством акцентировал этот архитектурный объект в окружающей среде.

Деревянные храмы Закарпатья лишены тех строго «подчеркнутых» фасадов, которые, например, можно наблюдать в романских или готических храмах. Их архитектура создает необыкновенную целостность, гармонию форм, а внешние объемы всегда отвечают внутреннему пространству. Следовательно, ничто не скрыто, архитектурная композиция имеет ясные и четкие формы. Принцип логической взаимозависимости формы и конструкции находит свое подтверждение при анализе как общего решения, так и отдельных деталей в том или ином культовом сооружении.

Внешний вид закарпатских храмов отличается необыкновенной простотой, стройностью и изяществом. Сооружения почти лишены каких бы то ни было значительных наружных украшений, в чем и состоит их отличие от деревянных церквей других районов Украины, а также от северорусских, в декоре которых, напротив, важную роль играют украшения.

Небольшие экономические возможности закарпатского села и связанные с ними скромные художественные запросы жителей, постоянно испытывавших притеснения со стороны иноверцев-униатов и католиков, в значительной степени препятствовали развитию пышных форм в культовой архитектуре. Такое явление наблюдается и в жилом строительстве в разных районах Закарпатья.

Несмотря на то, что Закарпатье являлось юго-западной окраиной Украины, оно находилось в постоянной связи с восточноукраинскими землями и особенно с соседней Галицией. Однако при общем сходстве основных строительных приемов в архитектуре этих районов имеются и отличительные черты, обусловленные, как уже ранее отмечалось, историческими, этнографическими и природно-климатическими условиями.

Деревянные храмы в когда-то глухих горных селениях Закарпатья еще сохранили свой старинный облик. В них есть общие черты с народной архитектурой гуцулов, бойков и лемков, составлявших отдельные этнические группы украинского населения, отличавшиеся одна от другой некоторыми особенностями характера, обычаев, говоров и одежды. Для культовых сооружений закарпатцев, гуцулов, бойков и лемков характерно разнообразие архитектурно-строительных приемов и художественных форм, наличие большого числа мелких горизонтальных членений, некоторых архаических черт.

Основные черты деревянного зодчества этих этнических групп сформировались еще в глубокой древности. Так, отдельно разбросанные по склонам гор гуцульские «осидки» являются остатками раннего феодализма. Гуцулыцина – заповедный край, сохранивший искусство далеких предков.

Если внимательно ознакомиться с деревянными культовыми постройками закарпатской Верховы, продвигаясь с востока на запад, то на пути встретятся сначала гуцульский, затем бойковский и, наконец, лемковский храмы. При дальнейшем продвижении на запад появится несколько иной тип храма – силезский.

Силезские деревянные храмы, так же как и гуцульские, бойковские и лемковские, возводились из грубо обтесанных сосновых или дубовых брусьев, уложенных горизонтальными рядами и связанных на углах замками. Планы их состоят из трех прямоугольных срубов каждый. У некоторых из них алтарный сруб имеет срезанные углы. Над западным срубом возвышается башня-колокольня. Особенностью верхнесилезских деревянных храмов являются аркады, охватывающие все здание (церковь в Георген-берге и др.). Окна в них прямоугольные или лучковые; перекрытия устраивали плоскими или в форме Коробовых сводов.

С силезскими деревянными храмами имеют общие черты деревянные храмы Чехии, Моравии, северной части Венгрии, некоторые храмы бывшей Галиции и Закарпатья. Они выражаются в общих архитектурных формах и объектах, в решении плана.

Тип чешских деревянных храмов больше всего приближается к типам польских деревянных храмов, где также сооружались аркады, а над западным срубом возводилась башня-колокольня. Вместе с тем следует отметить некоторую особенность возведения культовых зданий в Чехии. Так, например, на юге страны храмы строились в сруб, т. е. бревна (брусья) клались горизонтально, а в северных районах бревна ставились вертикально, как у скандинавских народов. По свидетельству письменных и других источников в Скандинавии в средние века существовало довольно много деревянных построек культового и гражданского характера. Причем в Норвегии еще и до сего времени сохранились деревянные храмы, относящиеся к романской эпохе.

В Германии и Галиции деревянные постройки существовали и в языческие времена, но, к сожалению, ни одна из них не сохранилась до наших дней.

Как уже отмечалось, существующие памятники культового зодчества Закарпатья датируются временем не ранее XVII в. Однако некоторые исследователи относят отдельные деревянные храмы к более раннему периоду. Например, Никольскую церковь (верхнюю) в селе Среднее Водяное Раховского района они датируют XV столетием, а церковь св. Николая в селе Колодное Тячевского района – XVI в. [Г. Н. Логвин. По Украине. Киев, 1968, с. 354-362]. Возможно, что некоторые элементы в этих сооружениях действительно относятся к более раннему периоду. Но для подтверждения таких доводов еще потребуются дополнительные исследования и уточнения.

Как известно, западные территории Украины в меньшей степени, чем восточные, пострадали от татарских нашествий. Восточноукраинское население, пытаясь надежно укрыться от татарских набегов, уходило преимущественно на запад – на Волынь, в Галицию и дальше – в Карпаты. Пришлое население с восточноукраинских земель, обосновавшись в Карпатах, естественно, «принесло» с собой и некоторые традиционные формы восточноукраинского деревянного строительства.

Хотя на некоторых памятниках деревянного зодчества Закарпатья видны следы влияния зарубежного искусства, по существу они являются местными произведениями, сохранившими в большей или меньшей степени свой национальный характер.

Деревянные храмы Закарпатья нельзя полностью «отнести» ни к одному из известных историко-архитектурных стилей. Они имеют свой архитектурный стиль, отражающий местные особенности. Это дает возможность установить, что здесь существовала самостоятельная архитектурная школа, отличающаяся оригинальностью и представляющая определенный ис-торико-архитектурный интерес.

Нельзя отрицать, однако, и того весьма важного факта, что культовое зодчество Закарпатья развивалось во взаимосвязи с архитектурой словаков, венгров, поляков, румын и других восточноевропейских народов. Вследствие этого в культовых постройках появился целый ряд черт, присущих зодчеству упомянутых народов. Они выразились главным образом в трактовке завершений башни-колокольни, поднимающейся над западным срубом, нарушая традиционную строгость и равновесие масс трехсрубной трехверхой церкви: вместо нее появились храмы с динамичной композицией объемов.

В свою очередь, деревянное зодчество Украины, в том числе и Закарпатья, оказывало определенное влияние на архитектуру соседних народов, в частности на архитектуру польских и румынских храмов. Это нашло свое выражение главным образом в устройстве аркад, которые еще в далеком прошлом были одним из главных мотивов в украинском деревянном зодчестве (церкви в Виннице, Старых Хуторах и др.).

Заметное во внешних формах влияние чешской, румынской, венгерской и польской каркасной архитектуры, однако, не затронуло существа древнерусского деревянного зодчества, отраженного в рубленых жилых и церковных постройках. Что же касается композиции плана и внутреннего пространства, то здесь не произошло особых изменений.

В Закарпатье до настоящего времени проблема подразделения культовых деревянных построек на отдельные группы или типы оставалась не разработанной, хотя и предпринимался ряд попыток провести такую систематизацию. Объясняется это, по-видимому, тем обстоятельством, ято до настоящего времени исторические сведения, которыми располагала архитектурная наука в отношении этих построек, были недостаточно полными и проверенными.

В деревянных храмах Закарпатья наблюдается некоторая разнотипность. Но все же при существующем разнообразии деревянным храмам Закарпатья присущи общие черты, на основании которых можно установить определенную архитектурную систему.

В общем культовые деревянные постройки Закарпатья можно свести к четырем основным группам с их характерными особенностями исходя из чисто внешних формальных признаков.

Первую группу составляют трехсрубные трехверхие храмы, расположенные на северо-западе области, в закарпатской Верховине, Великоберезнянском (села Гусный, Сухой, Вышка, Ужок, Кострина) и Межгорском (село Верхнее Студене) районах. Эта группа храмов по своим архитектурным формам больше всего приближается к бойковским типам.

Вторую группу составляют деревянные храмы, расположенные несколько южнее упомянутых выше районов, – церковь в городе Мукачево (перевезенная в 1927 г. из села Шелестово), церковь в селе Канора Воловецкого района (перевезенная из села Плоское Свалявского района в 1926 г.). К этой же группе следует отнести деревянные церкви, которые в свое время были перевезены в Чехословакию. К ним относятся церкви: в селе Медведовцы (XVIII в. – перевезена в Прагу в 1927 г.), в селе Обава (XVIII в. – перевезена в г. Нове Праце в 1930 г.), в селе Глинянце (перевезена в Чехословакию в 1931 г.) и в селе Нижняя Визница. Это тоже трехсрубные храмы, но завершение срубов у них уже утратило свое равновесие, уступив место более динамической композиции, нарастающей с востока на запад. Западный и центральный срубы окружены аркадой на резных столбиках с простыми раскосами.

