Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Про справу не говори з тим, з ким можна, а з ким треба

Богдан Хмельницький

?

2. Монастырь в средневековье

К сожалению, об истории монастыря в этот период известно очень мало. Можно только предполагать о ней на основание археологических материалов, полученных в результате раскопок в окрестностях монастыря.

Отчеты о раскопках Т.Ю. Яшаевой, позволяют предположить, что монастырь был очень крупным и значительным христианским центром, в окрестностях которого было расположено несколько скитов.

Из отчетов о раскопках в 1994 и 1995 гг. комплекса в Сарандинакиной балке, можно сделать вывод, что в непосредственной близости от Фиолента существовал скит предположительно в 11 – 14 вв. Комплекс сильно пострадал, но и сегодня можно говорить о том, что он был значительным.

Вот некоторые отчеты: “НЗХТ Дело №3229. Т.Ю. Яшаева. Отчет о раскопках пещерного комплекса на Сарандинакиной балке 1994 года”.

Монастырь в три яруса, исследовано несколько помещений:

1. Верхний ярус: келии уже обрушились.

2. Средний ярус: трёхапсидный храм, два строительных периода: 1-ый – следы пожара сопровождавшиеся, видимо, землетрясениями; 2-ой – также по полу следы пожара.

3. Спуск в нижний ярус.

4. Нижний ярус: трапезная с очагом и помещение с резервуаром покрытым цемянкой.

5. Большие хозяйственные помещения.

6. Крещальня.

В 1993 году был исследован комплекс на мысе Виноградный, в непосредственной близости от мыса Фиолент. Отчет на раскопках комплекса на мысе Виноградный содержит массу интереснейшей информации.

Было исследовано несколько пещерных помещений, Помещение 1: – Русло источника, вероятно источник появился вследствие вырубки ниши в скале (водоносный слой). При расчистке источника – материал 13-14 вв. Было 2 строительных периода функциональности: 1) келья, 2) после появления источника, как молельная комната. Источник, возможно, почитался как целительный. “Так как сам факт появления источника в келье отшельника под стеной, освященной иконой, не мог не восприниматься как чудо. Вера в святые источники была широко распространена в Таврике.” Перед источником вырезан крест.

– Помещение 2: часть помещения 1. Двухкомнатная келья. После прекращения функционирования скита использовалась как хлев. Об этом свидетельствует толстый слой овечьего помета.

– Помещение 3: использовалось как трапезная, кладовая, кухня, в помещение сохранилась каменная спальня и ниша для стола.

– Помещение 4: Склеп, который был отделен оградой (она прослеживается по ряду столбовых гнезд). Склеп пострадал от современного мусора. Склеп содержал ряд захоронений:

– Гробница “а”: материала почти нет.

– Гробница “б”: захоронения времен Второй Мировой войны (медаль за отвагу, бронзовая пряжка 1 четверть 12 века), монеты 11 века (императора Никифора III), более 40 захоронений из них 12 женских и 3 детских.

На мысу находиться одноапсидный храм с пристройкой. Весь комплекс существовал, вероятно, в период с 11 по 14 вв.

Подобных комплексов немало в окрестностях мыса Фиолент, но большинство и них плохо исследованы. Вероятно, они относятся к периоду рассвета монастыря.

На сегодняшний день в монастыре сохранилась лишь одна пещерная церковь, но, вероятно, их было несколько, кроме этого, монастырь обладал и наземными строениями. В подтверждении того, что пещерных помещений было несколько, служит следующий факт:

“В начале 1908 года при расчистке участка склона берега (под огород и для устройства келий), на котором стоит Георгиевский монастырь, саженях в 12 ниже монастырской кухни, открыто было монахами несколько пещер, заваленных в древние времена обрушивающейся частью скалы или её оползнями. Первой открыта часть высеченной в скале лестницы с 13 или 14 ступеньками и дверным заплечником, ведшим оттуда к пещерному храму. По бокам лестницы высечены были места для отдыха вроде лежанок. Нижняя часть этой лестницы сползла или обрушилась.

Далее была открыта маленькая пещерная церковь. Уцелел алтарь и большая часть храма. Апсида алтаря полукруглая. К ней вплотную примыкает престол. Алтарь повернут немного вправо, в сторону к востоку. В южной и северной стенах храма высечены скамьи в одну ступень или седалища.

В алтарной части пятна краски, по-видимому, на стенах были фрески.

