Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Про справу не говори з тим, з ким можна, а з ким треба

Богдан Хмельницький

?

Гребінь зі сценою війни скіфів

Гребінь зі сценою війни скіфів

Розмір зображення: 681:800 піксел

Гребень с изображением батальной сцены

430-390 годы до н. э.

Золото. Высота 12,6, см, ширина 10,2 см.

Приднепровье, курган Солоха, впускное погребение.

Раскопки Н.И. Веселовского 1913 года.

Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург). Инв. № ГЭ Дн 1913 1/1.

Уникальный золотой гребень был найден у правого плеча или возле черепа «царя». Гребень имеет девятнадцать зубцов, которые венчает скульптурная группа из трех сражающихся воинов. Батальная композиция покоится на фризе из пяти фигур лежащих львов. Гребень был изготовлен из отдельных, отлитых по восковой модели, деталей, некоторые из которых были затем прокованы и спаяны между собой (определение Р.С. Минасяна). За более чем 80-летнюю историю изучения солохского гребня было предложено несколько версий, истолковывающих смысл его изображения: от почти фантастической до рассматривающей его в рамках реконструированного Д.С. Раевским скифского мифа об убийстве первого скифского царя Колаксая его братьями Липоксаем и Арпоксаем. Обычно же исследователи ограничиваются лишь общим описанием батальной сцены, отмечая ее реалистический, этнографический или эпический характер.

Гребень найден в том погребении кургана Солоха, которое датируется 400-375 годами до н. э. и в некоторых реконструкциях рассматривается как предполагаемая гробница скифского царя Октамасада. Это одно из главных действующих лиц новеллы Геродота о печальной судьбе царя-эллинофила Скила, бежавшего после «дворцового» переворота во Фракию, но все же вскоре казненного своим братом Октамасадом (Herod. 4. 78-80). Факт находки гребня в этой гробнице подсказал еще один вариант возможной дешифровки его изображений – как изобразительной версии этого династического конфликта между тремя братьями, сыновьями скифского царя Ариапифа. «Октамасад», центральная фигура, и «Орик», пеший воин с небольшой бородой, против «Скила» – воина во «фракийском» шлеме и греческом панцире, с пельтой и без горита. Эта частичная «нескифскость» персонажа весьма прозрачно и деликатно подчеркнута мастером и вполне соответствует известному образу скифского царя Скила, жизнь и смерть которого оказались тесно связанными с чужеземцами – греками и фракийцами. Предложенный вариант тем не менее не отрицает и возможного параллельного мифологического или эпического осмысления этой сцены скифами.

Литература:

Артамонов М.И. Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа. Прага; Л., 1966. №147, 148;

Манцевич А.П. Курган Солоха. Л., 1987. Кат. 34;

Раевский Д.С. Очерки идеологии скифо-сакских племен (Опыт реконструкции скифской мифологии). М., 1977. С. 117;

Gold der Skythen. Schatze aus der Staatlichen Eremitage St. Petersburg. Exhibition catalogue, Hamburg, 1993. Kat. 51;

Piotrovsky, В., Galanina, L, Grach, N.. Scythian Art. The Legacy of the Scythian World: mid-7th to 3rd century В. С., Leningrad, 1986, N 128, 129

Джерело: Золотые олени Евразии. – Санкт-Петербург: 2001 г., № 168.

Манцевич А.П. Золотой гребень из кургана Солоха. – “Сокровища Эрмитажа”, Лг., 1949 г., с. 75 – 80.

Манцевич А.П. Золотой гребень из кургана Солоха. – Лг.: 1962 г. – 10 с.