Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Не завагаєшся виконати найнебезпечнішого чину,
якщо цього вимагатиме добро справи

Богдан Хмельницький

?

Пещерный монастырь Чильтера

Ю. С. Воронин, В. Н. Даниленко

VIII – XV вв. (архит.) Пещерный монастырь Чильтера (в отличие от другого монастыря с близким названием, Чильтер-Коба, обычно добавляется определение Мармара) – VIII – XV вв. Находится в 1,5 км к северо-западу от с. Терновки, быв. Шулю, на северном склоне Кара-Кобинской долины. Пещеры вырублены в нижней части отвесной скалы высотой около 40 м и располагаются четырьмя или даже пятью ярусами, один над другим. Они смотрятся с тальвега долины в виде решетки, где прутья – это стенки и перекрытия пещер, а ячейки – внутренность пещер, лежащая в глубокой тени. Отсюда и название всего комплекса – Мармара – решетка (деревянная).

Часто христианские монастыри устраиваются в местах, укрытых от нескромного взгляда: в чаще леса, в горных ущельях, хорошо замаскированных самой природой урочищах. Крымские монастыри, в том числе и Чильтера, располагались прямо на виду, так что были заметны иногда с большого расстояния. Разумеется, условия во время существования монастырей могли быть иными, чем сейчас. На Чильтере часть пещер были прикрыты оборонительной стеной, сложенной из того же камня, что и сам скальный массив. Когда камни «загорали» (а это происходило уже через десяток лет), они полностью сливались по цвету с окружающими скалами. На склонах могли расти высокие деревья, закрывавшие вид на монастырь. Кроме того, отсутствующие ныне передние стенки пещер ранее были сделаны из дерева, окрашенного или потемневшего от времени, в результате чего пещеры не так бросались в глаза.

Всего здесь было примерно 80 пещер, из которых сохранилось 56, еще около 30 дошло до нас в сильно разрушенном состоянии. Среди них – искусственные пещеры и естественные гроты с многочисленными подрубками и подтесками.

Связь между помещениями одного яруса осуществлялась по горизонтальным галереям, вырубленным частично внутри скалы, частично – по ее краю, а в третьем ярусе к скале был пристроен специальный деревянный настил, возможно, одновременно служивший крышей галереи второго яруса.

С одного яруса на другой попадали по вертикальным или наклонным лестничным переходам, по лестницам, высеченным на поверхности. В центральной части был фактически единственный вход в монастырь и лестница, соединявшая между собой второй – четвертый ярусы. К входу от подножия скалы ведет несколько ступеней. Сам вход представлял собой неглубокую нишу, образованную, с одной стороны, выступом скалы, где видны углубления для крепления дверной коробки, с другой стороны – оборонительной стеной, построенной вдоль края террасы второго яруса, на существование которой указывают подтесанные постели на поверхности скалы. Между ними находилась небольшая калитка (2 х 1,5 м). Наличие общего для всего ансамбля укрепленного входа указывает на его единство. С поверхности плато сейчас можно пройти к одному из помещений верхнего яруса через естественный, полузасыпанный, карстовый провал, от которого на расстоянии 5 – 6 м начинается лестничный спуск. Над монастырскими помещениями нависает козырек, исключающий возможность поражать камнями людей на террасах.

На территории Чильтеры нет водного источника. Как же монастырь получал воду, без которой само его существование было невозможным? Эта проблема решалась следующим образом. В недалеких окрестностях, в первую очередь, в балке Бильдеран, имеются обильные источники, откуда вода могла легко привозиться и приноситься. В состав пещер входят карстовые полости, где, возможно, еще во время функционирования монастыря, сочилась влага, которую, в этом случае, бережно собирали. Наконец, во втором ярусе высечено несколько резервуаров с ведущими к ним канальчиками, где собирались дождевые воды, использовавшиеся для купания, стирки и др.

Южный склон ниже монастыря террасирован, здесь, на площади около 3 га, обнаружены подпорные стенки, сложенные из двух рядов грубо обработанного камня с забутовкой из мелкого камня между ними.

Просматриваются четыре террасы длиной 130 – 150 м, шириной – до 50 м каждая. Внутри этих крупных террас были нарезаны более узкие. Площадь эта, судя по всему, была занята виноградником. И до наших дней вокруг монастыря встречаются заросли одичавшего, но некогда культурного, винограда. В сочетании с давильней для винограда, это указывает на то, что виноградарство и виноделие играло определенную роль в монастырском хозяйстве. Другой стороной деятельности монахов было скотоводство. Можно считать установленным, что ряд помещений в первом ярусе предназначался для содержания скота – по соседству с монастырем располагался загон (75 х 100 м), огражденный стеной и сообщавшийся с ансамблем лестницей. На плато, над монастырем и к северу от него, прослеживаются следы размежевки, здесь могли быть сады, огороды и хлебные поля монахов. Среди пещер некоторые определяются как кладовые, где были зерновые ямы, гнезда для установки пифосов и сосудов меньших размеров.