Деревянные культовые постройки третьей группы по своему характеру однотипны, и всем им присущи одни и те же черты. Встречаются они по течениям рек Теребли, Тересвы и Рики, несущих быстрые воды по межгорным долинам Марамарощины (ныне Хустский и Тячевский районы).

Эту группу храмов по их внешним признакам следует разделить на две подгруппы, а именно:

а) храмы в плане трехсрубные с барочным завершением башни-колокольни над западным срубом и высокими крышами в разных уровнях над алтарным и центральным срубами, с открытой галереей на западной стороне сооружения. Такой тип храма встречается в районах: Воловецком (села Гуклывый, Абранка, Яловое, Мишкаровица, Тишив, Быстрый), Межгорском (села Подобовец, Ростока, Пилипец, Изки, Буковец, Прислип, Торунь, Колочава-Горб, Негровец, Синевирская Поляна), Великоберезнянском (села Черноголова, Соль, Буковцеве), Иршавском (село Дешковица), Сваляв-ском (село Свалява-Быстрый), Тячевском (село Колодное) и в Раховском (села Деловое, Кобылецкая Поляна);

б) храмы трехсрубные со шпилевидным завершением башни-колокольни над западным срубом, с центральным и алтарным срубами, перекрытыми в разных уровнях высокими крышами, с открытой галереей со стороны западного фасада. Они находятся в районах: Межгорском (села Майдан, Соймы, Репине, Старый Негровец, Рекиты), Иршавоком (села Локоть, Ивашковица), Виноградовском (село Новоселица), Тячевском (села Русское Поле, Диброва) и в Хустском (село Александровна). Того же типа храмы с притвором (или закрытой галереей) с западной стороны сооружения находятся в Хустском районе (села Стеблевка, Крайниково, Данилово, Сокирница).

Четвертая группа храмов имеет много общего с гуцульским храмовым зодчеством. Это центрально-купольные здания с равносторонним в плане крестом, представленные в Закарпатье всего лишь двумя постройками, расположенными на северо-восточной окраине области (Раховский район) и на закарпатской Гуцулыцине (поселок Ясиня и село Лазещина).

Несмотря на то, что в Закарпатье образовалось несколько типов деревянных культовых построек, все же в основе их лежат одни и те же плановые решения – трехкамерная постройка. И при сопоставлении планов закарпатских деревянных храмов с планами деревянных храмов других областей Украины довольно ясно прослеживаются общие черты в приемах комбинации срубов.

В восточноукраинских деревянных храмах, в частности на Правобережье и Слобожанщине, в более поздние времена начали применять срубы восьмиугольной формы, которые имели целый ряд утилитарных и строительно-архитектурных преимуществ. По-видимому, в распространении этой формы немалую роль сыграло влияние стиля барокко. Но традиционная прямоугольная форма срубов имеет более древнее происхождение, нежели срубы восьмиугольные. И она больше всего характерна для церковных построек западных районов Украины. Вообще в решении планов деревянных храмов Закарпатья обнаруживается много общего со всем украинским церковным зодчеством, где принципы одни и те же – общеславянские. Только в деталях можно обнаружить некоторое различие, и то, по-видимому, оно объясняется причинами местного характера и в какой-то степени влиянием католицизма.

На территории Закарпатья, за исключением северо-восточной окраины, как можно убедиться из представленных выше групп, преобладает трехсрубный план, в котором срубы размещены по оси в направлении восток – запад. В местах соприкосновения срубы имеют одну общую стену, а таких смежных стен внутри храма две. Фигура основания каждого сруба почти всегда прямоугольная (иногда приближается к квадрату). В отдельных храмах восточный сруб имеет срезанные углы. Однако эта форма сруба в Закарпатье не получила широкого распространения.

Ф. Горностаев и И. Грабарь считают, что форма сруба со срезанными углами заимствована из каменных храмов. Однако такое утверждение нельзя считать обоснованным, так как способ возведения сруба со срезанными углами целиком соответствует деревянной конструкции, которая образовалась в связи со срезанием прямых углов прямоугольника или квадрата. Обычно восточный сруб служил алтарем.

Западный сруб, которому обычно предшествует аркада, а в отдельных храмах притвор, предназначался во время богослужения только для женщин, поэтому и присвоили этому срубу название «бабинец». Этот сруб всегда делался прямоугольной формы и перекрывался плоским потолком, настланным из «стелин» по открытым снизу балкам. Только в храмах сел Стеблевка и Сокирница потолок его имеет коробовую форму. В некоторых храмах западный сруб «бабинец» имеет общую ширину с центральным срубом (в храмах сел Сокирница, Крайниково, Данилово, Стеблевка, Александровна, Канора, в городе Мукачево и др.).

Средний (центральный) сруб больше по своим размерам, чем соседние с ним западный и восточный. В очень редких случаях с южной его стороны устраивался отдельный вход (например, в храмах сел Ростока и Пи-липец Межгорского района). С «бабинцем» он связывается широким фигурным прорезом (проемом) для свободного перехода из одной части храма в другую, а восточная его сторона закрыта высоким, в несколько ярусов, резным иконостасом.

Общие размеры отдельных церковных построек несколько превышают границы утилитарной необходимости (села Майдан, Стеблевка, Сокирница и др.). Высотные объемы и отдельные элементы укрупнены, особенно велики перекрытия рассматриваемых сооружений, которые в Закарпатье имеют свою архитектурно-строительную особенность.

Рассмотрим теперь несколько подробнее каждую группу храмов в отдельности.

Первую группу в основном составляют шатровые храмы, расположенные в верхнем течении горных рек Ужа и Рики, на самых возвышенных местах среди лиственных и хвойных деревьев.

Это наиболее древний и наиболее характерный тип культовых построек закарпатской Верховины. В рассматриваемой группе храмов можно наблюдать много общего с бойковскими храмами. В этом, по-видимому, и заключается их особенность.

У бойков деревянное зодчество достигло наибольшего расцвета. Они создали непревзойденные по своему художественному великолепию деревянные храмы, храмы-сказки, как называют их многие исследователи. В них каждая форма органически связана с конструкцией. Этот тип храма больше всего сохранил вековые традиции деревянного зодчества.

Бойковские храмы отличаются от всех других типов культовых построек тем, что все три верха имеют заломы и находятся в строгом равновесии. Западный верх почти одинаков по высоте с восточным. Оба никогда не нарушают типичной пространственно-пирамидальной композиции храма, где центральный сруб всегда выше боковых. Пропорции составных элементов перекрытия, т. е. четверика или восьмерика и срезанной пирамиды, отличаются абсолютным преимуществом горизонтальных размеров и малой высотой. Повторяясь несколько раз, с постепенным уменьшением вверх, они образуют ритмично-уступчатое с мягким абрисом завершение снаружи. Вся постройка, кроме стен, под навесом, покрыта гонтом.

План храма рассматриваемой группы обычно состоит из трех прямоугольных клетей: главного, центрального, четверика, алтарного сруба с востока и такого же прямоугольного сруба с запада.

Общая высота храма несколько меньше длины плана, и в пропорциях постройки преобладают горизонтальные членения. Объемно-пространственная композиция довольно простая. Каждый сруб храма имеет свое вполне законченное завершение.

При компоновке таких срубов по двум осям симметрии создается своеобразный силуэт. Причем в этой композиции объединяющим элементом является центральный сруб, который по высоте и ширине превосходит два остальных; он составляет главную часть сооружения, к которому примыкают алтарь и «бабинец». Когда же все три сруба имеют одинаковую высоту, тогда центральный сруб выделяется лишь высотой своего перекрытия, имея логическую конструктивную связь с другими частями рубленой постройки.

В храмах рассматриваемой группы, в центральном и алтарном срубах перекрытие шатрово-уступчатой формы, образуемое путем чередования срезанных пирамид с невысокими квадратными срубами, постепенно уменьшающимися кверху. Низкие срезанные пирамиды в сочетании с низкими квадратными срубами образуют уступы – заломы. Чтобы предупредить деформацию шатрового перекрытия в центральном срубе и реже в алтарном, на уровне заломов в двух направлениях заделаны специальные брусья; иногда они бывают профилированы и слегка украшены резьбой. На некоторых из них можно увидеть даже дату постройки (церкви в селах Ужок, Вышка и др.).

Внутреннее пространство центрального и алтарного срубов открыто до самого подкрестового основания, и в них хорошо просматриваются элементы конструкций. Западный сруб, как правило, перекрыт плоским потолком. В стене, отделяющей помещение для женщин от центрального сруба, сделан фигурный прорез – портал. Сообщаются алтарный и центральный срубы через двери в иконостасе.

В композиции этой группы храмов определенное значение приобретает небольшой наклон стен во внутрь здания (35-40 см при высоте 5-7 м), несколько увеличивая динамичность шатрово-уступчатого перекрытия. Кроме того, здесь преследуется и определенная конструктивная задача – придать зданию еще большую устойчивость. Внутренние и наружные стены срубов обтесаны прямыми плоскостями.

