Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Здобудеш Українську державу
або згинеш у боротьбі за неї!

Богдан Хмельницький

?

2007 г. Директор заповедника «Поле Полтавской битвы»: за российские миллионы мы не продаемся

Елена Маргвелашвили

Дата: 25.09.2007

Юбилей Полтавской битвы в 2009-м году Россия намерена отмечать как одну из знаменательных побед. На Украине же националистически ориентированные политики предлагают проигнорировать эту дату и объявить национальный траур по жертвам Батурина – населению казацкой столицы, которое, согласно нынешней официальной украинской истории, было злодейски вырезано русскими.

Директор государственного историко-культурного заповедника «Поле Полтавской битвы» Александр Янович, с которым встретился корреспондент РИА «Новый регион», утверждает: празднования юбилея по российскому сценарию в 2009 году не будет, даже если Москва согласится полностью профинансировать это мероприятие.

«Новый регион»: В российских учебниках Мазепа – предатель, Кочубей – жертва. В украинских – все наоборот. Вы эту историю по-разному рассказываете экскурсантам из России и Украины?

Александр Янович: Нет. Поэтому, когда приезжают гости из Москвы и Санкт-Петербурга, они называют меня петлюровцем, махновцем, мазепинцем. А вот группы с Западной Украины могут сказать, что я – «поганый москаль».

«Новый регион»: Странно. Я слышала вашу экскурсию, вы ее ведете явно без симпатии к Петру.

Александр Янович: Он – историческая личность. Для меня они все одинаковые. И Богдан, и Петро. Я прекрасно понимаю, что, если я вдруг лишу жизни человека, то буду преступником, и меня будут судить. А когда человек умертвил миллионы, он лидер.

«Новый регион»: А что вы думаете о Мазепе?

Александр Янович: Когда мы берем в руки украинские гривны, там на десятке Мазепа. Это – позиция государства. Точно так же на долларах – Авраам Линкольн. Американцам невозможно предложить дискуссию о том, кем был Линкольн: честным человеком или вором. А на Украине обсуждать Мазепу реально. Здесь с неподготовленной аудиторией продолжают выяснять, он предатель или герой. Согласитесь, что этим должна заниматься школа.

«Новый регион»: Как вы считаете, нужно ли праздновать юбилей Полтавской битвы в 2009 году?

Александр Янович: А почему мы не праздновали (тоже круглая дата) окончание русско-японской войны 1905 года?

«Новый регион»: Потому что ее Россия проиграла, а Полтавскую битву выиграла.

Александр Янович: Праздновать с кем? Самостоятельно под гармошку в присядку. А как быть с Финляндией, Швецией, Данией, Норвегией, Польшей. Их нет? Каждый второй финн и швед был убит за период Северной войны. Половина нации легла в гробы. Могут они это праздновать? Для них это день скорби. Если они приедут сюда, то они возложат венки. Кстати, русским тоже.

За 21 год, пока я здесь работаю, я не помню, чтобы из России кто-то приехал и положил венок. Шведы постоянно кладут два венка по 500 гривен. Могила русских воинов в аварийном состоянии. Чтобы ее отреставрировать, чтобы она в куче держалась, нужно 11 миллионов гривен. Столько же на храм Петра и Павла. Если какой-то простой смертный даст эти деньги, он впишет золотыми буквами в историю всю свою семью.

«Новый регион»: Вы призываете частных меценатов потому, что не хотите брать деньги из федерального бюджета?

Александр Янович: Я был уже в посольстве России. Писал письма Путину. Безрезультатно.

«Новый регион»: Если вам предложат пойти, как я понимаю, против ваших убеждений: Россия выделяет деньги из госбюджета, а потом празднует юбилей битвы. Вы согласитесь?

Александр Янович: Нет, мы не продаемся. Россия тогда практически купит за эти миллионы сценарий проведения мероприятия – этот номер не пройдет. Нас просто не поймут.

Шведы нам привозят уникальные экспонаты. Мы получили пять портретов Карла X, Карла XI, Карла XII, 95 карт из шведской академии. С другой стороны, в 92-м году я последним рейсом «Аэрофлота» отвез в Санкт-Петербург экспонаты – карты, оружие. Потому что стали писать письма: «это вам уже не принадлежит». И за 16 лет независимости из России не единого экспоната нам не было передано.

Джерело: “Новый регион”