Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Про справу не говори з тим, з ким можна, а з ким треба

Богдан Хмельницький

?

1982 г. Украина и Молдавия

Колодное. Закарпатская обл., Тячевский р-н.

Деревянная Николаевская церковь (1470) перенесена в Колодное в 1800 г. из монастыря св. Николая, расположенного близ села Колодное. В плане церковь трехчастная, с квадратным нефом, прямоугольным бабинцем, одной ширины с нефом, с более узким алтарем. Перед бабинцем находится небольшой шестиколонный ганок-крылечко. Вся длина храма с ганком 13,3 м. Алтарь перекрыт рубленым сводом (высота 3 м), неф (высота 5,7 м), бабинец – плоским потолком (высота 2,25 м). Над бабинцем возвышается башня-колокольня (3х3 м), увенчанная двухъярусным барочным верхом с подсябитьем под ним. Высота башни с крестом 24 м. Кровли над бабинцем, нефом и алтарем скатные. Выразительность и динамичность силуэта церкви достигается композицией объемов, уступами поднимающихся к высокой башне. В алтаре сохранились росписи XVII-XVIII вв., а в нефе – 1800 г., мастера Антони Вали. Иконостас относится к XVII в., его иконы в 1735г. были поправлены “Илией, маляром хуским”.

В пользу древности здания свидетельствуют освещающие алтарь миниатюрные круглое и крестовое со скругленными ветвями окошки, подобные изображаемым на иконах в XIII-XV вв. Если внешний абрис храма хранит героические черты древней архитектуры, то интерьер его предельно прост, уютен и лиричен. В гармонии с ним находится маленький четырехъярусный иконостас с непышной резьбой и с таким же сдержанным декоративным колоритом икон. Неяркие, пастельные тона настенных росписей нефа дополняют живопись икон и гармонируют с интерьером. Черты оборонных храмов и крепостной архитектуры этого сооружения, выразительная композиция масс и живопись интерьера ставят его в ряд шедевров закарпатской школы деревянной народной архитектуры.

Джерело: Логвин Г.Н. Украина и Молдавия. – М.: Искусство, 1982 г.