Справа от церкви открыта примыкающая к ней большая пещера, с тремя нишами в задней стене на разной высоте, но ближе к потолку. Пещера, скорее всего, была трапезной. Вероятно, в пещеру вел особый вход, разрушенный оползнем. С храмом она сообщается особой дверью (с южной стороны). С левой стороны церкви открыта жилая пещера со следами костылей в стене для деревянных перегородок или других надобностей.

Очевидно, здесь существовала целая киновия. В Георгиевском монастыре и ранее было открыто несколько пещер на склоне берега: в одной – монастырская кладовая, в другой – столярная мастерская… Характерно, что открытая пещерная церковь выдолблена как раз против той скалы в море, на которой по преданию явлена была икона Св. Георгия.”

Из этого можно сделать вывод, что монастырь был довольно большим и богатым. После турецкого нашествия в 1475 году монастырь, по-видимому, существенно пострадал. Перестают существовать скиты, монастырь лишается земель, сокращается число прихожан.

Первые документальные свидетельства, связанные с монастырем, относятся ко времени посещения Крыма послом Речи Посполитой в Татарское Ханство – Мартином Броневским. Он посетил эти места в 1578 году и оставил описание увиденного им Крыма. Броневский много путешествовал по полуострову, побывал и на Фиоленте. В своих дневниках он писал:

“В том месте, откуда этот ручеек, есть деревня, не ничтожная, и неподалеку, на берегу моря, на каменной горе, греческий монастырь. Там обычно, празднуют ежегодное торжество в честь св. Георгия. Благочестивые греки-христиане, ещё оставшиеся в Тавриде, стекаются многолюдным собранием.”

В 1598 году монастырь и его представитель игумен Мелентий упоминается наряду с другими крымскими монастырями в жалованной грамоте Бориса Годунова, царевича Федора; в 1626 году упоминается в грамоте, присланной греческим митрополитом Иосифом. Эти описания могут подтвердить то, что, несмотря ни на что, монастырь оставался значительным христианским центром в Крыму. Немалую роль сыграло и то, что обитель находилась вдали от крупных городов и не была на виду у турецких властей.

Но, несмотря на это, все же монастырь постепенно беднеет, становится все менее посещаемым. Скорее всего, приходят в негодность строения, сокращается количество используемых помещений. Часть пещер засыпается оползнями.

Но былая слава монастыря продолжала существовать. Также известно, что принявший в 1771 году Крымскую кафедру митрополит Игнатий, провел свою первую службу именно здесь.

После подписания Кучук-Кайнарджийского мирного договора Крым был объявлен независимым от Турции. В Крыму расположились русские войска.

Озлобленная татарская верхушка стремилась выместить обиду за поражение в войне на христианском населении. Это привело к серьезным конфликтам. Христианское население просит поддержки и защиты у русских войск. Во избежание осложнений, а также из политических соображений, Суворов производит переселение христиан из Крыма в Приазовье. Тем самым он решает проблему религиозных конфликтов на полуострове с одной стороны и ослабляет экономику Крымского ханства с другой стороны. Отрицательной стороной этого решения было запустение христианских обителей.

Административно монастырь до присоединения Крыма к России находился в подчинении константинопольского патриарха. Настоятель монастыря Игнатий Реондажский, покидая монастырь в 1778 году, вывез в Константинополь архив монастыря. После выселения христиан из Крыма, в обители, по свидетельству митрополита Игнатия, было три монаха. Её настоятелем был старец Калиник. Прожив в обители около ста лет, старец стал живой летописью монастыря. К сожалению, сохранилось очень мало из рассказанного старцем. В 1792 году с ним встретился коллежский асессор Леонтий Чернявский. Он оставил воспоминания об этой встрече:

“В числе трех или четырех монашествующих я нашел одного русского столетнего старца Калиника, жившего отшельником в келии ниже монастыря, самим им сложенной; глубокая старость с бодрым духом, благочестие и особенно ласковый приём внушили во мне к нему душевное уважение; он позволил мне провести ночь в его келии, рассказывал в особенности о временах татарского владения Крымом; о святых местах в горах Крымских, о том, что татары вообще имели уважение к водам в тех местах, которые освещены православной верой. Много интересного передал мне сей старец”.

В это время жизнь в монастыре затихает, и из всей братии остается только старец Калиник. Нам о нем известно только то, что он прожил в монастыре более ста лет, прожил многие годы после его закрытия в 1778 году и дожил до возобновления обители в 1794.