Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Будь гордий з того, що Ти є спадкоємцем боротьби
за славу Володимирового тризуба

Богдан Хмельницький

?

1988 г. По восточному Подолью

Д. В. Малаков

В семи километрах к югу от Жмеринки (дорога идет от костела) привольно раскинулось на склонах холмов старинное село Станиславчик. До XVII века оно носило название Юшков, возможно, по имени первого поселенца козака Юшки. Слово «юшка» означает по-украински «уха» и вообще жидкость, навар от чего-нибудь: борща, например. Не раз исчезал в руинах и пепелищах лежавший на Кучманском шляху Юшков, и в начале XVII века возродился уже под названием Чачарин или Чечерин – опять, наверное, по имени какого-нибудь предприимчивого и бесстрашного козака Чечеры. Но вскоре село переименовали в Станиславчик. Во времена освободительных войн уже существовала Станиславчиковская сотня Брацлавского преславного войска Запорожского полка.

С незапамятных времен на околице села поднимается когда-то высокая, да сглаженная в последние десятилетия интенсивной распашкой сторожевая могила-курган. Надо заметить, что в степной Украине всякое возвышение правильных округлых или продолговатых очертаний независимо от размеров издавна называется могилой, хотя бы и не предназначенное для захоронения. Как у знаменитого поэта-подолянина Степана Руданского:

«В степах, де гриміла

Козацькая сила,

Від світу, потопу

Лежала могила».

Расположенная в начале естественного коридора, образованного междуречьем Мурафы и Рова, как раз на повороте Кучманского шляха с юга на запад, могила в Юшкове – Чечерине – Станиславчике служила одним из тех сторожевых пунктов, с которых велось наблюдение за Диким полем и шляхом. И сейчас отсюда, с края поля, с древнего захоронения, засеваемого то озимой пшеницей, то сахарным буряком, с поля, прочерченного линиями электропередач, окаймленного полезащитной лесополосой из молодых дубочков, открывается широкая аанорама, правда, не настолько широкая, как прежде.

В самом названии торного пути – Кучманский шлях – лежит, по мнению исследователей, корень слова «кучма», то есть высокая татарская шапка из войлока (кошмы, кучмы). Появление на горизонте полчищ в зловещих островерхих Кучмах стало символом давней дороги, по которой рвались пришельцы в глубь Подолья, Галичины и Волыни.

В начале прошлого века Станиславчик официально именовался местечком, то есть городком, небольшим городом, отсюда – «местечковый», то есть относящийся к местечку. В Станиславчике сохранилось несколько местечковых домов, ряды наклонившихся по склону горы каменных могильных плит, торчащих на старом еврейском кладбище, да кирпичная церковь, высящаяся на горе над дорогой в сторону Шаргорода.

В Станиславчике в детстве жил писатель М.М.Коцюбинский. В 1880 году его отец получил место волостного писаря в Станиславчике, и семья переехала сюда из Шаргорода. Яркие детские впечатления этого периода нашли отражение в творчестве Коцюбинского: в одном из рассказов точно описан Станиславчик, его люди.

Джерело: Малаков Д.В. По восточному Подолью. – М.: Искусство, 1988 г., с. 19 – 20.