Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Пам’ятай про великі дні наших Визвольних змагань

Богдан Хмельницький

?

Фрагменти до історії собору

У соборі знаходилось поховання св.княжни Юліанії Гольшанської. Про нього вперше згадано в “Палінодії” З.Копистенського (1621 р.): її тіло було перенесене з гробу до Успенського собору (при цьому вона ще не названа святою).

А.Кальнофойський в Тератургимі” (1638 р.) пише про чудо, яке сталось 1617 р.: атеїст-аріанин вкрав перстень з її поховання і тут же вмер. Там і епітафія її наведена, і заклик молитися до неї як до святої, яка подає зцілення.

В серпні 1651 р. це поховання зарисував А. ва Вестерфельд. Ця рака і сінь згоріли під час пожежі собора в ніч 21/22 квітня 1718 р. Залишки були перенесені до Ближніх печер і поставлені там у закритій труні [Смирнов Я.И. Рисунки Киева 1651 г. по их копиям кон.18 в. – “Труды 13-го археологического съезда”, М., 1908 г., т. 2, с. 473 – 479].

Сирійський мандрівник Павло Халебський відвідав Києво-Печерську лавру 26 червня – 1 липня (6 – 11 липня) 1654 р. Він записав:

Вот описание великой церкви.

Вся она из камня, кирпича и извести внутри и снаружи, имеет высокий свод и девять высоких куполов, покрытых блестящей жестью, с девятью позолоченными крестами. Она построена четырехугольником; имеет в длину, по нашему измерению, 140 шагов и столько же в ширину; высота ее более 60 локтей. В нее сходят по лестнице. С западной стороны большая дверь, подле которой другая, малая; с южной стороны три двери, из коих средняя больше двух других; с северной стороны одна только дверь.

Церковь имеет четыре алтаря, наибольший — посредине. Над упомянутой западной дверью находится изображение Успения Богоматери, справа и слева от него изображены два царя, построившие эту церковь; подле каждого из них большое высокое окно; выше Богоматери дерево, на ветвях которого сидят святые, а над ним еще три больших окна; между ними изображение Петра и Павла, над коими изображены новые святые Антоний и Феодосий, слава земли казаков; выше них еще три окна, над которыми поднимается огромная арка на двух больших пилястрах, стоящих по сторонам дверей.

Знай, что поверх этой арки есть балки и навес, то есть высокий выступ наружу, из красивого красного кирпича с полосками между ним из белой извести. Выше этого поднимается большой купол, именно купол нарфекса, и над ним другой, красивый восьмиугольный, крытый блестящей жестью, с восемью окнами.

Над другою, малою дверью церкви изображена Богородица с ангелами, держащими над Нею уготованные для Нее венцы; выше них три окна, а над всем красивый горбообразный свод [Так автор называет, вероятно, двускатную или четырехскатную кровлю.] на углу церкви, покрытый жестью, с позолоченным крестом; выше свода два окна, одно над другим; над всем небольшая арка из красного кирпича, изукрашенная всяческими хитростями искусства. На углу церковной крыши возвышается красивый полукупол, обитый жестью, с крестом.

Что касается северной от дверей церкви стороны, т. е. большого угла, то все это место до северных дверей церкви представляет очень высокую башню, чрезвычайно крепкую, назначенную для военных целей: в ее стенах множество бойниц. Здесь помещается церковная ризница. Дверь в нее на западной стороне церкви, в одном ряду с большою дверью; над ней изображен Иоанн Креститель.

Итак, с западной стороны церковь имеет три двери в ряд. От верхней части этой последней двери и далее вверх до крыши – двенадцать больших окон с железными решетками, а надо всем этим — две арки, подобный вышеописанным, и навес из красного кирпича с резьбою, как в церковных постройках Ханака; над арками большой восьмиугольный купол с восемью окнами по окружности его. Здесь, над этими западными дверями, у самой крыши расписано зеленым, золотым и иными цветами на удивление уму.

Что касается южной стороны церкви, то над большой средней дверью находится узкое окно, около десяти локтей, над которым еще три окна; над ними большое распятие, выше коего арка и купол, подобные вышеописанным. Также над второю дверью два окна внизу и одно наверху; между ними изображены Господь и Иоанн, а под ними три патриарха (святителя); и над этой дверью также большая арка и купол с крестом. В том же роде третья дверь. Между этими тремя дверями есть нечто вроде двух башен с очень высокими окнами.

С северной стороны церкви только одна дверь; над ней изображен св. Стефан, а выше до кровли — десять больших окон со стеклами; надо всем огромная арка, больше всех других, ибо она занимает пространство от края крыши упомянутой большой церковной башни до края крыши четвертого крайнего алтаря. Над аркой возвышается восьмиугольный купол, красивее тех куполов.

