Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Будь гордий з того, що Ти є спадкоємцем боротьби
за славу Володимирового тризуба

Богдан Хмельницький

?

2009 г. Репрессированная роща

Генрих Сикорский

Дата: 02.04.2009

Вот оказия: в бочку меда, приготовленную официальным Киевом к юбилеям Тараса Шевченко и Николая Гоголя, попала ложка дегтя в виде срубленного парка имени Героя Украины Васыля Стуса. Что же все-таки случилось в Святошине, на проспекте Победы, 119?

Пытаясь выяснить подробности этого скандального события, я обнаружил в УНИАНе заявление директора «Института города» Александра Сергиенко, утверждавшего, будто именно команда киевского мэра Леонида Черновецкого продала этот участок и выдала разрешение на вырубку более сотни вековых деревьев в парке имени Васыля Стуса. Затем обнаружил еще вот что: именно с подачи этого частного политинститута, принадлежащего лидеру одной из оппозиционных фракций в Киевсовете, в СМИ был вброшен лукавый вопросец-утверждение: «Уничтожение парка имени Стуса – на совести Черновецкого?»

Любопытно, что директор упомянутого института Александр Сергиенко, а он отнюдь не новичок на вершинах городской политики, ибо долгое время был активным депутатом Киевсовета, с удивительной точностью, правда, едва сместив акценты, изложил предысторию погубленной рощи. Он поведал, что по этому адресу еще в 2003 году, когда у руля города стоял Александр Омельченко, позволили строить крупный коммерческий центр.

Более того, сообщалось, будто еще «отыскалось два других документа по этому участку». А именно: решение 2007 года о его продаже почти за 11 миллионов гривен, принятое большинством Черновецкого, и распоряжение на вырубку, подписанное в августе 2008 года первым зампредом КГГА Анатолием Голубченко. Тогда застройщику позволили снести 147 деревьев.

Тем не менее хорошо информированные источники из крещатикских офисов, подтвердив «Ведомостям» достоверность этих сведений, внесли в них некоторые, весьма существенные уточнения. Касаются же они в основном будущей судьбы участка. Во-первых, и члены депутатской комиссии горсовета по земельным вопросам, и ответственные работники Главкиевархитектуры, главного управления культуры авторитетно заявили мне: никаких, мол, официальных документов о существовании в Киеве парка или сквера имени Стуса никогда не существовало. Это была просто роскошная сосново-дубовая роща.

Тогда я позвонил народному архитектору Украины Николаю Жарикову. На мой вопрос о парке на проспекте Победы, 119 он ответил:

– Мне ничего не известно о парке имени Васыля Стуса, творчество которого я очень уважаю. Зато хорошо помню, когда я был главным архитектором Киева, то мэр Валентин Згурский предлагал застроить эту зеленую зону при въезде в Киев, «посадив» шесть стандартных жилых домов. Я поломал эти планы, доказав, что парк там гораздо уместнее.

Помимо этого у градостроителей я выяснил, что на этом участке по проекту скандально известного архитектора Сергея Бабушкина планируется воздвигнуть этакий чудо-центр, соединяющий в себе функции офисов, торговли и развлечений. Причем проект начали создавать давно, он благополучно прошел все согласовательно-разрешительные инстанции и в октябре прошлого года получил комплексное положительное заключение Киевгосэкспертизы.

Заказчиком же объекта выступила фирма «Этрекс», которую издавна связывают с именами сыновей экс-мэра Александра Омельченко и экс-премьера Валерия Пустовойтенко.

Может быть, чтобы защитить рощу от столь напористых застройщиков, и появилась на одном из деревьев скромная табличка: «Здесь будет парк Васыля Стуса»? Однако она рощу не спасла, зато скандал здорово подогрела. К обстрелу мэрии с подачи упомянутого «Института города» подключилась артиллерия главного калибра в лице зампреда Верховной Рады Николая Томенко. Именно вице-спикер, как сообщало УНИАН, обратился в Генеральную прокуратуру Украины по поводу уничтожения неизвестными лицами сквера имени Васыля Стуса на проспекте Победы. И просил привлечь виновных к ответу.

