Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Пімсти смерть великих лицарів

Богдан Хмельницький

?

1973 г. Украинские Карпаты

В Турке сохранились два прекрасных памятника деревянного зодчества бойковской школы – церковь Успения (горишня – верхняя) 1750 г. и церковь св. Николая (средняя) 1700 г. Церковь Успения более архаичных форм. Вероятно, мастеру был указан какой-то древний образец и он его свободно повторил. Поставленная на высоком холме, церковь своим покато-ступенчатым силуэтом прекрасно вписана в ландшафт окружающих гор. В плане все ее три сруба квадратные. Как известно, квадрат наиболее любимая форма в народном искусстве. Средний, чуть больших размеров сруб увенчан пирамидальным верхом с двумя заломами, квадратными в плане, а боковые (бабинец и алтарь) – верхами с одним заломом. Благодаря этому храм приобрел строгую величавость и монументальность, несмотря на свои довольно скромные размеры.

Из низенького, темного бабинца сквозь вырез арки, отделяющей его от центрального сруба, виднеется небольшой четырехъярусный иконостас с прямоугольной сеткой горизонтальных и вертикальных членений. Средняя ось его акцентирована роскошными резными царскими вратами с «Деисусом» над ними. Орнамент иконостаса состоит из аканта сочного и своеобразного рисунка, вызывающего в памяти ассоциации с готическим акантом. Он, вероятно, сооружен незадолго перед 1750 г., в пользу чего говорит сходство его резьбы с резьбой киота, расположенного в нефе церкви. На обороте последнего есть надпись: «Сию гробницу далъ изробити раб божий Василий Прокопов со женой своей Мариею за здравие свое и спасение року божого 1750 месяца июня дня 17». Эта надпись свидетельствует также и о том, что заказчиками живописных работ в те времена были и простые мещане, ремесленники Турки. Именно их неприхотливые вкусы старались удовлетворить художники, писавшие иконы для иконостаса, которые подкупают своим чистосердечием и колористической гармонией. Несмотря на несовершенный рисунок, типаж персонажей икон очень выразителен и не лишен известной монументальности. Яркие народные типы апостолов деисусного яруса написаны в широкой декоративной манере и надолго запоминаются. [Логвин Г.Н. Украинские Карпаты. – М.: Искусство, 1973 г., с. 61].