Сооружение пещерного ансамбля Чильтера датируется обломками керамики VIII – IX вв., собранными на южном склоне, и изображениями крестов того же времени в нескольких помещениях.

Культовые и бытовые пещерные сооружения монастыря Чильтера

В нижнем ярусе ансамбля Чильтеры расположены 12 жилых комнат (монашеские кельи). Большинство из них невелики по размеру, некоторые настолько малы, что их правильнее назвать нишами, закрывавшимися деревянными щитами. Высказывалась мысль, что, по крайней мере, часть малых помещений служили костотеками, т.е. специальными могильными пещерами, куда со временем переносились кости погребенных из вырубных гробниц верхних ярусов. Однако, этому противоречит наличие внутри таких помещений горизонтальных и вертикальных пазов, вырубок различной формы, полочек, углублений в полу для очагов, на потолке и стенах – так называемых, колец или скоб для крепления деревянных конструкций, подвешивания светильников и пр. Все кельи изолированы друг от друга и имеют отдельные входы.

В нижнем ярусе, на значительном расстоянии от жилых помещений, расположены два больших естественных грота, приспособленных для содержания в них скота. Во втором ярусе было всего 8 помещений, но все они имели значительные размеры. Главным здесь был храм. Другое крупное помещение играло роль трапезной, потолок здесь поддерживается двумя массивными, прямоугольными в сечении, колоннами, вырубленными в той же скале. Вдоль северной и восточной стен проходила каменная скамья. На потолке – 14 колец для подвешивания светильников, на стенах – множество ниш, полок, пазов, изображения крестов. Около одной из колонн – четырехугольное углубление (0,72 х 0,80 х 0,28 м). В помещении, лежащем по ходу центральной лестницы, выдолблено пять яйцеобразных емкостей для сбора воды, в двух из них имеются отстойники. Наибольшая из емкостей имеет глубину 2,5 м, диаметр – 1,8 м. Остальные помещения вспомогательные.

На третьем ярусе – около 20 небольших пещер, чаще всего, изолированных друг от друга. Они, вероятно, были монашескими кельями. По соседству с ними располагалась небольшая часовенка с высеченным между окнами рельефным крестом и двумя гробницами в полу. Западнее, против третьего яруса, а также выше и ниже его, – группа пещер, тесно связанная между собой дверями, лестницами и переходами, которая составляла самостоятельный комплекс оборонительного или наблюдательного назначения.

В четвертом ярусе группа пещер составляет единый хозяйственный комплекс, включающий кладовую с зерновыми ямами и углублениями для установки крупных сосудов, пекарню или, шире, кухню с большой печью и подсобные помещения.

Несколько пещер, вырубленных в глубине скалы, не подвергались прямому воздействию ветра, дождя и других природных сил, поэтому они хорошо сохранились. По ним можно судить и об остальных помещениях монастыря. В большинстве случаев они приближались к строго прямоугольной форме, а стены, потолки и полы тщательно обрабатывались.

Руины храма монастыря Чильтера

Центральное место во втором ярусе и во всем комплексе занимало одно из помещений, потолок которого поддерживался пятью монолитными колоннами. Общая его длина – 32 м, ширина – от 3 до 6 м. А. Л. Бертье-Делагард, первым описавший это помещение, полагал, что все оно представляло собой обширную церковь. В дальнейшем выяснилось, что в плане помещение делилось деревянными перегородками на три части, предназначенные для разных целей.

Западная часть была чем-то вроде лестничной площадки, где в потолке пробито отверстие, ведущее из второго яруса на третий, и деревянная лестница при нем. В средней части, в полу, был вырублен тарапан и гнезда для установки сосудов (винодельня).

Восточная его часть – собственно, храм. Апсида ориентирована на восток, пол алтарной части приподнят над полом специального помещения на 7 – 12 см. Здесь проходит неглубокая канавка для алтарной преграды. Полусферический свод апсиды тщательно обработан. Посередине полукруга имеется ниша с окном, с внешней стороны, над ним, вырезаны два креста, один из которых, с990 расширяющимися концами, напоминает по форме кресты VI – IX вв. В храме вырублено пять могильных ям с заплечиками для перекрытия их каменными плитами. За внешней стороной апсиды, под окном, имеется еще одна гробница. В средней части северной стены виден прямоугольный выступ.

Лит.:

1. Беляев С.А., Бушенков В.А. Исследование пещерного комплекса Чильтеры в 1973 – 1981 гг. – ВВ, 1986, т. 46.

2. Бертье-Делагард А.Л. Остатки древних сооружений в окрестностях Севастополя и пещерные города Крыма. – ЗООИД, 1886.

3. Веймарн Е.В., Чореф М.Я. Пещерный ансамбль Чильтер в Крыму // Пещеры Грузии. – Тбилиси, 1978, № 7.

4. Якобсон А.Л. Раннесредневековые сельские поселения юго-западной Таврики. – МИА, 1970, № 168.

Джерело: Матеріали до тому «Звід пам’яток історії та культури України. ». – К.: 2015 р., с. 986 – 990.