Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Пам’ятай про великі дні наших Визвольних змагань

Богдан Хмельницький

?

2009 г. Госпром - символ Харькова и символ стиля

21.10.2009

В Харьков я этим летом попала впервые – проездом на полдня. К площади Свободы добралась уже в темноте. И как только я подошла к зданию университета, на площади выключилось все освещение – ни фонарей, ни света в окнах – темнота.

И Госпром я увидела впервые в полном мраке, подсвеченный только проезжающими за ним машинами – огромный ломаный силуэт с сотнями черных окон, темные разновысокие башни и арки-переходы. Поверьте, он произвел впечатление.

В декабре 1917 года бывший купеческий, банковский, университетский Харьков стал столицей советской Украины. В июле 1919 г было принято решение о реконструкции центра Харькова, но средства на строительство нашлись только через несколько лет.

На новый правительственный центр не жалели ни сил, ни денег. В 1925 г. был объявлен конкурс на разработку «здания нового типа, соответствующего новым задачам социалистического строительства». Конкурс вызвал большой интерес и стал международным. Через 3 месяца было представлено 17 проектов. Первая премия была присуждена проекту под девизом «Незваный гость» (ленинградские архитекторы С.С. Серафимов, С.М. Кравец, М.Д. Фельгер).

Проект группы Серафимова назывался “Незваный гость” потому что он был подан вне конкурса. Очевидно Серафимов узнал о конкурсе поздно – его группу не включили первоначально в список участников конкурса.

Сергей Саввич Серафимов (1879-1939 гг.) родился в Трапезунде, закончил художественное училище в Одессе, затем в 1910 г. Петербургскую академию художеств. Здание Госпрома стало главным свершением в творческой биографии архитектора Серафимова. И именно оно изображено на надгробии, стоящем на его могиле на Литераторских мостках в Петербурге:

С.С. Серафимов говорил о своем проекте: «Дом госпромышленности я пытался решить, как частицу организованного мира, показать фабрику, завод, ставшие дворцом». В здании должны были поместиться тридцать самостоятельных организаций-трестов с общим залом собраний, столовой, библиотекой. Соавтор С.С. Серафимова С.М. Кравец (1891-1966), выпускник Академии художеств в Петрограде 1917 г., позже руководил разработкой рабочих чертежей к проекту Госпрома.

Проект был принят к реализации в 1925 г. Рабочие чертежи разрабатывались ударными темпами – студентами и выпускниками Харьковского технологического института. Здание по величине и сложности конструктивного решения не имело по тем временам аналогов ни в СССР, ни в Европе. В его конструкции были применены многоярусные и многопролетные рамные железобетонные конструкции – методы их расчета разрабатывались непосредственно в процессе проектирования.

Техническое обеспечение строительства первоначально было на очень низком уровне. Самый большой тогда «небоскреб» в Европе начинали строить первобытными методами: с помощью лопат, носилок, тачек и с использованием лошадиной тяги. Строители вручную выкопали котлован под здание объемом 20 тыс. куб метров.

Главным инженером строительства был П.П. Роттер. К окончанию строительства проблему технического обеспечения удалось решить – работы были механизированы на 80%.

Здание построено в рекордно-короткие сроки – закладка произошла 21 ноября 1926 г., сдача в эксплуатацию – 7 ноября 1928 г. – к одиннадцатой годовщине Октябрьской революции, за 2,5 рабочих сезона. Пять тысяч рабочих трудились в три смены.

На здание ушло: 1315 вагонов цемента, 9000 т. металла, 3700 вагонов гранита, 40000 кв.м. стекла. Трудозатраты 1 млн. 560 тыс. чел. дней, сметная стоимость строительства 9 млн. 50 тыс. рублей.

Весной 1926 г. стройку решено было закрыть, но после личного вмешательства Дзержинского строительство продолжилось. На торжественной закладке центрального корпуса зданию присвоили его имя.

Еще при рытье котлована на месте шестого подъезда Госпрома был обнаружен скелет мамонта.