Над великим алтарем есть большой купол, самый красивый из всех, а также над другими двумя алтарями по куполу одинаковой вышины, четвертый же алтарь очень низок. Что касается огромного купола над хоросом, то он похож на купол св. Софии; он обширный, (частью) круглый, (частью) восьмиугольный, с высоким подъемом. Этот огромный купол имеет кругом окна со стеклами, числом двенадцать. Над ним для украшения сделана глава, и все покрыто жестью, блестящей, как серебро. Купол и глава чрезвычайно высоки, их крест больше всех других и блестит, как золото.

Знай, что все стены этой церкви скреплены железными связями изнутри наружу. Итак, всех куполов церкви девять, а число всех больших окон в стенах этой церкви, вместе с окнами куполов, около восьмидесяти, и все они с железными решетками, с прозрачными хрустальными стеклами. Число дверей церкви семь, они с решетчатыми створами из чистого железа.

Что касается главного внутреннего пространства великой церкви, то оно представляет в ширину три нефа.

Первое отделение нарфекса имеет над собою купол. Здесь находятся иконы Господа и Владычицы, весьма большие, в длину и ширину около 15 локтей, сообразно величине и высоте церковных стен. Они стоят напротив входа с правой и с левой стороны в тройных широких киотах, в полтора локтя шириною.

Киот с трех сторон украшен резьбой и позолотой, а среди резьбы изображены сверху вниз шесть апостолов с этого края и шесть других с того края. В другом ряду изображены Страсти Господни, а в третьем, ближайшем к Господу, все господские праздники. На нижней части киота есть также изображение: Господь, пред коим множество овец с пастухом впереди, ведущим их вверх; Господь обращается назад и прогоняет от них волков копьем. В таком же роде икона Владычицы: в одном ряду изображены пророки, кои прорекли о Ней; в других двух изображены 24 похвалы Богородицы.

На главе Господа венец из золота, серебра и драгоценных каменьев и точно такой же на главе Владычицы, с бахромой и жемчугом. На этих двух иконах много привесов из золота и серебра: крестики, образки и драгоценности. С высоты купола свешивается перед ними большой медный, позолоченный фонарь со стеклами.

Во втором отделении нарфекса огромные, высокие, прочные столбы. Наверху его висит большая, великолепная люстра из желтой меди со стоячими статуями, которые несут ее на себе, держа в правой руке свечи, а в левой удивительные гроздья винограда. Здесь, справа от входящего, очень высокая, большая арка, которая заходит за архиерейское место; внутри она вся из мрамора с письменами; косяки с той и с другой стороны покрыты блестящим мрамором с резными украшениями (барельефами): на нем изображены люди, кони, битвы, колесницы и пушки тонкою, отчетливою работой, приводящей ум в изумление. [Остатки, вероятно, этих самых барельефов, уцелевшие от пожара 1718 г., ныне вделаны в стену лаврской типографии, над входом.]

На половине этой арки имеется изображение продолговатого стола, на коем спит человек с бородой, в железной кольчуге; он сделан из твердого красного камня, похожего на порфир, и ничем не отличается от полной человеческой фигуры. Он лежит на боку, облокотившись, подложив правую руку под голову; одно колено его положено на другое; на голове золоченая корона, на груди золоченые же цепи. Это работа, поражающая удивлением умы. [Автор описывает, вероятно, гробницу князя Константина Острожского.]

Нам рассказывали, что он был царем над русскими, уверовал во Христа около 600 лет тому назад и построил эту церковь. Насупротив него, с северной стороны, находится изображение сына его с длинною белою бородой.

Хорос церкви весь вымощен твердыми, красными плитами вроде порфира. Говорят, что этот камень [красный шифер] добывают из реки Днепра. Таков же и пол церкви, на котором доселе остаются следы удивительной древней, многоцветной мозаики. Посредине (хороса) помещен деревянный круг с двумя всходами, покрытый красным сукном: на нем дьякон говорит ектению и читается Евангелие.

Архиерейское место весьма красиво; подле него четырехугольный клирос с местами (формами), где стоят священники и певчие, и точно такой же насупротив него с левой стороны. Наверху большего купола изображен Господь — да будет прославлено имя Его! Место органа, то есть место, где стоят певчие, очень высоко: оно помещается над наружным нарфексом и выходит по обыкновению на хорос.

Что касается иконостаса, то он великолепен, но стар. Над ним распятие: опоясание Спасителя из кованого чистого золота. Иконы при вратах алтаря весьма благолепны, в особенности иконы Господа и Владычицы, ибо они больше и лучше находящихся в нарфексе, с венцами и многочисленными привесками: золотыми и серебряными крестиками, образками, жемчугом и драгоценными каменьями; книга Господа, то есть Его Евангелие, из кованого серебра, а письмена золотые. На левой стороне от иконы Господа икона Успения Богородицы, весьма благолепная. Точно также справа от иконы Владычицы икона свв. Антония и Феодосия. Такие же иконостасы при вратах других алтарей.