Что бы все это значило? Или же у нас опять пригодился постулат кремлевского горца о том, что при рубке леса щепки летят? Неужели кому-то еще невдомек, что кто-кто, а Васыль Стус сполна испытал на себе его гибельные последствия? Интересно также, где были все радетели зеленого движения в тот момент, когда в 2003 году команда Омельченко «репрессировала» эту рощу?

– Если бы даже это был любой, не именной парк, то все равно рубить в нем деревья – это преступление перед людьми и перед природой, – заявил «ВедомостЯм» заместитель директора Института литературы имени Т. Шевченко, где когда-то в аспирантуре учился Васыль Стус, член-корреспондент НАНУ Сергей Гальченко. – Недавно я побывал на родине поэта в селе Рахнивка, что на Винничине. Так вот, там по инициативе учащихся школы-восьмилетки в честь поэта посажен удивительный парк, который, уверен, будет радовать многие поколения добрых людей.

– Никто, ни мэр Черновецкий, ни депутаты, ни инвесторы-толстосумы не вправе были брать на себя страшный груз – по своему произволу и в угоду маммоне лишать будущие поколения киевлян возможности прийти в этот, созданный Всевышним, зеленый уголок на краю проспекта Победы, – с горечью сказал известный отечественный скульптор, профессор Анатолий Харечко. – Ибо вся киевская земля с ее парками, садами, водоемами и скверами принадлежит не только нам, но и им, завтрашним, хотя их малые ножки здесь еще не ступали. Помните о Боге, господа!

«Если бы даже это был любой, не именной парк, то все равно рубить в нем деревья – это преступление перед людьми и перед природой»

Дмытро Стус: «Для парка имени моего отца ничего не сделали». Ну а как воспринял уничтожение этого парка сын Васыля Стуса – Дмитро, который ныне редактирует литературно-художественный журнал «Київська Русь»?

– Эта история тянется года два, – грустно поведал «Ведомостям» Дмытро Васильевич. – Ко мне приходили некоторые депутаты: дескать, хотим что-то сделать, лишь бы тот участок не застраивали. Ну прибили там табличку: здесь, мол, будет парк Васыля Стуса. И больше ничего не сделали. Я часто поблизости проезжаю на работу, и вот недавно как будто что меня дернуло. Вышел из машины и вижу: Боже мой, все стволы деревьев уже спилены на высоте двух метров. К сожалению, силы, которые хотели сделать нечто доброе, ограничились голой декларацией, не подкрепив намерения работой.

– Что значит такое событие для вас, как сына Героя Украины?

– Для меня звание Героя Украины ничего не значит. Я к этому как-то очень сдержанно отношусь. При виде погубленного парка мне было даже чуточку больно, но я молчу. Видите ли, для себя я воспринимаю это в едином контексте с невыполненным указом президента о создании музея Стуса и очень многими другими вещами. За все эти годы чего-то серьезного для увековечения памяти моего отца государством сделано не было. Увы, такое стало нормальной политикой современной Украины.

– Так ведь это не только ненормально, но просто ужасно.

– Может быть, это и ужасно, но оно все у нас так делается.

Почему пилили ночью

– Сперва делянка на проспекте Победы, 119 была чьей-то ведомственной, потом ее вроде бы кто-то приватизировал, – специально для читателей «Ведомостей» разъяснил заместитель начальника Государственного управления экологии и природных ресурсов в городе Киеве Игорь Щербак. По его словам, срезка деревьев там велась законно, ибо на это имелись соответствующие разрешительные документы. А пилили ночью, чтобы люди невзначай не помешали, да и опасно им находиться вблизи падающих многотонных деревьев.

– Поймите меня правильно, я не защищаю лесорубов, а просто объясняю ситуацию с позиции того собственника, у которого имеется позволительная документация: госакт у него на владение землей есть, распоряжение властей и ордер Киевзеленстроя на срезку деревьев есть, разрешение на строительство также есть. Но он чисто по-киевски опасался, что там кто-то может начать выступать против и тормознет уже начатые дорогостоящие работы.

– Почему же тогда даже вице-спикер парламента Николай Томенко выступил по этому поводу с протестными заявлениями? Зачем сюда приплетается политика?

– Это уже вне пределов моей компетенции. Знаю, что районная прокуратура, чтобы заткнуть дырку, завела дело на какого-то работника районного треста зеленых насаждений, который что-то там не так сделал. Вот и все.

Джерело: “Киевские ведомости”