В 1934 г. – с переносом столицы Украины в Киев – из Госпрома выехали тресты и управление. Здание перешло в пользование к обкому.

Во время войны здание несколько раз пытались взорвать, но монолитные конструкции устояли. На первом этаже была устроена конюшня, по этажам с выбитыми стеклами бегали обезьяны, сбежавшие из зоопарка. До 23 августа 1943 г. в Госпроме дожило три макаки-резуса, которым на 65ю годовщину освобождения города, в августе 2008, был открыт памятник на территории зоопарка.

Перед отступлением в августе 1943 г. немцы заминировали Госпром, но взрыв был предотвращен неизвестным патриотом, который при этом погиб. Тогда здание подожгли, но железобетонному каркасу это не принесло вреда.

После войны здание было восстановлено. В 1949 г. В Госпроме открылся первый в СССР любительский телецентр. В 1954 г. на здании установлена городская телеантенна – редкий случай, когда последующая достройка не изуродовала здание, а сделала его лучше.

Высота здания Госпрома 63 м, вместе с первой телевышкой, установленной в 1955 г., составляет 108 м. Полезная площадь помещений Госпрома составляет 60 тыс. кв.м, площадь участка застройки 10760 кв.м.

В 1930-х годах на отопление здания в зимний период расходовалось ежедневно по 25 тонн угля.

7 из 12 лифтов работают до сих пор без замены – с начала эксплуатации в 1928 году.

Для наружной отделки здания была использована терразитовая штукатурка – смесь кварцевого песка, каменной крошки, слюды, извести-пушонки и цемента. Изысканная и богатая отделка – пластинки слюды очень нарядно отблескивают на солнце. И очень сложная в нанесении – почему и не получила широкого распространения. И тем не менее, она была применена в отделке большинства харьковских зданий 1920-30 годов.

Предметы детально разработанного интерьера содержали уникальный логотип ДГП. Первоначально все дверные ручки в здании были медными – в те годы медики считали, что медь обладает бактерицидными свойствами и убивает микробы.

Между тремя большими корпусами проходят улицы Анри Барбюса и Ромена Роллана. Длина мостовых переходов над улицами 26 метров.

Здание возведено методом плавающей опалубки – прогрессивным на тот момент – и поэтому представляет фактически монолитный массив железобетона.

Существует объяснение прочности, основывающееся на том, что Госпром состоит из группы разновысоких башен, соединенных переходами, в результате чего собственные резонансные частоты башен, накладываясь друг на друга, значительно ослабляют колебания всего строения (этот метод применяют в Японии для постройки небоскребов в сейсмоопасной зоне).

Впечатление «игры в кубики» усиливается совершенно однородным решением поверхностей всех корпусов, превращенных в равномерную решетку, в перфорацию из сотен совершенно одинаковых огромных оконных проемов.

В первоначальном варианте проекта Госпрома внутренние перегородки вдоль здания отсутствовали. Здание фасадом специально направлено на восток так, чтобы заходящее солнце просвечивало его насквозь. В заходящих лучах солнца окна должны были пылать огнем. В здании 4500 оконных проемов, площадь наружного остекления – 17 гектаров.

Во Всемирной архитектурной энциклопедии именно здание Госпрома иллюстрирует статью «Конструктивизм».

У Госпрома есть свои легенды. Крыша Госпрома – первая легенда: если посмотреть сверху, то можно увидеть нотный стан, а на нем начало «Интернационала». Это, конечно, сказка, но в ней замечена музыкальность композиции здания, отнюдь не свойственная зданиям конструктивистов.

Еще один миф – госпромовские подвалы и привидения. Призраков в Госпроме не видели, хотя самоубийства чиновников в здании случались, да и первых руководителей стройки расстреляли как врагов народа.

А летучие мыши в здании действительно живут тысячами – летом их отлавливают и вывозят за город.