Перед дверями великого алтаря стоят два большие великолепные подсвечника из желтой меди, из коих каждый утвержден на четырех львах и весит около одного алеппского кинтара [Кинтар содержит 100 ритлов, или 15 пуд. 25 ф., 170 кг] или даже более. Перед дверями других алтарей стоят подсвечники точеные из дерева и позолоченные. На верху медного подсвечника есть пять мест для вставления свечей, в один ряд, и то же на другом, подобном ему; но место для свечи, ближайшее к (царским) вратам, выше остальных четырех, рядом с ним находящихся, которые постепенно понижаются по направлению к клиросу.

Когда зажгут, с обеих сторон, вставленные в них свечи, то над одним подсвечником получается вид полуарки и над другим, насупротив него, полуарка. Это очень красивое устройство. Также за святым престолом подсвечники размещены в ряд на ступеньках из досок: средний выше всех, а те, которые по сторонам, ниже и ниже, в виде арки. Они представляют великолепный вид, когда зажгут в них свечи. Что касается многочисленных серебряных лампад пред алтарями, то во всех них вставлены свечи, которые зажигают взамен масла.

Знай, что свечи как в этой церкви, так и в монастырях и больших церквах у казаков, бывают все прекрасного зеленого цвета.

Святой алтарь очень высок и возносится в пространство. От верху полукруглой его арки до половины ее изображены: Владычица, стоя благословляющая, с платом у пояса, а ниже Ее Господь, окруженный архиереями, — мозаикой с золотом, как в св. Софии и в церкви Вифлеема. В передней (восточной) части алтаря три больших окна со стеклами. Пол его сделан из чудесной мелкой мозаики. По окружности алтаря идет кафедра (горнее место) с тремя ступенями; над нею, на высоту роста, также мозаика из превосходная мрамора.

Позади святого престола стоят шкафы с ящиками и замками, где хранятся священные сосуды. Точно так же позади образа Господа есть большое помещение тоже с ящиками и замками; в каждом ящике полное священническое и дьяконское облачение, дорогое, расшитое золотом, стоимостью каждое во сто динаров (червонцев) и более.

Купол алтаря имеет стеклянные окна и находится над тем местом, где стоит священник перед престолом; точно так же над другими двумя алтарями. В северном алтаре священник совершает проскомидию на святом престоле. На самом верху арки этого алтаря написан образ Иоанна Крестителя с двумя крылами, ибо престол в честь его. Здесь место, где священники умывают руки; оно чудесной работы; около него большое, хорошее зеркало.

Заметь, что во всех монастырях и церквах земли казаков, находящихся в городе Киеве и его округе, а также во всех церквах в монастырях земли московитов непременно бывает одно или два зеркала в каждом алтаре церкви.

Перед дверьми этого северного алтаря стоит драгоценная рака, покрытая дорогими покровами: в ней мощи святой, по имени Иулиании, [Преп. Иулиания дева, княжна Ольшанская. Мощи ее сгорели в пожаре 1718 года и остатки, сложенные в гробе, поставлены в Антониевой пещере.] новой праведницы. На стене всего этого места, начиная от верху, изображено Успение Богородицы и апостолы, восхищаемые в облаках; каждый апостол имеет при себе ангела. Внизу же изображены апостолы, собравшиеся вокруг мраморного гроба Св. Девы; саван раскрыт, и они, в изумлении, поднимают руки к небу, говоря: «Она вознеслась!» Насупротив этого места они также в сборе, и хитон ее среди них. [Место это нами передано слово в слово.]

Великолепные царские хоругви водружены у обоих клиросов. Чрез северные двери входишь в четвертый алтарь во имя св. Николая.

Вот, что мы рассказали об устройстве всей великой церкви, которая утверждена на фундаментах и огромных, величественных колоннах. По окружности ее сделаны сиденья (формы). [ антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. Выпуск 2 (От Днестра до Москвы) // Чтения в обществе истории и древностей российских, 1897 г., кн. 4, с. 46 – 53.]

В 1719 р. гетьман І.Скоропадський домовився з чернігівським іконописцем Яковом Глинським про виготовлення іконостасу для Успенського собору за 10 тис. золотих. 19 вересня 1727 р. архімандрит лаври Іоаникій Сенютович уклав з ним договір на виготовлення іконостасів для приділів св.Стефана і св.Іоана Богослова [Жолтовський П.М. Художнє життя на Україні в 16 – 18 ст. – К.: 1983 р., с. 124].

