Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Про справу не говори з тим, з ким можна, а з ким треба

Богдан Хмельницький

?

1971 г. Русское прикладное искусство

В середине X века, примерно в эпоху князя Святослава, у стен Чернигова был насыпан огромный курган над останками двух князей, сожженными, по обычаю, на погребальном костре. Умерших проводили, выпив в их честь из священных сосудов – турьих рогов, окованных серебром. При раскопках рядом с рогами был найден ритуальный нож для заклания жертв (быть может, и пили не мед и не пиво, а кровь жертвенного животного?). Турьи рога – обязательный атрибут славянских языческих богов, позднее – обязательная принадлежность свадебного обряда.

Широкие устья обоих рогов оправлены серебром; острые концы, очевидно, имели особое оформление, которое не сохранилось (судя по другим образцам, оно могло быть сделано в виде птичьих голов). На тулове каждого рога находилась ромбическая серебряная бляха с растительным орнаментом. Оковка рога меньших размеров была покрыта вычеканенными растительными гирляндами в восточном духе.

Особого внимания заслуживает большой рог, серебряная оковка которого обрамлена растительным узором, наведенным чернью. Основной фон прочеканен и позолочен. На этом золотом поле рельефно выделяются причудливо изогнутые и переплетенные между собою светлые фигуры птиц, зверей и фантастических животных. Некоторые из них кусают друг друга, иные стоят отдельно; на тыльной стороне оправы – два чудища, хвосты которых срослись в одну пальметку, разделяющую оправу на две части. На лицевой стороне посреди всех чудищ и зверей художник изобразил сцену, которой, судя по всему, он придавал важное значение. На первый взгляд содержание сцены очень простое: двое охотников стреляют в птицу; но когда мы начинаем вглядываться внимательнее, то видим ряд загадочных деталей. В руке одной из фигур (мужчина в рубахе или кольчуге с непокрытой головой) лук, но стрелы уже нет, она только что спущена с тетивы. Вторая фигура – женская, и, судя по длинным косам, это девушка. В руках у нее тоже лук и опустевший колчан. Самое интересное заключается в том, что стрелы летят не в птицу. Одна стрела поломана и находится позади мужчины, вторая летит вверх, а третья – прямо в голову мужчине. Все это похоже на сказку.

Загадочный сюжет разъясняется одной черниговской же былиной об Иване Годиновиче, известной по записи, сделанной еще в XVII веке. В былине повествуется о молодом дружиннике, увезшем из Чернигова невесту Марью. По дороге на них напал царь Кащей, за которого Марья уже была просватана. Иван победил было Кащея, но тот склонил Марью на свою сторону и связал Ивана. В это время прилетела вещая птица и напророчила гибель Кащею. Дальнейшие события и изображены на турьем роге. Кащей велит Марье принести лук и стрелы и пытается убить вещую птицу, но заговоренные стрелы летят обратно, и одна из них убивает Кащея. Вероятно, эта древняя былина отражала какое-то важное событие из жизни Чернигова, если ее главный момент – смерть страшного Кащея Бессмертного от вмешательства птицы (изображение птицы вошло в герб города Чернигова) – оказался вычеканенным на священном сосуде князя-жреца эпохи Святослава.

Значение этого турьего рога очень важно; его художественные качества доказывают, что ко времени принятия христианства русское искусство находилось на достаточно высокой ступени развития. Тератологический стиль, развившийся на Руси в X веке, с одной стороны, органически вырастает из звериных композиций VI – VII веков, а с другой – является родоначальником стиля прикладного искусства XI – XII веков.

Джерело: Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство 10 – 13 вв. – Лг.: 1971 г., с. 10 – 15.