Терразитовая штукатурка, которой был отделан фасад Госпрома, давно уже скрыта под слоями грубого цементного набрызга. Для Госпрома такое многократное «поновление» фасадов оказалось роковым. Тяжелый многослойный цементный корж утратил сцепление с бетоном стены и стал отслаиваться тысячами квадратных метров. Обнаженный бетон быстро коррозировал под воздействием атмосферной влаги, во многих местах обнажилась арматура. Гигантское здание, которому не страшно прямое попадание тяжелой авиабомбы, оказалось легкой жертвой невежества.

К 350-летию Харькова была начата реконструкция, рассчитанная до 2010 г. Реконструкция, проводимая современными методами в 2000 г. заняла в несколько раз больше времени, чем все время его строительства в 1920-х годах. Госпром был построен за три года, реконструкция продолжается семь лет, и не закончена.

До 2003 г. ЮНЕСКО считала Госпром памятником мирового значения [це невірно]. Но после реконструкции 2001 г. специалисты ЮНЕСКО признали Госпром зданием, утратившим уникальность. Внутри здания произошло столько изменений, что теперь ему практически невозможно возвратить статус памятника архитектуры международного значения.

Остекление, которое составляет более половины поверхности Госпрома, по мнению международных экспертов, во время реконструкции было изуродовано окончательно. Двойные объемные рамы – и оконные и на лестничных этажах – были заменены плоскими стеклопакетами, что полностью изменило восприятие Госпрома.

Вообще-то с экспертами ЮНЕСКО история достаточно мутная – я так и не поняла, был ли Госпром исключен из реестров по причине варварского ремонта или изначально документы на включение в реестр были подготовлены неправильно.

Госпром был первым зданием в едином ансамбле площади. В 1930-х годах намечено строительство еще двух крупных зданий по обеим сторонам Госпрома: Дома проектных организаций и Дома кооперации.

Площадь Свободы – самая большая площадь в Европе. Эта площадь (прежнее название – площадь Дзержинского) спланирована в 1920-х годах архитектором В. Троценко. Площадь в настоящий момент занимает почти 12 га, ее протяженность по наибольшей оси составляет 750 м.

В конкурсе на здание Дома проектов снова победил С.С. Серафимов. Здание Дома проектов тоже строилось из монолитного железобетона, но в целях экономии перекрытия были устроены по деревянным балкам. Поэтому во время войны здание сильно пострадало, и было перестроено. Сейчас в нем находится Национальный университет. В результате послевоенной реконструкции здание полностью утратило первоначальный облик.

В 1929 г. северо-восточнее Госпрома строится Дом Кооперации – третье здание задуманного ансамбля (архитекторы А.И. Дмитриев, О.Р. Мунц). Строительство ведется уже не из железобетона, а из кирпича. По срокам возведения это был типичный советский долгострой – в 1934 г., после переноса столицы в Киев недостроенное здание передали Военной академии, до 1941 г. достроить не успели и закончили только в 1954 г. – уже в стиле сталинского неоренессанса.

Самую высокую оценку специалистов получило в тридцатые годы здание гостиницы «Интернационал». Проект архитектора Яновицкого в 1937 г. был удостоен золотой медали на Всемирной выставке в Париже. Сейчас эта гостиница называется «Харьков» – во время войны здание сильно пострадало и было восстановлено тем же автором, но с соответствующими времени элементами сталинского ампира.

То же самое произошло со зданием Национального университета. В 1957 г. к нему были пристроены крылья, застроены переходы, фасад облицевали плиткой, к главному входу пристроили портик – здание потеряло первоначальный вид.

В Харькове к «чистому», ортодоксальному конструктивизму можно отнести немногие здания . Это гостиница «Интернационал» на пл. Дзержинского (ныне гостиница «Харьков», Г. Яновицкий, 1923-27; после войны реконструирована автором с введением мотивов Ар Деко и элементов ордерного декора), Клуб строителей на пл. Руднева (Я. Штейнберг, И. Малоземов, И. Милинис, 1928 г.) и Почтамт на привокзальной площади (А. Мордвинов, 1930); перестроен в 1960-е гг.). Эти объекты отвечают критериям конструктивизма как стиля: их фасады асимметричны, планы функциональны, композиция построена на пересечении крупных геометрических объемов.