Настоятель церкви св.Миколи Набережного Стефан Лубенський (відомий в 1720 – 1741 рр.) був також іконописцем; в 1720 р. він домовлявся малювати іконостас собору [Жолтовський П.М. Художнє життя на Україні в 16 – 18 ст. – К.: 1983 р., с. 143].

Роботою по відновленню живопису собору в 1772 – 1776 рр. керував Захарій Голубовський [Жолтовський П.М. Художнє життя на Україні в 16 – 18 ст. – К.: 1983 р., с. 124; інші майстри – згідно абетки].

Роботу виконувала ціла маса людей:

1772 р.: Павло Волчевський; Степан Горох; Яків Деженко [якщо це не той сам, що Яків Дяченко]; Яків Дяченко; Олексій Куницький; Михайло Лісницький; Іван Миколайович Маляршукевич; Мануїл; Марко Тесленко; Григорій Тесленко; Михайло з Києво-Подолу [с. 148; на с. 155 він же згаданий ще раз як Михайло Подольський]; Аким Давидович Мармуровський; Андрій Соколовський; Іван Тонкий; Федір [якщо це не той сам, що Федір Ямпольський]; Федір Ямпольський – всього 15 осіб.

1773 р.: Василь Борнацкевич; Максим Борченко; Микола Волох; Павло Волчевський; Степан Горох; Корній Дахновський; Ігнат Зосимович; Антон Київшинський; Пилип Кийловський; Василь Кирилович; Олексій Куницький; Андрій Лисий; Михайло Лісницький; Іван Тонкий; Демид Шабельниченко – всього 15 осіб.

1774 р.: Василь Борнацкевич; Максим Борченко; Іван Валюшенко; Микола Волох; Павло Волчевський; Степан Горох; Антон Київшинський; Василь Кирилович; Дмитро Козакевич; Максим; І.М.Маляршукевич; Кирило Андрійович Попович; Петро Прокоповський; Федір Сіденко; Григорій Сісевич; Федос Стодулов; Іван Тонкий; Демид Шабельниченко – всього 18 осіб.

1775 р.: Микола Волох; Павло Волчевський; Степан Горох; Михайло Золотар; Фома Ігнатов [якщо це не той сам, що Фома Лозина]; Григорій Карташевський; Антон Київшинський; Данило Креницький; Фома Лозина; Федос Мальчеський; Петро Прокоповський; Ігнат Смирневський; Дмитро Цибуля; Петро Яновський – всього 14 осіб.

1776 р.: Максим Борченко; Павло Волчевський; Степан Горох; Григорій Карташевський; Мануїл; Петро Попович; Петро Яновський – всього 7 осіб.

Всього було залучено 42 виконавці + керівник. Плинність кадрів на об’єкті була величезна, і що найгірше – серед виконавців не було Андрія Рубльова, не було жодної талановитої людини; та й керівник не був Данилом Чорним. Жоден із цих 43 малярів більше ніде не проявив себе як живописець.

Конкретне авторство зафіксоване тільки в одному випадку: в 1772 р. маляри Марко Тесленко та Григорій Тесленко змалювали 12 апостолів та 4 євангелістів [Жолтовський П.М. Художнє життя на Україні в 16 – 18 ст. – К.: 1983 р., с. 146, 167].

ЯКИМОВИЧ РОМАН – діяльність цього майстра припадає на першу половину XVIII ст. В архівних справах є реєстр речей, зроблених ним для Успенського собору Києво-Печерської лаври в 1704 р. До реєстру занесено срібні лампади, гробницю Феодосія, бляхи карбувальної роботи на престол та інші речі. Реєстр і підпис майстра зроблені латинню.

Центральний державний історичний архів УРСР у Києві, ф. 128, оп. 1 (заг.), спр. 3, 1707 p., арк. 1 – 17.

Джерело: Петренко М.З. Українське золотарство 16 – 18 ст. – К.: 1970 р., с. 196.

СЕНГУРОВСЬКИЙ ІВАН – київський майстер. В 1779 р. позолотив один купол на Успенському соборі Києво-Печерської лаври за 150 крб.

Джерело: Петренко М.З. Українське золотарство 16 – 18 ст. – К.: 1970 р., с. 184.

ФІЛІПОВИЧ ГРИГОРІЙ ГРИГОРОВИЧ – київський майстер. В 1782 р. підрядився позолотити купол Успенського собору Києво-Печерської лаври.

Джерело: Петренко М.З. Українське золотарство 16 – 18 ст. – К.: 1970 р., с. 190.

В 1767 – 1779 рр. Степан Ковнір і Яків Ткаченко надбудували форнтони південного, східного і північного фасадів, прикрасили їх ліпниною [История Киева. – К.: 1963 г., т. 1, с. 230].