Логически развивая принцип сужения объемов кверху и давая преимущество горизонтальным членениям, сооружение приобретает чрезвычайно интересный и самобытный по своему характеру образ. Количество ярусов все больше нарастает с «продвижением» храма в высокогорные районы. Особенно это характерно для Бойковщины, на что уже обращали внимание исследователи деревянного зодчества Карпат. Своеобразный пейзаж, по-видимому, требовал и соответствующей гармонизации архитектурных форм.

Такую же картину можно наблюдать и в архитектуре жилых и хозяйственных построек горных селений, где обычно высокие крыши покрыты расчлененной на горизонтальные ряды соломенной кровлей, постепенно нарастающей к мощному гребню.

Создание многоступенчатых покрытий, кроме сугубо практического (оно было вызвано обильными осадками в этих районах), имело и эстетическое значение.

Прослеживая развитие завершений в этой группе храмов, можно прийти к выводу, что первичное покрытие каждого в отдельности сруба обычно состояло из простого низкого шатра на четыре грани.

Такая форма перекрытия срубов являлась наиболее древним приемом, и теперь она уже редко встречается в Закарпатье. Вообще шатровая форма перекрытия представляет собой глубоко национальный архитектурный мотив, возникший еще в древнерусском зодчестве; эта форма перекрытия обусловлена строительными свойствами самого материала – дерева.

В храмах этой группы над западным срубом возведена каркасной конструкции колокольня. Причем в одной части храмов верх ее на одном уровне с верхом алтарного сруба, где центральный сруб доминирует (села Гус-ный, Верхний Студеный); в других храмах верх колокольни выше верха алтаря, но не перерастает верха центрального сруба и только внешней формой и наличием голосников напоминает о своем назначении (села Ужок, Перехресный). В третьей части храмов верх колокольни господствует над остальными верхами (села Вышка, Сухой, Кострина). Таким образом, в этих культовых постройках полностью нарушается пространственно-пирамидальная композиция бойковского храма. По-видимому, здесь уже сказывается более сильное влияние западного культового строительства.

В храмах первой группы настенная живопись отсутствует. Скромное украшение помещений – это результат тяжелых социально-экономических условий, в которых продолжительное время находились жители горных районов Закарпатья.

Для второй группы закарпатских храмов характерна своеобразная композиция завершений срубов, нарастающих от восточного сруба к западному, и где доминирующая роль принадлежит завершению западного сруба, т. е. башне-колокольне.

В каждом храме этой группы над западным срубом поднимается каркасная башня-колокольня (10-12 м). Центральный и восточный срубы имеют шатрово-уступчатую форму перекрытия, причем алтарный сруб несколько ниже центрального (в селе Канора этот сруб имеет срезанные углы). Такие перекрытия завершаются изящными луковичными главками (например, в селе Канора). Западный и центральный срубы охватывает аркада, поддерживаемая слегка профилированными столбиками с простыми раскосами.

Некоторые исследователи считают, что такие храмы наиболее близки к лемковскому типу. Они образовались путем влияния на бойковский тип церкви стиля барокко, отдельные элементы которого больше всего проявились в заломах, перекрытиях и завершениях срубов. Подобные храмы можно встретить в восточной Словакии – в Ширимене, Земплине.

Лемковские церкви также трехсрубные, и каждый сруб завершается отдельным верхом. Под влиянием словацкого и польского деревянного строительства лемковские храмы унаследовали высокую каркасную колокольню, поднявшуюся выше завершения центрального сруба, чем было нарушено традиционное равновесие масс трехверхой украинской церкви. Образовалась динамичная композиция с постепенным нарастанием завершений срубов с востока на запад. Кроме того, под влиянием барокко ярусы срубов принимают довольно сложную и порой затейливую композицию. Колокольня лемковской церкви может быть органически соединена с церковью, подобно бойковским церквам, когда каркас ее поставлен на сруб «бабинца» или же находится в свободном соединении, т. е. когда каркас колокольни стоит самостоятельно на земле или на фундаменте.

В Закарпатье рассматриваемая группа храмов является местным произведением народного строительного искусства. Главное отличие этих церквей от польских и словацких храмов заключается в шатрово-уступчатых завершениях, которыми перекрыты центральный и алтарный срубы. План и вся внутренняя организация не отходят от украинских принципов композиции трехчастных храмов. Этот тип храма прошел все те же стадии развития, что и бойковский, – от простых форм к более сложным.

Под влиянием барокко первичные формы этой группы храмов претерпели некоторые изменения, вследствие чего простота и логичность деревянных форм сменяются барочными перехватами и кривыми поверхностями. От западного барокко храмы переняли элементы живописной картинности. Архитектурные формы уже создавались в зависимости от световых и теневых эффектов. Однако барокко в этой группе храмов проявилось в довольно скромной форме, не извращая местные строительные традиции, а лишь дополняя их, т. е. появившиеся барочные формы нашли свое воплощение больше всего в художественной композиции объемов и в декоративных элементах завершений срубов. Деревянные храмы в городе Мукачево и в селе Канора, оставшиеся еще от этой группы в Закарпатье, более всех отражают стиль барокко. В какой-то степени от барокко происходит колокольня с многоярусным завершением, а также маковки на срубах.

Каждая церковь этой группы в той или иной степени связана со строительством, как бойковским, так и восточвоукраинским, и барокко здесь не затрагивает самих основ украинского храма.

Говоря о влиянии барокко, здесь уместно вспомнить высказывания И. Грабаря о том, что архитектурный стиль барокко, созданный в Италии и тогда же распространившийся по всему западу, сыграл значительную роль в украинском каменном и деревянном строительстве [И. Грабарь. История русского искусства, т. II, М., б. г., с. 339-340].

Чтобы дать западным влияниям надлежащую меру и границу, не следует замыкаться в тесных рамках окраины и только в ней рассматривать формы ее деревянных зданий. Строительная школа в Закарпатье, по сути, является ответвлением Галийийской и в связи можно определить в ней чужие влияния.

Итак, храмы рассматриваемой группы имеют много общих черт с церквами лемковскими, бойковскими и восточноукраинскими, которые развивались в разных направлениях. Их разделению в немалой степени содействовали географические условия, более сильное или слабое влияние исторических стилей каменного строительства, а также определенная привязанность к традициям.

Наиболее многочисленной является третья группа храмов, как по количеству сооружений, так и по занимаемой территории – Воловецкий, Ир-шавский, Межгорский, Раховокий, Тячевский и Хустский районы.

В этих районах Закарпатья сохранились наиболее интересные типы деревянных храмов, где народное творчество непрерывно развивалось. Вероятно, здесь происходила эволюция архитектурных форм деревянного храма башни-колокольни над западным срубом. На этих сооружениях прослеживаются влияния архитектуры бойков и лемков, а также румын и венгров.

Существует мнение, что элементы готического стиля были занесены в Закарпатье из соседней Трансильвании, в составе которой южная часть области находилась на протяжении XVI-XVII вв. В северной части Трансильвании еще до сих пор можно встретить деревянные храмы со стройными башнями, завершающимися сильно вытянутым шпилем и высокими острыми крышами. Аналогичного характера деревянные храмы можно встретить и на венгерской территории.

Прообразом деревянных храмов этого типа также могли служить и некоторые каменные костелы с элементами готики в Закарпатье, например, костел в селе Шаланки Виноградовского района, построенный в XIV- XV вв., костел в городе Тячево XV в. и др.

Некоторые исследователи считают, что рассматриваемая группа храмов возникла под влиянием не только готического, но и романского стилей, причем от готических соборов были заимствованы высокие башни с острыми шпилями, а от романской архитектуры взяты основные объемы сооружений [П. Г. Юрченко. «Деревяна архитектура». – В кн.: История украинського мистецтва, т. 3. Изд. «УРЭ» АН УССР, 1968, с. 36]. Нет сомнения в том, что готика сыграла определенную роль в формирования деревянных культовых сооружении, особенно в южных и юго-западных районах области, и проявилась она больше всего в башнях-колокольнях с их шпилевидными завершениями, часто механически насаженными на традиционные западные срубы церковных построек, а также в высоких крышах над центральным и восточным срубами. Однако ни в плане, ни в трактовке дверных и оконных проемов, ни даже в общих пропорциях масс сооружений не отражена система готического стиля.

В закарпатских деревянных храмах план имеет не двухчастное деление, как это наблюдается в готических храмах, а традиционное восточно-украинское трехчастное деление с большим квадратом посередине и меньшими по бокам. и только в некоторых храмах ширина западного сруба равна ширине центрального сруба, и поэтому создается зрительное впечатление двухчастности (села Диброва, Среднее Водяное, Крайниково, Данилово, Александровна, Новоселица, Репине, Ивашковицы, Локоть и др.).

Вероятно, вопрос о влиянии западных стилей, и в частности готики, на формирование культовой архитектуры Закарпатья еще ждет своего выяснения. Отсутствие явно выраженной готики в украинском деревянном строительстве – явление совершенно понятное, так как готика сложилась на Западе и преобладала в среде западного духовенства, а народной архитектуре восточноукраинских земель она была чужда.

