Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Про справу не говори з тим, з ким можна, а з ким треба

Богдан Хмельницький

?

2010 г. Николай Пирогов: подайте на бессмертие

Ольга Боглевская

Дата: 25.11.2010

Сегодня, 25 ноября, – 200 лет со дня рождения Николая Пирогова, доктора с уникальной биографией – не только прижизненной, но и посмертной. Ученый и сейчас «участвует» в крупном научном эксперименте: почти 130 лет он забальзамирован. Но денег, нужных, чтобы хранить тело дальше, на сегодня нет… «Газета…» побывала в Национальном музее-усадьбе Пирогова в Виннице и знаменитом склепе.

Усыпальница Николая Пирогова – один из немногих действующих мавзолеев в мире. И – единственный мавзолей в Украине (не говоря уже о том, что это – самый популярный туробъект в Виннице). Интерес тысяч людей понятен: загробная жизнь, даже в таком, приближенном к земному бытию, виде, притягивает неизвестностью и дразнит воображение. Однако «кладбищенских» эмоций при виде усыпальницы, вопреки ожиданиям, не испытываешь: скорее – изумляешься достижениям медицинской науки.

Мавзолею отведен отдельный участок на территории музея-усадьбы Пирогова, где тот, с перерывами на длительные загранкомандировки, провел свои последние 20 лет. Герметичный саркофаг с телом Николая Ивановича находится в неглубоком подземелье, где соблюдают благоговейную тишину – при входе экскурсовод просит выключить мобильные, возле самого гроба разговаривают шепотом.

Фотографировать, за редким исключением, нельзя: вспышки вредят экспонату. Разрешено только смотреть на него сквозь прозрачную крышку саркофага.

Бальзамирование и церковь: если нельзя, но очень хочется, то… можно!

Некрополь можно считать фамильным – здесь же похоронен старший сын Пирогова, тоже Николай: об этом напоминает мемориальная плита. Пирогов-старший облачен в темно-синий мундир тайного советника (это был один из его многочисленных титулов). Сотрудники музея говорят, что мундир – тот самый, в который его одели после смерти. Мундир выглядит аккуратным и невыцветшим, а лицо знаменитого врача с четкими чертами – просто как у спящего человека.

Тело сохраняется благодаря герметичности саркофага – крышку снимают только раз в пять лет, чтобы провести необходимую процедуру ребальзамирования. Помещение, понятное дело, не отапливается, но и минусовая температура здесь недопустима: в сильный мороз музейщики утепляют двери и окна небольшого храма, построенного над усыпальницей (прямо над ней расположен алтарь).

Место, где жил, работал и ныне покоится великий ученый, сегодня – самый популярный туристический объект в Виннице.

Кстати, в том, что православная церковь одобрила экзотический способ захоронения, который обычно осуждает – как в ситуации с мавзолеем Ленина, – противоречия нет. Еще один причудливый виток судьбы Пирогова: разрешение не предавать его тело земле выдал Святейший Синод – с учетом мирских заслуг человека, принявшего веру только в конце жизни.

Хотя ранее он занимался ради науки делами, церковью в те времена не одобряемыми. Например, «ледовой анатомией» – распилом замороженных трупов: в результате этих исследований Пирогов создал четырехтомный анатомический атлас с изображением органов человека в натуральную величину. Некоторые препараты того исследования – суставы, мозг в разрезе – хранятся в витрине винницкого музея.

Формула бальзама – за семью печатями

– Тело Пирогова надо сберечь для потомков, – рассуждает Петр Гунько, генеральный директор музея, заслуженный врач Украины. – Это – вопрос и научный, и исторический, и философский. Уверен, что следующие поколения заинтересуются не только Пироговым, но и Лениным, и другими историческими персонами, тела которых современники решили сделать музейной ценностью.

Нынче ребальзамацией, как и в советское время, занимаются специалисты бывшей лаборатории при мавзолее Ленина – сейчас это Научно-исследовательский центр биологических структур, единственная организация подобного рода в СНГ.

При СССР все было гораздо проще: тело Николая Ивановича доставляли спецрейсом в Москву и через месяц, после обработки, возвращали обратно. Задача винничан состояла только в том, чтобы отправить и встретить самолет. Сейчас москвичи сами приезжают в Винницу, обрабатывают уникальный экспонат на месте, в специально обустроенном помещении, и держат свою технологию в строгом секрете. Эксклюзивная услуга с годами резко дорожает: семь лет назад ребальзамирование стоило 100 тыс. грн, а сейчас – вдвое дороже.

– Кстати, многие нюансы технологии бальзамирования, апробированные в Виннице, потом использовали в московском мавзолее, – говорит Петр Гунько. – И вклад украинцев в искусство сохранения биологических тканей неоспорим. Вот буквально на днях я прочел в научном журнале, что автор бальзамической жидкости, которой обработано тело Ленина, биохимик Борис Барский – родом из Каменец-Подольского.

