Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Ні просьби, ні грозьби, ні тортури, ані смерть
не приневолять тебе виявити тайни

Богдан Хмельницький

?

2009 г. Отчего Владимиру не стоится

Михаил Кальницкий

Дата: 28.03.2009

Новость о том, что перед монументом князя Владимира чуть ли не разверзлась земля, шокировала киевлян. Однако проблемы со сползанием грунта в районе Владимирской горки начались далеко не вчера.

Памятник «обделке»

Еще в начале XVIII века в районе нынешнего Владимирского спуска проложили проезжую дорогу на Подол. Но склон горы над ней постоянно осыпался. Лишь во времена Николая I, основательно взявшегося за благоустройство и транспортные артерии Киева, проблемой склона занялись всерьез.

К слову, гору тогда называли Александровской, так же, как и спуск. С 1840 года начались значительные работы по «обделке крутостей Александровской горы». Там начали создавать террасы, между вершиной горы и Александровским спуском возникла промежуточная площадка. Тем самым опасность оползней была значительно уменьшена. По окончании работ на обрыве, что позади нынешнего Украинского дома, поставили даже памятный знак с надписью «Обделка горы окончена 1849». Вот только тогдашние охотники за цветными металлами очень скоро ободрали все медные буквы…

Новую площадку соединили дорожками с другими террасами и установили на ней в 1853 году памятник Крестителю Руси. По одному из проектов, откос непосредственно под монументом Святого Владимира собирались оформить «гранитною стенкою под углом в 70 градусов». Но это дорогостоящее предложение по недостатку средств осталось лишь на бумаге.

Латаный-перелатаный парк

Еще в 1852-м, незадолго до завершения строительства монумента, начальник X округа путей сообщения генерал-майор Четвериков писал местному генерал-губернатору Дмитрию Бибикову: «При таковой обделке средней площадки, по устроению на ней памятника и разведению сада, она, как по достопамятности окрестной местности, так и по необыкновенности по красоте вида на Подол, Печерск и окрестности Днепра, сделается одним из самых приятнейших гуляний для городской публики и притом таким пунктом, который должен будет привлекать внимание посторонних посетителей города Киева».

Правда, реализовать эту заманчивую мысль удалось не сразу. Довольно долгое время место в районе склона представляло собой неухоженный пустырь, осененный крестом равноапостольного князя.

Ближе к концу 19 столетия местная садовая комиссия все же занялась благоустройством окрестностей памятника. Здесь разбили популярный парк «Владимирская горка» с живописными беседками, фонтанами, павильонами. Часть террасы к тому времени все же осыпалась, поэтому пришлось «латать» склоны. Для этой цели пригодилась земля, выбранная при застройке так называемой «усадьбы Меринга» вблизи Крещатика.

В 1898 году оттуда перебросили на Владимирскую гору несколько тысяч кубометров, так что, гуляя по здешним аллеям, мы некоторым образом топчем грунт с нынешних улиц Архитектора Городецкого и Заньковецкой. Насадили множество деревьев и кустарников, по склонам проложили пешеходные дорожки; кое-где устроили канавы и ливнестоки.

Виноват ли голова?

Однако силы природы воспрепятствовали веселым гуляниям в парке. В течение 1905-1906 годов происходили основательные сползания грунта верхней и средней террас Владимирской горы. Они принесли немало бед. Отмечалось, что «движущиеся массы земли увлекли с собой ресторан и в большей или меньшей степени разрушили усадьбы на Александровской ул.» (в начале нынешней ул. Сагайдачного).

Многие склонны были обвинить в таких неприятностях тогдашних «отцов города» во главе с мэром Василием Проценко. В условиях тяжелого кризиса начала ХХ века эти деятели больше заботились о собственных кошельках, нежели о решении муниципальных проблем. Перед выборами в городскую думу 1906 года один из фельетонистов ехидно писал: «Проценко – это городской голова, при котором не только люди не могут оставаться спокойными, но даже горы не могут спокойно стоять на своих местах!..»

Новый состав думы с новым мэром всерьез занялся этими склонами. Специалисты определили, что причина оползней кроется в своеобразии гидрогеологических условий. Водоупорные подземные слои чередуются с водопроницаемыми. В результате последние могут накапливать в себе влагу, постепенно изменяющую физические свойства грунта, – и разжиженные породы сползают в Днепр…

Для борьбы с этим явлением применили усиленный дренаж. В толще Владимирской горы в 1907 году проложили штольню высотой в человеческий рост и длиной около 300 метров (позже она была продлена). Штольня эффективно отводила подпочвенные воды, так что гора более-менее утихомирилась.

«Грає море зелене»

Мировая война, революция, разруха не способствовали целости дренажных конструкций. За них основательно взялись уже в ту пору, когда Киев стал столицей УССР. После тщательного изучения геологической ситуации, которой занимались известные профессора Владимир Лучицкий и Петр Чирвинский, был намечен план дальнейших комплексных действий. Речь шла обо всех склонах со стороны Днепра.

В отношении дренажа предполагалось «составить проект новой сети сооружений, использовав для нее (где это будет рационально) все пригодные старые сооружения». Вместе с тем надлежало «перепланировать весь склон берега, чтобы привести его в культурное состояние, запроектировать по склону лестницы и спуски к Днепру, площадки, аллеи, пешеходные, велосипедные и автодороги, полностью озеленить склоны, образовав там парки культуры и отдыха».

То, что было начато в 1930-х годах, продолжили в послевоенный период. Именно тогда склоны от Владимирской горки до Днепровского спуска превратились в зеленое море сплошного парка. А под густой зеленью прятались километры аллей, каменные лестницы, многочисленные дренажные люки и шахты…

Не раз наводили порядок на самой горке. Последний значительный комплекс работ провели здесь в 1980-е, под эгидой празднования 1500-летия города. Тогда на верхней террасе Владимирской горы устроили новые бетонные площадки, заново укрепили склоны (в которых к тому времени опять появились трещины), к памятнику проложили кирпичные дорожки.

Само собой, учли мнение СУППРа – Специализированного управления противооползневых подземных работ. В его технических условиях было предписано обеспечить парку надежный водоотвод и не размещать кафе либо фонтаны «над штольнями глубокого заложения, пересекающими плато».

Отцы города «сигнала» не слышат

Казалось бы, с учетом прежнего опыта, рецепт сохранности склонов довольно прост. Систематически следить за их состоянием, за защитными насаждениями; не засорять водостоки и подземные штольни; не перегружать холмы над Днепром, а, напротив, размещать тут только легкие постройки. Но происходит-то совсем другое! Ближе к Печерску на опаснейших кромках вообще лепят небоскребы. А в укромных уголках Владимирской горки – запустение и разруха, так же, как и в районе старинной лестницы, идущей по склону вниз от Владимирского спуска.

Теперь прямо у памятника Владимиру мы получили явственный сигнал тревоги. Но услышат ли его «отцы города», вынашивающие, насколько можно судить, планы дальнейшего коммерческого строительства над Славутичем? Неужели нынешний состав Киеврады снова доведет город до такого состояния, при котором «горы не могут спокойно стоять на своих местах»?

Джерело: “Газета по-киевски”