В XVIII в. в Приднепровье, на Слобожанщине, Бойковщине и в некоторых районах Карпат, в том числе и в Закарпатье, получили развитие вертикальные композиции, окончательно сложились величественные архитектурные культовые сооружения, своеобразность которых характеризуется композиционной связью архитектуры с окружающей природой.

Решение плана в третьей группе церковных построек аналогично предыдущим группам. План также состоит из трех срубов, западный и центральный срубы прямоугольной формы; такой же формы, лишь немного меньшего размера и алтарный сруб (в некоторых храмах он имеет срезанные углы).

Западный сруб («бабинец») почти всегда перекрыт плоским потолком. Исключение составляют только деревянные храмы в селах Стеблевка и Со-кирница Хустского района, в которых перекрытие западного сруба имеет коробовую форму. В плоском перекрытии дубовые пластины уложены по балкам.

Центральный сруб перекрыт несколько приподнятым коробовым сводом, что является своеобразным архитектурно-строительным приемом в этой группе храмов. Концы дубовых пластин, образующих короб, врублены в восточную и западную поперечные стены. Первая нижняя пластина короба, являясь его пятой, плашмя уложена на верхний венец сруба с небольшим выступом за поле стены внутрь здания. Такое же перекрытие имеет и алтарный сруб, но не во всех храмах этой группы.

С внешней стороны западный и центральный срубы образуют один объем, так как перекрыты они одной высокой крышей на два ската. Вообще эта группа храмов характеризуется развитой крышей при относительно малой высоте стены.

В храмах, расположенных в Хустском районе, центральный сруб, а в некоторых постройках также восточный и западный срубы на уровне навеса имеют уступ во внутрь этих объемов. Этот уступ подчеркивает ярус-ность здания и иллюзорно увеличивает высоту его внутреннего пространства.

Стены рублены из дубовых брусьев большого сечения 20: 40 – 60 см, без выпусков на углах. Сруб уложен на мощную дубовую подвалину, концы которой свободно выступают наружу с простым профильным обрезом.

Над западным срубом поднимается четырехгранная каркасная башня с небольшим сужением кверху. В верхней части башни с наружной стороны свисает широкое декоративное венчание, составлениее из вертикальных досок, обработанных понизу фигурной порззкой. Далее каркас башни переходит в открытую аркаду – галерею, выполняющую роль голосников колокольни. Обычно на эий высоте подвешивали колокола. Галерею перекрывает квадратной или восьмиугольной формы шатровая крыша, переходящая в высокий многогранный шпиль, завершающийся высоким кованым крестом необычайно затейливого рисунка. Чтобы сделать завершение башни-колокольни более нарядным, у основания шпиля, по углам шатровой крыши поставлены четыре башенки («турнички»), повторяющие форму основного шпиля и в сочетании с ним образующие очень стройную и легкую композицию завершения (села Стеблевка, Крайяиково, Сокирница, Данилове, Александровка).

Появление шпилей, по-видимому, было вызвано культовыми и художественными требованиями при строительстве храмов. Шпили являются лишь декоративным завершением здания и функционально не связаны с его внутренним пространством.

Башня и ее завершение покрыты гонтом различной величины и формы, что создает необычайно живописную фактуру покрытия. Вообще башни-колокольни в этой группе храмов (и особенно их венчания) сооружены с непревзойденным мастерством.

На высоте уступа в срубе по всему периметру постройки устроен небольшого выноса навес, расчленяющий сруб с внешней стороны на два яруса и уравновешивающий вертикальные членения храма. В некоторых культовых сооружениях этот навес сливается со скатом крыши алтаря (села Крайниково, Сокирница).

Тип деревянного храма со шпилевидным завершением башни-колокольни не ограничивается только бассейном реки Тисы, он проложил себе путь и в соседние северные районы, на Верховину, но в несколько видоизмененных и упрощенных формах. Этот своеобразный тип храма нашел себе место в Иршавском районе (села Ивашковицы, Локоть), в Межгорском районе (села Майдан, Рекиты, Старый Негровец), в Тячевском районе (села Ганичи, Подплеша, Русское Поле).

Отдельную подгруппу третьей группы составляют деревянные храмы, в которых барочные формы нашли свое выражение в многопрофильных маковках завершений башни-колокольни. Такой тип храма больше всего встречается в горных долинах Межгорского и Тячевского районов. В основе его композиции лежит тип бойковской трехсрубной церкви. Шатровые перекрытия центрального и алтарного срубов под влиянием западных тенденций исчезают и превращаются в деревянные коробовые своды, а над западным срубом вырастает высокая башня-колокольня в качестве акцента всего сооружения. Вся пространственная композиция постройки отличается динамичностью, в ней объемы нарастают с востока на запад (села Буковец, Гукливый, Изки, Колочава-Горб, Пилипец, Подобовец, Прислип, Торуньи др.).

Совершенно иной тип представляют собой деревянные храмы в верховье реки Тисы в закарпатской Гуцулыцине. Больше всего этот тип распространен в нынешней Ивано-Франковской области, а в Закарпатье он представлен всего лишь двумя храмами.

План такого сооружения имеет крестообразную форму и состоит из пяти срубов. Центральный сруб шире боковых (северного и южного), длина которых несколько меньше длины западного и восточного срубов.

Широкий навес, поддерживаемый выпусками венцов сруба, проходит вокруг храма и разделяет плоскости стен на две горизонтальные части. Навесы в храмах с крестообразным планом не встречаются. Эта характерная подробность свидетельствует о том, что трехчастная церковь ближе к народному жилому строительству, в котором мы встречаем разные формы навесов. В крестообразных же церквах этот элемент не получил развития, что говорит о заимствовании ее форм из каменных храмов, как известно, не имевших навесов.

Этот тип храма имеет две выразительно подчеркнутые оси симметрии, в соответствии с которыми почти идентично решены фасады. Боковые срубы имеют обыкновенные двухскатные гонтовые крыши с небольшими фронтонами на фасадах и композиционно подчинены центральному срубу, немного приподнятому над коньками крыш.

Центральный сруб на середине своей высоты переходит из прямоугольной формы в восьмигранную, вследствие чего и шатровое перекрытие его принимает такую же форму.

Одноглавый пятисрубный храм отличается своей компактностью и стройностью и является одним из лучших примеров народного деревянного зодчества не только Закарпатья, но и других районов Украины. Вообще храмы, у которых план скомпонован в виде креста, встречаются на территории Украины значительно реже, чем, скажем, трехсрубные храмы с расположением срубов вдоль оси восток – запад, и признаются исследователями наиболее древним типом культового сооружения византийского происхождения.

Представителями этого типа храмов в Закарпатье являются «Струковская» церковь Вознесения в поселке Ясиня Раховского района, построенная в 1824 г., о чем гласит надпись на церковных дверях, и церковь Петра и Павла в приселке Лазещена Раховского района, построенная в начале XIX в. и перевезенная сюда из села Яблонцы Ивано-Франковской области.

Принцип решения обоих храмов один и тот же, за исключением того, что в «Струковской» церкви преобладают горизонтальные членения и окна в ней прямоугольные, в то время как церковь Петра и Павла отличается вертикальными членениями, круглыми и полуциркульными окнами.

В этих двух храмах удачно найдены пропорции всех четырех объемов, примыкающих к центральному срубу; они достаточно хорошо поддерживают центральный сруб с его шатровым завершением. Отличается своими особенностями и интерьер. Просторные вырезы-арки удачно найденной кривизны открывают пространство боковых срубов почти на всю их ширину и вместе с центральным открытым пространством до самого шатрового перекрытия образуют на средокрестии храма достаточно большое пространство.

Отдельную группу памятников монументального деревянного зодчества Закарпатья составляют колокольни. Они появились сравнительно поздно. При возведении их применялись те же строительные приемы, что и в храмах: обшивка гонтом, устройство навесов, заломов и др. Однако они отличаются некоторым разнообразием своих форм, сохраняя при этом определенное стилевое единство, что лишний раз говорит о большой творческой фантазии и пзобретательности народных зодчих.

Поставлены колокольни по соседству с храмами. До сооружения их колокола обычно подвешивались в самих церквах, над западными срубами, где видны следы их креплений. В некоторых храмах колокола до сих пор еще не вынесены в отдельные колокольни. Например, в деревянных храмах сел Кострино Великоберезнянского района и Майдан Межгорского района они остались на башнях-колокольнях храмов. В тех церквах, где колокола уже сняты, башни-колокольни приобрели лишь архитектурно-декоративное значение.

Обычно рубленым делался только первый ярус колокольни, а последующие ярусы развивались в каркасе. Но встречаются колокольни, в которых применена только каркасная конструкция. Верхний ярус делался с открытыми проемами – или в виде простых вырезов в обшивке самого каркаса, или в форме невысокой аркады. В большинстве своем колокольни перекрыты обычными четырехскатными шатрами с небольшими главками наверху.

Ныне существующие колокольни датируются XIX и XX вв., более ранних сооружений не сохранилось. По-видимому, постройка отдельных колоколен в Закарпатье в более ранние времена вообще не практиковалась, и колокола, как мы уже отмечали, размещались на колокольне церкви.

