Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Ненавистю і безоглядною боротьбою прийматимеш
ворогів твоєї нації

Богдан Хмельницький

?

1973 г. Украинские Карпаты

В селе Изки, что на реке Репинка, у самого поворота реки за мостом, слева, виднеется небольшая густая рощица, под сенью которой расположился один из неповторимых ансамблей деревянного зодчества этих мест – храм св. Николая и колокольня, сооруженные в XVIII в.

В довольно высокой колокольне использованы отдельные элементы древних оборонных башен, но уже в декоративной трактовке. Ее нижний ярус завершен очень широким опасаньем с кровлей мягких очертаний, которая плавно переходит в вертикальный объем второго яруса, где по верху проходит пояс небольших бойниц-арочек. Третий невысокий ярус колокольни увенчан пирамидальным верхом с одним заломом, как в бойковских храмах. Массив этого сооружения прост, членения ясны, а маленькие бойницы-арочки в завершении второго яруса контрастом оттеняют его крупные формы, благодаря чему оно производит монументальное впечатление.

Храм Николая в Изках принадлежит к тому же типу, что и церковь в Ростоке, однако из всей межигорской группы памятников он самый большой по размерам. У него удивительно хорошо найдены пропорции масс и особенно ритм арок галереи-ганка с шестью резными столбиками и низенькой аркадой на втором ярусе бабинца. Благодаря тому что верхние арочки меньше полуокружности, они кажутся будто сжатыми опасаньем и карнизом кровли храма, как говорят «подслеповаты». Обрезы кронштейнов, поддерживающих опасанье и кровлю ганка, а также концы бревен арки-выреза соединяющие бабинец с нефом, сделаны рукой талантливого мастера.

Как и церковь Введения в Ростоке, храм в Изках является как бы музеем украинского искусства XVI-XIX вв. В нем хранится много первоклассных произведений иконописи и прикладного искусства. Икона «Богоматерь Одигитрия с пророками» принадлежит к вершинам украинской живописи XVI в. Написанная всего лишь белилами, сажей, желтой и красной охрой, она производит дивное впечатление изысканностью своего колорита. Ее смело можно назвать «Закарпатской мадонной», ибо здесь мастер дал свою интерпретацию образа Марии. Она не наследует ни строго иератическому типу богоматери «Одигитрия», ни лирическому «Умиление». Художник пишет молодую мать с младенцем на руках так, как в «Одигитрии», но придает ей иную позу: она слегка склонила голову к ребенку. Одной рукой Мария поддерживает дитя, а в другой держит веточку сирени. Серо-синий мафорий, написанный только сажей и белилами, окаймляет охристо-розовый лик богоматери. У нее дивный овал лица с мягким узким подбородком и очень широким лбом. На лице, моделированном лишь черной линией и легким полутоном охристо-розового цвета, на котором еле заметны красные уста, выделяются невероятно крупные черные глаза с огромными зрачками. Ее взгляд с выражением безграничной печали направлен как бы в себя (илл. 52).

В этой иконе художник сумел отразить не только страдания украинских жен и матерей, их любовь, нежность и верность, но и печаль и горе всех матерей, сумел создать возвышенный и поэтичный образ.

Живопись иконостаса, который относится к концу XVII в., принадлежит мастеру необыкновенного темперамента, обладающему большим декоративным чутьем и являющемуся монументалистом по своему складу. Широкая манера письма обнаруживает в нем врожденного фрескиста. Он любит типаж с широкими открытыми лбами и с большими глазами, фигуры стройных пропорций. Его образы народные, украинские, исполнены высокого достоинства, внутренней сосредоточенности и величия. [Логвин Г.Н. Украинские Карпаты. – М.: Искусство, 1973 г., с. 93 – 95].