Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Ненавистю і безоглядною боротьбою прийматимеш
ворогів твоєї нації

Богдан Хмельницький

?

2007 г. “Технологи уничтожения. Именно архитекторы создают нечеловеческие условия в Киеве”

Ирина Карманова, журналист (специально для «Ведомостей»)

Дата: 11.05.2007

Киев занимает 820 квадратных километров. Но основную массу инвесторов и архитекторов интересует куда меньшая территория – те 60 квадратных километров, где расположена историческая застройка, которая составляет гордость города, создает его неповторимую ауру.

Еcть ли шанс защитить город и его архитектурное наследие от навалы инвесторов? Об этом мы решили поговорить с заместителем председателя Украинского общества охраны памятников истории и культуры (УООПИК) Николаем Пархоменко.

– Николай Трофимович, как вы оцениваете ситуацию, которая сложилась в Киеве с охраной памятников?

– Я считаю ее катастрофической. Сегодня уже можно говорить о том, что исторический центр города полностью изуродован. Не осталось ни одной исторической улицы, в структуру которой не вмешались бы архитекторы с диссонирующими, кричащими сооружениями.

Просматривается единственное стремление – любой ценой выжать из участка как можно больше квадратных метров площадей. Причем, если проект по разным причинам не поддерживается сразу, применяется тактика выжидания удобного момента: то ли власти поменяются, то ли общественность потеряет бдительность. И в большинстве случаев это срабатывает. Не помогают ни обращения к президенту и премьер-министру, ни пикеты киевлян. Это страшно.

Повлиять на происходящее нет никакой возможности. Киевские власти игнорируют все градостроительные нормы и правила, которые существуют для исторического центра города, и позволяют строить везде, где захочется инвестору. И это при том, что сам мэр Леонид Черновецкий в мае 2006 года издал распоряжение, предусматривающее запрет на корректировку масштаба застройки, которая исторически сложилась в соответствующей части города.

Тогда Главкиевархитектура должна была на протяжении двух месяцев подготовить предложения для четкого определения охранных границ памятников архитектуры и установить особый режим использования территорий возле выдающихся историко-культурных объектов. Однако до сих пор выполнение этого распоряжения игнорируется. И никто не был за это наказан.

А на указ президента от 15 марта 2007 года о недопустимости строительства в центре Киева высотных зданий городские власти ответили тем, что «ограничили» высотность 23 этажами. Большего цинизма невозможно себе представить!

Обычно на вопрос, почему в самом центре Киева вырастают высотные башни, начальник Главкиевархитектуры с улыбкой отвечает, что ничего изменить уже нельзя, проект всеми согласован. Но согласовывал этот проект он сам! Ярким примером такого подхода могут служить плотно поставленные высотки на ул. Круглоуниверситетской, которые просматриваются даже с Крещатика.

– На недавно прошедшем заседании Градсовета рассматривался проект жилой башни высотой в 38 этажей, которую архитектор Сергей Бабушкин предлагает построить за Домом офицеров. Градсовет отнесся к идее спокойно. Более того, г-н Шварцман, который любит заседать в Киевской организации УООПИК, поддержал этот проект. Как вы оцениваете такой поворот?

– Господин Шварцман является рядовым членом УООПИК, его не следует воспринимать как представителя нашей организации на Градсовете. Но хочется сказать и о роли Градсовета в застройке Киева. Градсовет на самом деле ничего не решает. Его заседания – не больше чем тусовка, на которой архитекторы поддерживают друг друга. Когда мнение Градсовета совпадает с планами Главкиевархитектуры, это используется как поддержка. Если же мнение не совпадает, его игнорируют, и проект согласовывает сам начальник Главкиевархитектуры.

Давно следовало бы вместо этого совета создать городской общественный совет по сохранению культурного наследия. После того как и президент страны, и общественность осудили строительство известного высотного дома на ул. Грушевского, 9а, возведение небоскреба возле Дома офицеров, а это как раз напротив Мариинского парка, будет означать окончательную победу отечественных инвесторов (вместе с г-ном Бабушкиным) над историческим Киевом, его духовностью.