Собственно, ничего сверхсложного в составе, которым обрабатывают тело Пирогова, нет. Ингредиенты известны: глицерин, спирт, еще одно химическое вещество – тимол… Но пропорции, в которых смешивают реактивы, – закрытая информация. Зная их, украинские ученые могли бы сами проводить эту процедуру. Сотрудники музея участвуют в процессе ребальзамации (он длится около двух недель). Однако в самый ответственный момент завершения процедуры «посторонних лиц» просят удалиться.

Минздрав предупреждает: денег нет

Очередное «обновление» тела Пирогова необходимо провести в 2011 году. И каждый раз, когда подходит дата ребальзамации, винницкий музей, что называется, ходит с шапкой по кругу. Стыдно и обидно – ведь 200 тыс. грн для государства – не деньги. Однако учреждение, которое подчиняется Минздраву, финансируют по самой скудной статье – «культура в здравоохранении».

Администрация музея говорит, что в профильном министерстве денег не обещают – целевая сумма не предусмотрена бюджетом. Чтобы как-то выбить деньги из казны, обратились к народному депутату, в прошлом винничанину Валерию Бевзе – перспективы пока туманны. В 2003 году, так и не дождавшись денег от родной державы, принялись собирать их всем миром, пока не нашелся спонсор – крупный предприниматель из Тюмени Равиль Маганов, случайно узнавший о проблеме.

Украина не особо торопится сохранить не только физическую оболочку великого хирурга, но и духовную память о нем. Россия и тут нас обогнала: указы и постановления о праздновании юбилея Пирогова там вышли гораздо раньше, чем в Украине. Самым масштабным украинским событием были крупные пироговские чтения с участием представителей 26 стран в июне этого года. Саму же дату рождения Николая Ивановича в Виннице отмечают скромно – возложением цветов к его памятникам и памятной службой в церкви над мавзолеем.

Покоя не было и после смерти

Изначально тело Пирогова по просьбе его супруги Александры Антоновны в декабре 1881 года, на четвертый день после смерти, забальзамировал ученик Пирогова петербургский профессор Давид Выводцев. Этот человек вошел в историю медицины как автор собственного метода бальзамирования, за который был даже награжден первой премией на Всемирной Филадельфийской выставке, где среди прочих достижений впервые презентовали телефон и пишущую машинку.

Сохраняя память о муже, Александра Антоновна поддерживала гробницу в надлежащем виде. Однако в начале ХХ века бывшая пироговская усадьба опустела: жены и сыновей не стало, две внучки Николая Ивановича вышли замуж, сменили фамилии и выехали за границу (сейчас потомки Пирогова живут в Греции). Дом Пирогова разграбили, а с приходом Советской власти отдали коммуне американских рабочих.

Наихудшим было то, что в оставшийся без присмотра мавзолей забрались воры и разбили стекло в саркофаге, чтобы достать шпагу с инкрустированной драгоценностями ручкой. От доступа воздуха тело стало быстро разрушаться: реставрировали его только в 1945 году. Случай беспрецедентный: забальзамированное тело 63 года пролежало без присмотра, в результате оказалось, как утверждали свидетели, «в ужасающем виде», и тем не менее, было восстановлено.

Долг за имение выплачивал 12 лет

Усадьбу Вишня в тогдашнем предместье Винницы (сейчас это городской микрорайон) Николай Пирогов приобрел с аукциона в Киеве за 90 тыс. руб., для чего ему пришлось занять денег у винницкого банкира. В письме к своему университетскому товарищу Владимиру Далю Николай Иванович сетовал, что за 30 лет работы так и не смог накопить на усадьбу.

А ведь его профессиональный багаж был колоссальным: чего стоят одни только десятки тысяч хирургических операций, быстротой и точностью которых Пирогов изумлял медицинское сообщество; переворот в организации медпомощи раненым на фронтах двух войн – на Кавказе и в Крыму; открытие целого научно-практического направления – военно-полевой хирургии…

Долг профессор Пирогов выплачивал 12 лет, зато сбылась мечта ученого уединиться на природе и заниматься независимой медицинской практикой. К тому же именитый педагог вынужден был оставить должность попечителя Киевского учебного округа: либеральные взгляды Пирогова на народное просвещение раздражали начальство.

Усадьба занимала около 20 гектаров, из них 12 гектаров – сад, который новый хозяин очень любил и всячески облагораживал: одних только роз выращивал 200 сортов. И прежде чем приобрести участок, Николай Иванович две недели самолично изучал химический состав грунта в лаборатории Киевского университета на предмет плодородия. Занимался он и селекцией растений: вывел новый сорт пшеницы – «пироговку». Но более всего винничане ценили доктора-универсала Пирогова за небольшую лечебницу в своей усадьбе, где он часто спасал неимущих и снабжал их лекарствами бесплатно.

Джерело: “Газета по-киевски”