Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Не дозволиш нікому плямити слави, ні честі твоєї нації

Богдан Хмельницький

?

1905 г. Медведовский Николаевский монаcтырь Чигиринского уезда

[c. 37]Медведовский Николаевский монастырь Киевской губернии Чигиринокого уезда лежит на острове среди реки Тясмина в трех верстах от местечка Медведовки, между селами: Трушовцами и Ивковцами. Время основания монастыря неизвестно: первое документальное сведение о нем встречаем в 1663 году, когда игумен этого монастыря, Савватий, сопровождал поcольство Богдана Хмельницкого в Москву с целью сбора подаяния на монастырь [Акты южной и западной России т. III, стр. 488]. Затем в универсалах гетманов: Юрия Хмельницкого (1661) и Павла Тетери (1663), жалующих монастырю земелные угодия, сказано, что монастырь этот существует издавна, так что он возник, вероятно, в начале XVII или даже в конце XVI столетия. Во время „руины” в 1678 году, после падения Чигирина, Медведовский монастырь разделил участь всей южной Украины, – он был разорен татарами; церковь впрочем уцелела и при ней оставалось несколько человек монахов. В 1711 году во время так называемого „сгона” т. е. поголовного переселения всех жителей южной Киевщины на левый берег Днепра, обитель пришла в совершенное запустение. Восстановление монастыря последовало в 1731 году, в котором Чигиринский староста, князь Ян Станислав Яблоновский выдал грамоту, которою разрешил восстановить монастырь „по давней фундации и эрекции”. Но у братии не было документов, определявших эту давнюю фундацию, так как они исчезли бесследно во время запустения монастыря; только в 1787 году они получили сведение, что их монастырские документы хранятся в Рыхловском монастыре [Черниговской губ. Кролевецкого уезда], откуда, по их просьбе, и были возвращены два упомянутые гетманские универсала; на их основании Чигиринские старосты, князья: Ян Каэтан и Антоний Яблоновские, в 1737 и 1769 годах подтвердили монастырю право на владение землями, принадлежавшими ему при гетманах. Затем монастырь стал увеличивать свои владения, приобретая мелкие угодья в окрест[с. 38]ности. Благоденствие монастыря было нарушено в 1768 году во время вспыхнувшего тогда в Украине крестьянского восстания, от всякого участия в котором монастырь был удержан игуменом Виссарионом, чем последний навлек на себя народное негодование; два раза гайдамацкие отряды нападали на монастырь, грабили его, истязали монахов и похвалялись убить игумена. После успокоения края игумен приступил к постройке новой Николаевской церкви, вместо прежней обветшавшей, но не успел он еще кончить постройки, как в 1789 году над ним разразилось новое бедствие; вследствие нелепых слухов, распространившихся в шляхетском обществе о готовившемся будто бы крестьянском восстании под руководством духовенства, от последнего потребовали вторичной присяги на верность Речи Посполитой; так как игумен Виссарион не принес ее [с. 39] в означенный срок, то он был арестован и в кандалах препровожден в Варшаву; отряд польского войска занял монастырь и ограбил его имущество. Вместе с тем управители Чигиринского староства секвестровали монастырския земли и угодия и стали эксплоатировать их в пользу экономии, отняв у монастыря его документы. Многие монахи спаслись бегством в Новороссию. В течении З½ лет игумен томился в тюрме вместе с Переяславским епископом Виктором Садковским и был освобожден лишь после взятия Праги Суворовым в 1792 году.

[с. 40]Последовавший затем второй раздел Польши дал, наконец, возможность монастырю прийти в независимое положение. В конце XVIII столетия Медведовский монастырь перечислялся несколько раз в различные епархии: в 1786 году он был подчинен Переяславским епископам; в 1793 перечислен в Минскую епархию, в 1795 в Екатеринославскую и, наконец, в 1797 вошел вновь в состав Киевской епархии [Киевские епархиальные ведомости 1870 г., №№ 1 и 2].

В настоящее время в монастыре находятся две деревянные церкви: 1) Николаевская соборная церковь о пяти главах (табл. I, 2) по высоте, обширности своей и легкости архитектуры является единственной в своем роде, самой блестящей из малорусских деревянных церквей. Уже издалека собор является во всем своем великолепии; трудно себе представить, какую идею могущества выражают своим немым языком эти величественные деревянные купола, поднимающиеся цельной массой к небу на 20-саженную высоту. Николаевский собор сооружен вместо старой, обветшавшей, трехкупольной монастырской церкви; заложен он по благословению митрополита Самуила Миславского 13-го апреля 1785 года, а окончен и освящен в 1795 году. План церкви имеет форму креста с равными сторонами (рис. 29); на кресте пять глав или башен, состоящих из целого ряда восьмигранных срубов, поставленных один над другим (рис. 30). План был взят с Елисаветградской церкви. Два придельные престола первоначально предполагалось устроить на хорах; но потом уже в 1786 году разрешено устроить их внизу, в ряд с главным, – во имя св. Архистратига Михаила и всех святых (ныне Рождества Пресв. Богородицы); для этой цели послужили пристройки в углах креста с восточной стороны, с двускатными крышами и прямыми потолками. Две другие пристройки в углах креста с западной стороны служили ризницей и казнохранилищем до 50-х годов XIX века, когда игумен Иринарх (1858-67) соединил их с церковью, вынув часть стен. Изнутри видны бревна сруба этих пристроек. Уцелели в первоначальном виде окна, ведущие из пристроек внутрь церкви; может быть, наружных окон в пристройках первоначально не было, и свет проникал в пристройки через внутренния окна. С восточной стороны к алтарям примыкает низкая пристройка в виде галлереи; это – ризница. Она принадлежит к позднейшим переделкам собора. В новейшее время здание храма также расширено пристройкою трех крылечек: западного, северного и южного.

В церкви хранятся чудотворная икона св. Николая и частицы святых мощей, присланные в монастырь митрополитом Филаретом в 1846 году [Там-же 1870 г. № 2, стр. 44-46].

Г. Г. Павлуцкий. Деревянные и каменные храмы. – К: 1905 г., с. 37-41.