Хочу напомнить еще об одном объекте архитектора Бабушкина – жилом комплексе на ул. Январского восстания, 11 (на склоне над Аскольдовой могилой). Проект этот уже давно «продвигается» им через властные лабиринты. Мешают общественные организации. Но инвесторы ждут подходящего момента, и не следует удивляться, когда «неожиданно» для всех киевлян из срочно выкопанного котлована в бешеном темпе начнет выползать очередной монстр.

– Сегодня можно уже говорить о технологиях уничтожения памятников архитектуры.

– Да, такие технологии уже есть. Одна из самых распространенных: исторический дом покупают, затем отселяют жителей и бросают здание на произвол стихий. Дом зимой не отапливается и постепенно ветшает. Ему часто помогают ветшать – отбивают потихоньку фризы, портят фасады, сбивают различные украшения. Так было с Сенным рынком. Жители расположенных рядом домов рассказывали, что слышали, как ночью кто-то стучал, работали какие-то инструменты. Затем здание объявляют аварийным и просят разрешить снос.

И зачастую владельцам исторических построек в этом не отказывают. На ул. Михайловской красивые исторические дома № 7, № 8, № 10 несколько лет для приличия продержали пустующими, а затем снесли. На месте дома № 7 уже построили 6-этажную бетонную коробку и повесили надпись «аренда».

Город делает уступку одному инвестору (обычно это член правительства, народный депутат или какой-нибудь высокопоставленный чиновник, имя которого, кстати, обычно скрывается за именем какой-нибудь фирмы с благозвучным названием), а культурные потери касаются всего города, всей страны. А в том случае, когда речь идет о памятниках, занесенных в Список мирового наследия ЮНЕСКО, то и всего человечества. Такова цена уступок, которые город оказывает богатому человеку. И примеров можно привести множество. Украина таким образом теряет огромное количество памятников архитектуры – в Киеве, Львове, Одессе и других городах.

Мы пытаемся что-то делать, как-то противостоять этому натиску, но что такое общественная организация в недемократической стране, где не только люди, но и сама власть не является законопослушной, где прецеденты создают сами руководители страны? Я положительной перспективы в сохранении культурного наследия сегодня не вижу.

Решение любого вопроса зависит только от цены, которую нужно уплатить тому, кто принимает решение на любом уровне. А общественной организации или просто жителю города добиться справедливого решения в суде невозможно. Огромные прибыли, получаемые от коммерческого строительства, толкают инициаторов такого строительства, обслуживающих их чиновников и архитекторов, на преступления против совести, общественной морали и закона. Такова действительность.

– Недавно киевские архитекторы на конференции «Состояние проектирования и застройки исторического центра Киева» осудили существующую практику точечной застройки центра города и Подола высотными домами. Вы им верите?

– Не верю. То, что они сделали с Киевом, не имеет оправдания. Странно то, что Национальный союз архитекторов не оказывает никакого влияния на своих членов, которые постоянно нарушают профессиональную этику. Они исключили из НСАУ начальника Управления охраны культурного наследия КГГА Руслана Кухаренко, который им мешает, но там остался архитектор Сергей Бабушкин, роль которого в уродовании Киева огромна, можно сказать – фатальна, есть и многие другие, к которым можно предъявить претензии.

Чего стоит проект трехэтажной мансарды над историческим зданием на Крещатике архитектора Георгия Духовичного или надстройка двумя этажами памятника архитектуры на ул. Владимирской, 4 архитектора Юрия Лосицкого, или так называемая дворовая архитектура, когда внутри исторического квартала строится огромное выпирающее здание? Эти проекты, как и многие другие, должны стать предметом особого рассмотрения в НСАУ. Но этого нет.