Многие колокольни потеряли свой первоначальный вид вследствие ремонта и переделок и приобрели иные архитектурные формы, несколько отличающиеся от архитектуры основного здания – церкви.

В старину колокольни использовались не только для культовых, но и для других целей. Нижние ярусы, например, использовались под склады, а верхние играли роль дозорных башен.

Наиболее простой тип представляет собой колокольня в селе Гусный Великоберезнянского района. Это прямоугольное в плане двухъярусное сооружение, где первый ярус – рубленый, глухой, второй – каркасный с открытыми проемами; здесь же подвешены колокола. Колокольня перекрыта невысоким шатром на четыре ската.

Дальнейшее развитие типов колоколен связано с увеличением ее высоты за счет нарастания ярусов. Верхний ярус, за некоторыми исключениями, делали открытым. Архитектурная обработка верхнего яруса аналогична обработке аркады-галереи в храмах.

Исключительно оригинальную форму приобрела колокольня в селе Изки Межгорского района, где народный мастер особенно удачно решает плавный переход от кровли навеса к вертикальной стене башни. Здесь гонтовая обшивка прячет от взора весь каркас башни, придавая колокольне необыкновенную стройность и целостность форм. Верх башни заканчивается широким карнизом, подчеркивающим шатер с одним заломом и фонариком наверху.

Оригинальна по своим формам двухъярусная колокольня в селе При-слип Межгорского района, составляющая с храмом единый ансамбль. Первый ярус – рубленый и прикрытый широким навесом с сильно подчеркнутой кривизной ската. На уровне навеса сделан залом, и сруб переходит в каркасную систему конструкций. Второй ярус значительно выше первого и заканчивается галереей с пологими арками. Перекрыта колокольня восьмигранной шатровой крышей с большим выносом. В этом оригинальном сооружении, особенно в его завершении, прослеживаются элементы оборонной архитектуры.

К этому же типу относится колокольня в селе Гукливый Воловецкого района. Она высокая, стройная, в два яруса. Первый ярус рубленый и прикрывается широким навесом. Второй – значительно выше первого, каркасной конструкции и заканчивается открытой аркадой-колосниками. Верх ее перекрыт четырехскатной шатровой крышей.

Высокая деревянная колокольня построена в селе Сокирница Хустско-го района. Конструктивной основой ее служит мощный каркас, поставленный на дубовую обвязку, состоящую из брусьев большого сечения (24: 28 см). Низ колокольни подчеркнут небольшим навесом и обшивкой каркаса вертикальными строгаными досками с нащельниками, а верх заканчивается открытой галереей. Перекрыта колокольня четырехскатной крышей. Сооружение отличается удачно найденными пропорциями, простыми, но выразительными архитектурными формами.

К наиболее оригинальным деревянным сооружениям следует отнести колокольню в селе Четово Береговского района, которая поражает своими масштабами. Она является одной из самых высоких деревянных колоколен Закарпатья. Четырехгранная башня с мощным основанием поднимается на 16,5 м. Ее дубовый каркас отличается четким ритмом конструктивных элементов. Многогранный высокий шпиль, завершающий башню, придает сооружению необычайную стройность и легкость, а гонтовая обшивка придает архитектурную цельность сооружению.

К оригинальным деревянным сооружениям следует также отнести двухъярусную колокольню в селе Крайниково Хустского района (теперь она перенесена к каменному храму). Колокольня эта каркасная, в один ярус, завершает ее невысокий шпиль.

Шедевром народного деревянного строительства является колокольня «Струковской» церкви в поселке Ясиня Раховского района. Нижний ярус представляет собой рубленый четверик, прикрытый навесом, который опирается на выпуски венцов сруба. Во втором ярусе четверик переходит в восьмерик каркасной конструкции и перекрывается восьмигранным шатром с небольшой главкой наверху.

Голосники во втором ярусе по всему периметру образуют сплошной проем, разделенный лишь стойками каркаса. По имеющимся сведениям, эта колокольня была перенесена к «Струковской» церкви в 1895 г. от уничтоженной пожаром церкви, которая находилась в северо-восточной части поселка.

Возле некоторых храмов еще сохранились ограды с оригинальными калитками, напоминающими по форме обычную деревянную калитку, оформленную геометрическим орнаментом из тонких реек. Их можно видеть в селе Квасово Раховского района и в городе Рахово.

В селе Сокирница Хустского района, а также в селах Пилипец и Изки Межгорского района над калитками устраивался небольшой двухскатный «дашок», поддерживаемый двумя приподнятыми над оградой столбиками. Обращает на себя внимание и калитка в селе Майдан Межгорского района, представляющая собой небольшое сооружение, прямоугольное в плане, с невысокими ограждениями по бокам, перекрытое восьмигранным шатром.

В селе Среднее Водяное была сооружена калитка, напоминающая небольшую часовенку; ее остроконечная гонтовая крыша с крестом наверху опиралась на четыре профилированных столбика, украшенных резным орнаментом и связанных между собой арочками. Нижняя часть ее была ограждена вертикальными досками.

Особенно интересной была калитка, сооруженная из дуба в селе Дулово Тячевского района. На восьми обильно украшенных резьбой столбиках покоилась шатровая крыша с оригинальным фонариком наверху. Перекрытие фонарика заканчивалось небольшой главкой, завершенной кузнечным крестом. Потолок калитки был кессонирован и обработан необычайно тонкой резьбой.

Замечательными памятниками народного деревянного строительства являются отдельно стоящие часовенки, кресты и изображения «страстей», обычно устанавливавшиеся у дорог, чаще всего на их пересечениях, а также у колодцев, на подходах к храмам или возле них.

Произведения народного творчества в Закарпатье можно с полным основанием считать «душой народа», его силой и гордостью. В этом творчестве, полном прелести великого национального искусства, есть много тонких приемов, веками проверенных самим народом.

Для деревянных построек Закарпатья характерны лаконичность объемов, простое решение плана. Архитектурно-художественная выразительность образа каждой деревянной постройки достигалась объемно-пространственной композицией, применением наиболее целесообразных конструктивных элементов, учетом местных природно-климатических условий и окружающего ландшафта.

Отдельные строительные части строго подчинены общему объему сооружения.

Народные мастера хорошо чувствовали масштаб отдельных объемов и архитектурных элементов в жилых и культовых деревянных зданиях. Благодаря удачно найденному масштабу всего здания и его деталей архитектура была гармоничной, законченной.

Закарпатские деревянные храмы с их своеобразными венчаниями свидетельствуют о большом понимании народными зодчими конструкций о их изобретательности и новаторстве в строительном искусстве. Для созданных ими культовых сооружений характерны простота и логика общей структуры здания и его деталей, единство внешнего и внутреннего объемов, выразительность конструктивной системы, которая является тектонической основой сооружения и подчеркнута архитектурными деталями.

Декоративная пластика сооружений, хотя несколько и сдержанная, всегда основывалась на живом стремлении к нарядности, красоте и выразительности форм.

Высотность значительной части деревянных храмов, особенно расположенных в южных районах области, своеобразно подчеркнута динамичностью и компактностью объемов. Большая роль в усилении высотности принадлежит венчающим частям сооружения. Легкое декоративное венчание срубов: шатер, шпиль, маковка, кресты и другие элементы еще больше увеличивают высотность здания.

Не менее характерным в культовых постройках является постепенное, а иногда и контрастное изменение моделировки деталей – от наиболее простых в нижних частях здания, к более нарядным и сложным в верхних, применяемых для фиксации высоты сооружения (галерейки в башне-колокольне, турнички у основания шпиля, развитые маковки и др).

Своеобразная трактовка горизонтальных и вертикальных членений, средств архитектурной пластики и композиции объемов значительно усиливают впечатление легкости сооружения. Пропорциональные отношения основных объемов здания и каждого элемента в отдельности создают монументальную устойчивость и естественность построения здания в целом.

В деревянных храмах со шпилевидными завершениями народные зодчие не прибегали к простому заимствованию архитектурных форм и декоративных элементов из готических сооружений, а лишь в незначительной степени подражали этому стилю, создавая изящные архитектурные произведения, по величию и совершенству не уступающие каменным готическим постройкам.

В этих замечательных постройках с большим художественным вкусом созданы прекрасные галереи с профилированными столбиками и арками-проемами, галереи-обходы с оригинально сконструированными арочками, высокие четырехгранные башни-колокольни над западным срубом, как бы вырастающие из высокой двухскатной крыши.

Несмотря на некоторую стандартизацию архитектурных элементов, народные зодчие всегда вносили разнообразие в жилища и культовые постройки. Такой индивидуальный художественный почерк мастера можно наблюдать в деревянных постройках не только отдельных районов, но и отдельных сел Закарпатья.

Для архитектуры народного жилища характерна некоторая однотипность в применении архитектурно-художественных деталей, в частности в устройстве окон, дверей, галерей, крыш и др., которые близки по своим размерам и пропорциям и, как всегда, очень тесно увязаны с конструктивными элементами.

