Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Здобудеш Українську державу
або згинеш у боротьбі за неї!

Богдан Хмельницький

?

1985 г. Памятники градостроительства и архитектуры

Богоявленская церковь, XV-XVI вв. Памятник был связующим звеном между древнерусским культовым зодчеством и архитектурой Украины XVI-XVII вв. Прямых сведений о времени строительства нет. Большинство исследователей относят ее основание к первой половине XV в., другие к первой половине XVI в. На каменных обрамлениях четырех амбразур северной оборонной стены сооружения имеются резные надписи, указывающие дату 1521 г. Одними исследователями эта дата связывается со временем приспособления церкви под оборону, другие считают ее временем основания.

В 1887-1891 гг. восстановлена из руин с изменением первоначальных архитектурных форм, представлявших выразительное сочетание традиционных форм древнерусского зодчества с готико-ренессансными чертами. Конфигурация плана трехнефного объема сохранена, апсидная часть удлинена в восточном направлении.

Сложена из кирпича, структурно повторяет крестовокупольную схему древнерусских храмов. Трехнефная, трехапсидная, четырехстолпная, пятикупольная. План без восточной части – квадратный, опорные столбы квадратного сечения поставлены на его диагоналях. Средний неф шире боковых, апсидная часть понижена по отношению к основному объему. Северная оборонная стена толще других, кроме бойниц в форме перевернутой замочной скважины; имеет широкий уступ, который в древности был огражден и служил дозорной площадкой. Стена над уступом декорирована глухой аркадой. Южный и западный фасады укреплены уступчатыми контрфорсами. Полуциркульным сводам соответствуют снаружи закомары. Значительно вытянутые подкупольные восьмигранные световые барабаны имеют глухие основания, декорированные уступчатыми арочными нишами, повторяющимися в закомарах. Северо-восточный барабан сохранил первоначальную трехчастную композицию. В древности декоративное убранство сооружения носило готико-ренессансный характер, выявленный в каменных резных наличниках и порталах, стрельчатых подпружных арках, переплетах окон, очертаниях закомар. В интерьере масляная живопись 1887-1891 гг.

Въездом на территорию памятника служит сквозной арочный проем первого яруса кирпичной, трехъярусной, два восьмерика на четверике надвратной колокольни, построенной в 1905 г. [Памятники градостроительства и архитектуры УССР. – К.: Будівельник, 1985 г., т. 3, с. 319-320)