Архитекторы сегодня создают нечеловеческие условия жизни в Киеве. Это касается, в первую очередь, спровоцированного уплотнением застройки транспортного коллапса и уничтожения зеленых насаждений. А конечный результат – невыносимая экологическая обстановка в городе. Но пока между архитекторами существует круговая порука, я предпосылок для каких-либо положительных перемен не вижу.

– В конце прошлого года вашему обществу удалось утвердить границы охранных территорий Государственного музея народной архитектуры и быта в Пирогове. Как обстоят дела сегодня?

– К сожалению, на части охранной территории все-таки собираются строить. Кто стоит за этой стройкой, является большим секретом. Продолжаются пожары на территории музея, всего их было уже четыре. Кому-то очень хочется уничтожить этот музей.

– А что с защитой Набережного шоссе от застройки?

– Мы передали в Государственную службу охраны памятников Минкультуры предложения по внесению в Государственный реестр памятников архитектуры 13 объектов промышленной архитектуры, расположенных на участке шоссе от Пешеходного моста до Почтовой площади. Таким образом эти здания могут быть защищены от посягательств (один очень интересный деревянный дом на этом участке уже сгорел). Наличие охранных зон вокруг памятников не позволит использовать эту территорию для нового строительства.

Нам известно, что Госслужба поддержала наши предложения, но пока окончательного решения нет. Нужно сказать, что вся процедура – как подготовки документации, так и прохождения инстанций – требует больших усилий. Подготовка документации требует привлечения специалистов и оплаты их труда, но денег у УООПИК очень мало, а от государства нет никакой поддержки.

– А что происходит в стране в целом?

– Украина теряет памятники деревянного зодчества. За годы независимости Украины их сгорело около ста. В городах же тенденция – власти стараются снять с учета памятники архитектуры. Только из одной Одессы поступило предложение о снятии с учета более 200 памятников. В Киеве тоже многие мечтают об этом. Но есть дома, которые «не сдаются».

Опять-таки в Киеве, на ул. Лютеранской, 32, уже около 15 лет стоит без жильцов уникальный жилой дом. Он был так хорошо построен, что не разрушается, и, видимо, хозяину все-таки придется его реставрировать. На ул. Горького, 46 есть другой дом, построенный в стиле модерн. Он стоит тоже уже много лет. Окна выбиты, крыша течет, а он не разрушается. Неужели киевские власти этого не видят?!

Продали, делают вид, что не замечают. При продаже ценных зданий в развитых странах заключают охранные договора, по которым хозяин обязан привести памятник в порядок. Наши власти договора не заключают – так удобно хозяину.

За последние 10 лет количество памятников в Украине сократилось на 20 000 единиц. Кстати, во всем мире, наоборот, количество памятников увеличивается. Так мы и живем.

Справка

В Украине насчитывается всего 20 ценных комплексных ансамблей-заповедников. Для сравнения: в США – 200, Баварии – 600, Франции – 100. Под охраной ЮНЕСКО долгое время находятся Софийский и Киево-Печерский заповедники. В 1998 году на учет была взята также историческая часть Львова. С 2000 года в ЮНЕСКО рассматривается предложение по внесению в перечень мирового наследия комплекса памятников города Каменец-Подольского. Присвоение памятнику мирового статуса обходится очень дорого. Прежде всего он должен быть приведен в надлежащее состояние и в дальнейшем соответствовать требованиям ИКОМОС.

На территории исторического центра Киева на государственном учете находятся 3547 объектов охраны, из которых памятников всех типов национального значения – 428. Памятников археологии в Киеве насчитывается 58. На учете пребывают также 110 объектов культовой архитектуры. Из уникального комплекса фортификационных сооружений Киева XVIII-XIX вв. на учете состоит 31 памятник.

Существует и печальная статистика – об уничтоженных памятниках. Несколько лет назад Управление охраны культурного наследия КГГА приводило следующие цифры: снесено два объекта государственного значения, 43 памятника местного (городского) значения и 59 памятников нововыявленных. Нет сомнений в том, что на сегодняшний день количество таких объектов значительно увеличилось.

Джерело: “Киевские ведомости”