Одной из характерных особенностей народной архитектуры Закарпатья является устройство развитых свесов кровли и разного типа галерей, которые играют значительную роль в объемно-пространственной композиции жилища и культовых построек. В жилище такие навесы обусловлены требованиями практического порядка. Они предназначались для разных бытовых и хозяйственных целей. Климатические условия, особенно затяжные дожди в горных районах Карпат, предопределили необходимость устройства галерей вдоль главного, а иногда и боковых фасадов жилой постройки, что улучшало условия проживания. Галереи, сени являются здесь как бы открытым дополнительным помещением для выполнения разных хозяйственных и домашних работ: вышивания, резьбы, приготовления пищи и т. п.

В жилой постройке большой свес кровли, особенно со стороны главного (южного) фасада, поддерживается или выпусками венцов сруба, обработанных на концах простой профилировкой, или столбиками. Детали галереи находились в поле зрения народных умельцев и часто являлись объектом художественной обработки. Столбикам придавали различную профилировку, украшали их крупной порезкой.

В селах, расположенных на юго-востоке области (Грушовое, Среднее Водяное, Диброва, Белая Церковь и др.), галереям главного фасада придавали форму аркад, где кривые арок чаще всего принимали полуциркульное очертание, образованное угловыми полукруглыми вставками, закрепленными тыблями и небольшим вырезом в горизонтальном брусе, поддерживаемым столбиками. Краям вставок, которые заделывали в столбики и горизонтальный брус («остришину»), придавали своеобразный профиль. Два таких профиля, заделанных в столбик, создавали на его фасадной стороне оригинальный геометрический узор, прекрасно гармонирующий со спокойным ритмом арок.

Ограждение галерей сравнительно простое. В старых хатах они рубились из бревен (брусьев) толщиной 10-15 см. Верхний и нижний брус покрывали простой резьбой – «зарубками», высеченными топором. В более поздних жилых постройках это ограждение состояло из горизонтальной обвязки, смонтированной из брусьев, к которой набивали вертикальные доски впритык с нащельниками. Такое ограждение часто оформлялось разним по сложности пропиловочным орнаментом.

Вход на галерею обычно имел калитку, представляющую собой немаловажный элемент в архитектурно-декоративной обработке жилой постройки. Калитка состоит из двух резных столбиков и дощатого полотнища дверей, иногда декорированного простым пропиловочным орнаментом.

В закарпатских культовых постройках весьма характерную и живописную особенность составляют навесы, аркады, галерейки-обходы и заломы, которые являются горизонтальными членениями здания. Зрительно они подчеркивают устойчивость здания. Глубокая тень, созданная навесом, еще сильнее подчеркивает горизонтальное членение постройки и делает ее более статичной. Устройство навеса имеет многовековую традицию не только в украинском деревянном зодчестве, особенно в западных областях, но и в некоторых европейских странах, где оно также получило широкое распространение.

И. Грабарь считает, что навесы в украинских деревянных храмах имеют западное происхождение, так как встречаются главным образом в западной части Украины, особенно в деревянных храмах Галиции. Их можно встретить и в деревянных храмах Силезии, построенных еще в XVII в. в стиле барокко, откуда, по его мнению, они и были заимствованы.

Навесы знает не только украинское культовое строительство, но и польское, словацкое, чешское, румынское, а также скандинавские страны. Все это говорит об их широком распространении и давней истории.

Навес является или самостоятельной частью культовой постройки, или же на каком-то участке «срастается» в одно целое со скатом крыши, чаще всего восточного сруба, являясь как бы ее продолжением.

Почти все храмы Закарпатья имеют навесы четкой прямоугольной формы, расположенные вокруг всей церкви со значительным относом от стены. Они имеют главным образом практическое значение – отводят сточные воды от подвалин и нижних венцов сруба, которые всегда остаются открытыми.

Поддерживают навес выпуски венцов сруба, постепенно нарастающие от подвалины к «остришине». Этим выпускам почти всегда придают простые очертания с прямыми или криволинейными вырезами в венцах сруба.

В закарпатском народном зодчестве аркада поддерживает навес, столбики ее имеют небольшую профилировку. Расставлены они в определенном порядке и имеют простые или усложненные по профилю раскосы.

В закарпатских храмах не встречаются аркады, которые были бы устранены вокруг всего здания. В одних случаях они охватывают западный и центральный срубы (в храмах города Мукачево, сел Канора и Черноголова), в других – ограничиваются только западным срубом (в храмах пригорода Свалява-Быстрый).

Кроме этих храмов, в Закарпатье больше нигде такие аркады не встречаются, за исключением тех храмов, которые находились в селах Обава и Медведовцы (Мукачевский район), а в 1930-х гг. были перевезены в Чехословакию.

Большой интерес по конструктивному решению и архитектурно-декоративной обработке представляют галерейки-обходы, размещенные во втором ярусе западного сруба храма. Такие ритмичные аркады в одних храмах устроены только с западной стороны (деревянные церкви в Хустском районе), а в других они обходят все три стороны западного сруба (церкви в Межгороком районе).

Такая форма галереек-обходов, придающая сооружению определенную динамичность, получила наибольшее развитие в храмах XVIII в. В более отдаленные времена подобные галерейки функционально были связаны с отжившей уже теперь эмпорой. Впоследствии галерейки-обходы потеряли свое практическое значение и превратились в один из приемов архитектурно-декоративного оформления постройки. Только в некоторых старых бойковских храмах эти галерейки-обходы все еще служат наружным выходом на хоры (село Середа-Волче на Драгобычине).

Форма арок в галереях-обходах, как и в жилых постройках, создавалась при помощи полукруглых раскосов, врубленных в горизонтальный брус, «остришину» и четырехгранные столбики, поддерживающие этот брус.

Очертание арок – полуциркульное или в виде трехцентровой кривой (храм в селе Александровка) со своеобразной обработкой ее валиками. Такая обработка арочного проема наблюдается в деревянных храмах Хустского района. Вдоль основания аркады галерей-обходов, как бы подчеркивая ее ритм, проходит брус-пластина, обработанная простым геометрическим орнаментом.

Следует отметить, что ни в одном деревянном храме, имеющем галерею-обход, форма арок и их детали не повторяются. Каждая такая галерея обладает своими, хотя бы и незначительными отличиями, особенно в декоративной обработке.

Вообще форма арки не свойственна такому строительному материалу, как дерево, и выработалась она, вероятно, из таких простых, но естественных для дерева элементов, как подкосы, которые тоже встречаются в отдельных храмах Закарпатья (городе Мукачево, пригороде Свалява-Быст-рый), а также в жилых постройках. Не исключено в этом случае также влияние каменной архитектуры.

В значительной части закарпатских храмов, обычно с западной стороны, перед входом в храм сооружена открытая галерея (Воловецкий, Меж-горский районы). Галереи закрытого типа можно видеть только в деревянных храмах в селах Стеблевка, Сокирница, Крайниково, Данилово.

В открытых галереях, так же как и в аркадах, столбики расставлены ритмично; между ними, по аналогии с галереями-обходами, с помощью раскосов образованы определенной кривизны арки. Столбики по-разному профилированы и установлены на подвалины. В некоторых храмах на подва-лине сначала выведена рубленая стенка из нескольких венцов, а потом уже на ней поставлены столбики.

Главный вход в деревянный храм всегда размещался с западной стороны. Исключением является Никольская церковь (нижняя) в селе Среднее Водяное, где в нарушение установившейся церковной традиции вход размещен с южной стороны храма.

В одних храмах входу предшествует аркада на резных столбиках с подкосами, в других – перед входом сооружены открытые галереи-аркады на резных столбиках или же входу предшествуют сени-притвор со световыми фигурными проемами в срубе.

Архаичные, приземистые двери, ведущие в верховинскую хату, сохраняют традиционную форму и пропорции. Полотнище двери обычно состоит из трех толстых (4-6 см) досок, скрепленных между собой двумя попереч-пыми планками, заделанными в вертикальный стержень, на обоих концах которого выступают шипы, двигающиеся в гнездах, выбранных в двух коротких брусьях. Один из этих брусьев прикреплен к порогу, другой – к верхнему дверному косяку. Такая конструкция двери получила название: дверь на деревянных осях. С внутренней стороны двери прикреплялась деревянная задвижка с нарезками – деревянный замок. Для передвижения задвижки пользовались деревянным ключом. Такого же типа задвижки ставились и на дверях, ведущих в кладовую.

На юге и юго-востоке области, особенно в Хустском и Раховском районах, устройству и декоративному оформлению дверных полотен жилой постройки уделялось большое внимание. Нередко дверное полотно являлось основным, а иногда и единственным декоративным элементом в экстерьере жилища. Находясь в тени от большого свеса крыши, дверное полотнище выделялось декоративной, различной по рисунку и сложности узора обшивкой и раскраской.

В хозяйственных постройках народные мастера также не упускали возможности провести хотя бы скромную декоративную обработку дверных проемов. Так, к дверям, ведущим в «стайню», с наружной стороны навешивали еще решетчатую калитку высотой 100-120 см, составленную из профилированных планок, образующих несложный, но очень выразительный геометрический рисунок.

