Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Здобудеш Українську державу
або згинеш у боротьбі за неї!

Богдан Хмельницький

?

1988 г. По восточному Подолью

Д. В. Малаков

1988 г. По восточному Подолью

Розмір зображення: 1007:683 піксел

С временами, еще более отдаленными, связан знаменитый наскальный «бушанский рельеф», о датировке которого пока нет достоверных сведений. Чтобы попасть к нему, от башни-колокольни нужно пройти по нижней улице к мостику через Бушанку, и от него еще немного вверх по правому берегу. Здесь, за густой порослью, скрывающей скалы, протянувшиеся над поймой, находится древнее скальное убежище. Оно устроено между монолитом и отколовшимися от него в незапамятные времена блоками камня. Поверхности скал, обращенные к расселине, подтесаны, и образовавшееся таким образом «помещение» украшает удивительный рельеф – единственный, пожалуй, памятник такого рода на территории нашей страны.

Человек, как уже упоминалось, с незапамятных времен жил в этих местах, и вблизи той же самой Буши найдено поселение времен трипольской культуры, а у сел Дорошовка и Слобода-Бушанская – поселение черняховской культуры. Некоторые исследователи склонны видеть в бушанском памятнике языческий храм дохристианских времен, однако вопрос этот спорный, так же как и предположения о позднем происхождения рельефа.

Это – высеченная на восточной стене расселины композиция общим размером до 2,9 м в длину и 1,7 м в высоту. На выполненной в высоком рельефе картине изображены слева направо: безлистое дерево, на одном из сучьев которого уселся петух, фигура в профиль коленопреклоненного человека с молитвенно сложенными перед лицом руками и олень, стоящий на некоем возвышении – то ли на «пьедестале», то ли на скале. Все три фигуры обращены на север. В центре, между ветвями дерева и рогами оленя, находится в прямоугольной рамке теперь уже не читаемый текст в четыре строки.

Можно в этой символической, когда-то, вероятно, полной глубокого смысла сцене предполагать и дохристианские мотивы и видеть аналогию с миниатюрой в болгарской псалтири XIV века, где изображен почти тот же сюжет, иллюстрирующий псалом: «Им же образомъ желает елень на источники водяыя, а ще желает душа моа к тебе, Боже». Быть может, в скалах бил когда-то родник, освященный такой картиной. Тем более что находки глиняных черепков здесь часты.

На противоположной, почти параллельной стене, но значительно более высокой, так как она приходится на монолит, идет на уровне человеческого роста надпись в одну строку по-польски: «Эта пещера открыта Ромуальдом Остойей Овсяным г[ода] 1824». Над ней прежде читался вензель из букв «КО». Подобным шрифтом исполнена и надпись на северной стене, тоже по-польски: «Память 1524 г[ода] д[ня] 3 июня», над ней – «всевидящее око», ниже – монограмма Иисуса Христа. Вероятно, эта надпись сделана в память какого-то трехсотлетнего юбилея и, судя по характеру шрифта, одновременно с первой.

Местная легенда, записанная сто лет назад профессором В.Б.Антоновичем, впервые посетившим, описавшим, обмерявшим и сфотографировавшим «бушанский рельеф», повествует, что здесь скрывался от народного гнева жестокий крепостник, помещик Ромуальд Остойя Овсяный. Не раз поджигали крестьяне его хозяйственные постройки, а затем и палац. Видимо, тогда же, в 1820-е годы Овсяный велел вырубить в западной стене длинную скамью – напротив рельефа, а выше – чуть наклонные длинные пазы в западной и восточной скалах для заделки кровли. По преданию, здесь же был и найден повешенным владелец вензеля «КО». Можно полагать, «открытие пещеры» состояло в расчистке всех полостей между скалами от осыпей с лежащей выше кручи. Осыпи могли веками скрывать рельеф, предохраняя его от выветривания. А «пещера» все еще полна тайн.

Но самое удивительное – это живучесть вековых традиций! К каким бы временам ни относили специалисты «бушанский рельеф», его поражающий воображение сюжет живет и сегодня в исполняемых народными мастерами Надднестрянщины бумажных вытынанках, в изысканных вышивках сельских мастериц. Снова и снова встречаются разноцветные и однотонные «древа жизни», симметричные «олени», «птицы», «дівчата» и «парубки» и, конечно же, цветы. Петуха можно увидеть как символ «ранней охоты» и на азербайджанских, персидских коврах.

Джерело: Малаков Д.В. По восточному Подолью. – М.: Искусство, 1988 г., с. 157 – 161.