Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Не дозволиш нікому плямити слави, ні честі твоєї нації

Богдан Хмельницький

?

1973 г. Украинские Карпаты

Из Негровца дорога идет все время вдоль реки Теребли, переходя с одного ее берега на другой, а достигнув водохранилища – по правому берегу. Недалеко от Негровца находится село Колочава, в котором сохранился храм св. Духа XVIII в. (илл. 68), принадлежащий к тому же типу, что и храм Введения в Ростоке, но отличающийся от него большими размерами. В этом сооружении особенно удачно найдены соотношения между невысокими нижними частями срубов, энергично обведенными опасаньем на кронштейнах и с ганком на западном фасаде, высоченными кровлями и высокой стройных пропорций башней над бабинцем, увенчанной двухъярусным барочным верхом. С восточной стороны особенно хорошо видна динамика масс церкви, движение наклонных плоскостей кровель алтаря и нефа, завершаемых на коньках маленькими маковками. Своей формой они перекликаются с венчанием башни. Но наиболее эффектна ее стремящаяся ввысь башня, великолепно проектирующаяся на синеющие вдали величественные горы.

К сожалению, иконостас церкви св. Духа размонтирован, а иконы перенесены в новую церковь, стоящую невдалеке, и развешены снаружи при входе в бабинец и на галерее над бабинцем. Они, вероятно, написаны в конце XVII в. в строгой монументальной фресковой манере. Композиции и отдельные фигуры исполнены величия и спокойствия, в них нет и намека на барочную динамику и экспрессию. Большие плоскости цвета и энергичная линия рисунка, которая и очерчивает силуэт, и моделирует складки, и выявляет форму, являются основными художественными средствами мастера. Наместные иконы «Христос» и «Богоматерь Одигитрия» интересны своим национальным типажем. У Христа, как у молодых крестьян, коротко подстриженная борода и небольшие казацкие усы. В его облике нет ничего от грозного небесного судьи. Прекрасен и мил облик Марии. У нее мягкий овал лица красивой женщины из народа. Левой рукой она поддерживает младенца, а в правой держит маленький цветок. Изображение богоматери с веточкой сирени в руке, как на иконе «Богоматерь Одигитрия, с пророками» из церкви Николая в Изках, с веточкой колокольчиков, как на иконе «Богоматерь Одигитрия» из церкви архангела Михаила в Негровце, с цветком, как в данном случае, являлось у разных художников выражением одного и того же – любви, благожелательности и было естественным проявлением чувства красоты. [Логвин Г.Н. Украинские Карпаты. – М.: Искусство, 1973 г., с. 116 – 117].