Особое внимание народные мастера обращали на художественную обработку двери, ведущей в храм, пытаясь придать ей наиболее привлекательный вид. Однако большего разнообразия здесь не наблюдается. Форма и конструкция дверных косяков несколько однообразна – прямоугольная, реже трапециевидная. Верхний косяк бывает профилирован. Некоторые дверные косяки в верхних углах имеют прямоугольные или криволинейные вставки, образующие с косяком трапециевидную или полуциркульную форму проема (села Торунь, Гукливый, Буковец, Майдан и др.).

На верхнем косяке дверей часто вырезали дату постройки храма. Иногда писали фамилию фундатора, мастера постройки, а также священнослужителя, при котором строилась или освящалась церковь (село Ужок, поселок Ясиня). В некоторых храмах дверные косяки являлись как бы хроникой церкви, где фиксировались даты позднейших переделок, поправок и вообще разных церковных и мирских событий.

Дверные полотнища, состоящие обычно из одной или двух еловых или липовых досок, оставляли преимущественно гладкими без какой-либо резьбы. Все их украшение состоит из фигурных железных оковок, затейливой формы замков, железной ручки с защелкой, поднимающейся нажимом короткого рычага, схваток и завесов, которые чаще всего повторяли формы скобянки, употребляемой в жилых и хозяйственных постройках.

Однако в отдельных храмах дверные полотнища нарядно облицовывали короткими профилированными дощечками. Обычно их выкладывали в «елочку» и соединяли между собой в шпунт. Эти дощечки прикрепляли к основе двери кузнечными гвоздями с широкими головками, размещая их в определенном порядке по всему полотнищу, чем создавался оригинальный геометрический рисунок узора (села Гукливый, Торунь, Верхнее Студеное, Ростока и др.). В отдельных храмах на дверных полотнищах изображались иконы (село Изки).

В формах окон народного жилища в определенной степени отражена история деревянного зодчества, прошедшего различные этапы в своем развитии. Архаичные волоковые окна сохранились кое-где в далеких и глухих местах Верховипы, но наряду с ними в тех же местах встречаются окна большего размера. В промежутке между такими диаметрально противоположными формами наблюдается целый ряд переходов. В старых хатах еще встречаются юкна размером не более 40X40 см или высотой 70 см при ширине всего лишь 40 см. Иногда эти окна имеют не открывающуюся, а задвигающуюся створку.

Появление косяков в качестве оконной обвязки резко повлияло на форму и величину окон. Высота и ширина оконных проемов в хатах постепенно увеличиваются, да и количество окон тоже возрастает. Жилое помещение лучше освещается.

Обрамление из массивных косяков, врубленных в еще более массивный сруб постройки, уже своими размерами придает совершенно новый вид окну. Лишенная каких-либо декоративных мотивов, подобная оконная обвязка в сочетании с оконными переплетами является вполне достаточным украшением жилой постройки. И в формах оконных переплетов, в зависимости от времени сооружения жилища, можно проследить различные варианты оконного проема.

Что касается окон, то их просветы имеют в основном прямоугольную форму, хотя нередко можно встретить проемы с полуциркульным или пучковым завершением, реже в виде треугольника и, как исключение, круглые (села Среднее Водяное, Данилово, Крайниково, Сокирница, Ка-нора, Гукливый и др.).

Как изнутри, так и снаружи нижний ряд обычно лишен какого-либо декоративного оформления. В некоторых храмах окна верхнего ряда (в закарпатских храмах имеется только два ряда окон), расположенные выше навеса, снаружи оформлены оригинальными козырьками, вырезанными из досок (3 см). Боковым оконным щиткам иногда придавали своеобразный профиль (села Сухой, Вышка, Подобовец, Гукливый и др.).

В окнах кое-где еще можно встретить круглые прессованные стекла – «оболони», вставленные в деревянную оправу (села Подобовец, Гукливый, Изки и др.), а также кузнечные решетки весьма оригинального рисунка (село Стеблевка).

В культовом деревянном строительстве Закарпатья карнизы не получили широкого распространения. Их незначительный вынос и высота, образованные одним или несколькими профилированными брусами, набитыми на сруб, обычно теряются под свесами высоких крыш (в селе Канора, городе Мукачево). В качестве карниза можно встретить также обыкновенные гладкие доски без какой-либо профилировки, косо установленные под навесом крыши. Иногда вместо карниза под выносом крыши к крайней лате или доске прибиваются в ряд висячие гонтины, создающие красивую зубчатую мережку (село Кострина). Бывает, что такую мережку делают из досок.

Как известно, форма крыши в значительной степени влияет на объемно-пространственную композицию постройки и ее силуэт. В старых жилых постройках преобладала четырехскатная крыша. Ее большой вынос создавал глубокую тень на фасадах здания.

Для жилища Гуцулыцины (Раховский район) типичным является устройство с торцовой стороны крыши небольшого фронтончика, который украшается профилированными и резными деталями и составляет важный декоративный элемент, обогащая лаконичную архитектурно-пространственную композицию постройки.

Солома как кровельный материал благодаря дешевизне и простоте устройства крыши, несмотря на свои недостатки, приобрела широкое распространение в значительной части Закарпатья. Кроме соломы, кровельным материалом здесь служит также дерево – дранка и гонт.

Четырехскатная форма соломенной крыши наиболее типична для Закарпатья. Это объясняется тем, что при такой форме благодаря незначительной теплопроводности соломы можно было создать достаточно хорошо утепленный чердак.

Соломенная крыша в разных районах Украины имеет свою установленную высоту. В районе Карпат высоту крыши часто делали втрое больше высоты стен (1:3). Чем больше осадков, тем более высокой и крутой делали крышу и тем, разумеется, быстрее отводились осадки и меньше воды проникало через толщу соломы, отчего кровля сохранялась дольше. Наиболее уязвимыми для замокання местами являются гребень и ребра четырехскатной крыши. Поэтому гребень укрепляли укладкой дополнительных снопиков соломы, сверху которых еще укладывали на ребро выдолбленную половину толстого бревна или выкладывали вдоль конька с определенным интервалом козла. На углах создавали веероподобные уступы. Этот прием свойствен для районов, где нет сильных ветров, так как ветер поднимает солому в тех местах кровли, где она выступает.

В Закарпатье значительное распространение получил прием устройства свесов крыши разной величины в одной и той же постройке. В зданиях с рублеными стенами такой увеличенный свес крыши устраивали на выпусках венцов сруба. Часто он поддерживался столбиками, в результате чего вдоль стены жилой постройки создавалась галерея.

Применение гонта для покрытия шатров, шпилей, главок и стен в культовых постройках, кроме утилитарного значения, имело и эстетическое, придавая деревянному сооружению необычайно живописный характер. Рисунок гонта удачно сочетался с горизонтальными венцами сруба. Характер обшивки стен гонтом в некоторых верховинских храмах (села Вышка, Сухой и др.) очень своеобразный, он не лишен художественности и вполне отвечает назначению этих сооружений.

Одному концу гонта обычно придавали заостренную или овальную форму, и выложенный ряд за рядом гонт создавал своеобразную, необычайно красивую по своему рисунку, чешуйчатую фактуру крыши. На самом коньке, особенно в жилых и хозяйственных постройках, гонт выкладывали заостренными концами вверх с небольшим выступом за линию конька, что значительно оживляло завершение и силуэт крыши.

Некоторое разнообразие в декоративной обработке потолка жилища достигается сочетанием продольных и поперечных балок с профилированными досками, уложенными по балкам в перпендикулярном направлении или наискось (в «елочку»). В старых хатах пол обычно глинобитный. В более поздних жилых постройках его детали из строганых досок толщиной 4-5 см, укладываемых на специальные брусья или полуколоды.

В более ранних храмах пол выложен из плит песчаника розового цвета (села Сухой, Свалява-Быстрый и др.). Дощатые полы начали делать позже; часто они появлялись после ремонта в старых культовых постройках.

Чтобы придать внутренним деревянным стенам жилища некоторый оттенок, их промывали капустным рассолом или другими растительными пигментами.

Внутренная структура здания с полной определенностью отражена и снаружи. Народная архитектура всегда была основана на соответствии внешних форм внутренней структуре и конструкциям. Как известно, на решение интерьера большое влияние оказывает декор. Однако в закарпатских храмах он представлен слабо. На стенах декоративная резьба отсутствует, за исключением узеньких резных полосок в виде зубчиков или зигзагов, подчеркивающих переход стены к перекрытию.

Изнутри стены закарпатских храмов обычно выравнивались под одну плоскость, без каких-либо выступов. Подобная структура вертикальных плоскостей создавала в храме благоприятные условия для художественной росписи. Стена, сложенная из дубовых или смерековых брусьев, связанных между собой тыблями, а на углах замками, была достаточно устойчивой и крепкой, поэтому исключались какие-либо горизонтальные сдвиги, могущие привести к разрушению росписей. Сучки и швы, а также другие неровности обычно заклеивались холстом.

Однако роспись в закарпатских деревянных храмах – явление весьма редкое, ее можно встретить только на юге области в селах Новоселица Ви-ноградовского района, Крайниково и Александровна Хустского района, Колодное Тячевскюго района и на юго-востоке, в селе Среднее Водяное Рахов-ского района. Здесь роспись выполнена на стене или потолке в виде цельных композиций и отдельных фигур.

Особо важное значение в решении интерьера храма имеет иконостас. В его оформлении применялись все виды изобразительных искусств, и поэтому его по праву можно назвать шедевром народного искусства. Иконостас поднимался обычно на всю высоту центрального сруба. Он украшался позолоченным резным стилизованным орнаментом, скомпонованным из гроздьев и листьев винограда и других видов закарпатской флоры.

Вся плоскость иконостаса разделена на несколько ярусов горизонтальными тыблями, на них в ряд поставлены иконы, писанные на полотне; в более ранних иконостасах встречаются иконы, писанные на досках.

По установленным церковным канонам иконостас имеет три дверных проема. Средний, главный проем, закрывается двустворчатыми «царскими вратами», которые занимают центральное место в иконостасе и всегда оформлялись наиболее изысканной резьбой; здесь народный резчик в наибольшей степени проявлял свое мастерство. Художественный вкус народных мастеров проявился во многих других предметах церковного обихода, выполненных из дерева, кости и благородных металлов. Вообще резные украшения иконостасов, церковной утвари, а также кованые кресты на завершениях храма служат доказательством высокой художественной одаренности и зрелости народных резчиков и кузнецов.

Перед иконостасом устраивалось небольшое возвышение – солея, обычно на одну или две ступеньки (15-20 см) от уровня пола. В некоторых храмах солея находится на уровне пола центрального сруба.

Величественность и красота внутреннего вида закарпатского храма усиливались оригинальным очертанием широкого проема входа, связывающего «бабинец» с центральным срубом. Эти проемы имели различную форму: прямоугольную, полуциркульную или более изысканную по очертанию, с применением в отдельных случаях резных столбиков.

Интерьер закарпатской деревянной церкви поистине поэтичен. Через небольшие окна, устроенные в четвериках, центрального и алтарного срубов (реже в «бабинце») проникает слабый свет, играя на позолоте иконостаса и церковной утвари и еще более сгущая тени в местах, куда он вовсе не проникает. Это придает внутренности храма необыкновенную таинственность. Лучи солнца выхватывают из темноты то лик святого на иконе, то изогнутые рожки деревянной люстры, а то осветят потемнелые от времени стены или резной орнамент на спинке стула или деревянную купель.

Закарпатская резьба по дереву несколько отличается от архитектурной резьбы в восточных районах Украины, где она более глубока, сочна и богата по рисунку. В Закарпатье преобладает плоскостная резьба, сохранившая черты более раннего народного орнамента. Наибольшее распространение она получила в южной и юго-восточной части области и значительно меньше встречается в северо-западных районах.

Резьба в народном жилище подчеркивает главные архитектурные элементы в общей композиции постройки – двери, галерею, фронтон, выпуски венцов сруба, балки и пр. В основном применяется резьба с геометрическим плоскостным орнаментом, с неглубокими порезами в двух плоскостях.

Большое внимание уделялось оформлению внутренних дверей со стороны жилого помещения, где на верхнем косяке наносились посредством плоскостной резьбы геометрические орнаменты в виде розеток и других несложных фигур. Наружные двери в жилище и комору, особенно верхний косяк, также часто украшались резьбой.

Не оставлялся без внимания и сволок – главная балка жилого помещения. Она также покрывалась несложным резным орнаментом, преимущественно геометрического рисунка. Здесь же вырезалась дата постройки, имя хозяина, а в отдельных случаях изречения морального содержания. Однако в Закарпатье по сравнению с Прикарпатьем художественная обработка сволока не имела широкого распространения.

В хозяйственных постройках народные мастера умело применяли плоскостную резьбу, нанося ее на верхние косяки дверей.

В деревянных храмах Закарпатья резьба размещалась преимущественно на конструктивных частях постройки – косяках дверей, столбиках крылец и аркад, в галереях-обходах, на брусьях-балках, выпусках венцов сруба и в других местах. По своему характеру она довольно сдержанная и состоит из элементов линейного орнамента, в редких случаях в виде стилизованных растений, но этот мотив больше всего преобладает на иконостасах.

На дверные косяки храмов, особенно в южных районах Закарпатья, декоративная резьба почти всегда наносилась только с внешней стороны, по всей его площади, с небольшой профилировкой самого косяка. Композиция орнамента обычно состоит из двух элементов: круга, заполненного мелкой порезкой кружевом, и узора в виде отдельных полосок крученой веревки, размещенной в верхней части косяка (храмы в селах Сокирница и Крайниково). Орнамент в виде веревки не имеет четких контуров, так как его грани округлены. Круг обычно оконтурен зубчиками или витым орнаментом; площадь круга поделена на маленькие квадратики или треугольнички, середина которых углублена скошенными вырезами. Подобный орнамент нашел распространение также в Румынии и Венгрии, в восточных районах Украины он почти не встречается. В деревянном храме села Стеб-левка на дверных косяках имеется резной орнамент с барочными элементами, что является исключением в Закарпатье.

В деревянных храмах, расположенных в северо-западной части Закарпатья, особенно в Ужанской долине, пластическая обработка деревянных деталей развита сравнительно слабо. По-видимому, необходимость в таком оформлении не возникала, так как резьбу в какой-то мере заменяла обшивка стен и перекрытий срубов гонтом, создававшая густое и богатое по рисунку кружево. Когда же на дверях или где-нибудь в другом месте появлялась резная полоска, то она почти терялась на фоне этой обшивки. От гонтового покрытия, напоминающего деревянную чешую, формы здания становятся более обобщенными, а его абрисы более мягкими. При этом создается впечатление, что все формы сооружения просматриваются как бы сквозь наброшенную па них кольчугу. Своеобразный узор гонтовой обшивки (село Вышка) значительно обогащает наружные поверхности здания, придает ему соответствующий масштаб. Здание приобретает необыкновенно живописный вид, прекрасно вяжется с окружающей природой, как бы составляя с ней одно неразрывное целое.

Керамика в архитектуре народного жилища Закарпатья применялась в виде печных изразцов. Печи, облицованные такими изразцами, встречались лишь в отдельных селах Раховского района. Центром изготовления изразцов являлась Гуцулыцина (теперь юго-восточная часть Ивано-Фран-ковской области), в основном города Куты, Косов и село Пистынь, которые славились изделиями таких известных народных мастеров, как Бахме-тюк и Кошак.

Изразцы покрывались устойчивой поливой и имели различную форму, необходимую для облицовки углов, карниза, фронтона и т. п. Рисунки на изразцы наносились ярко-зелеными, желтыми, коричневыми и черными красками, на них изображены растительные и геометрические орнаменты, звери, бытовые сцены, сцены из военной жизни и охоты. Гуцулы охотно изображали свою жизнь в рисунках изразцов. Колоритная изразцовая печь хорошо гармонирует со светло-коричневыми бревенчатыми стенами интерьера, несколько оживляя его.

В некоторых селах Раховского и Хустского районов большое внимание уделяется устройству и украшению ворот и калиток. Резьбой украшается только нижняя часть столбов калитки, иногда – горизонтальный брус ворот. В селах Среднее Водяное, Белая Церковь распространен прием устройства высоких ворот. Их украшает резьба, профилировка и выжженный орнамент различных мотивов. Привлекательность украшений ворот заключается в том, что выполнены они самыми простыми средствами.

В селах Раховского и Тячевского районов для утепления жилища швы рубленых стен с наружной стороны промазывались тонким слоем глины. А чтобы придать стене более нарядный вид, швы сруба покрывались различным цветом: синим, голубым, светло-коричневым, белым. Для придания большей контрастности цветным полосам на фоне рубленой стены их усиливали ярким цветом. В синий, красный, коричневый цвета окрашивали также торцы венцов сруба. Красителями в основном являлись земляные и растительные краски.

Подобный прием художественной обработки рубленой стены можно встретить в юго-западных районах Львовской области, а также в горных селениях Польши, Чехословакии, Венгрии и Румынии.

В южных районах Закарпатья (Хустский, Тячевский районы) вся плоскость стены старого рубленого жилища с наружной и внутренней стороны покрывалась тонким слоем глины, а потом окрашивалась в яркие тона, причем северная стена покрывалась более теплыми тонами – оранжевым, желтым, а южная – холодными: синим, реже зеленым. Такой прием художественной обработки наружных стен можно наблюдать и в хозяйственных постройках.

Итак, характерной особенностью рассмотренной архитектуры является глубокая самобытность и мудрая простота. На протяжении многовековой истории своего развития народ выработал разумные и экономичные решения, облеченные в строгие и логические формы.

Во всем этом и заключается несомненная ценность традиционных черт народного деревянного зодчества Закарпатья.

Джерело: Макушенко П. И. Народная деревянная архитектура Закарпатья (18 – начала 20 века). – Москва: Стройиздат, 1976 г., с. 45 – 98.