Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Пам’ятай про великі дні наших Визвольних змагань

Богдан Хмельницький

?

2008 г. По дворцам на электричке

Дмитрий Антонюк

Дата: 07.10.2008

Как с максимально возможным комфортом и за минимальные деньги увидеть за уик-энд чудесные дворцы? Довольно просто: достаточно лишь взять билет на электричку до Жмеринки. Всего-то 29 грн за первый класс, четыре с половиной часа в дороге, сидя в удобном кресле (за которые можно прочитать какой-нибудь незамысловатый детектив) – и ты уже в Жмеринке. Городок сам по себе довольно интересный и заслуживающий отдельного рассказа.

Достопримечательностей тут хватает. Одна из них – это памятник Остапу Бендеру, который, согласно Ильфу и Петрову, был в Жмеринке проездом. Мы также не задержимся, поскольку цель этого путешествия выходного дня – дворцы Орловских и Витославских в соседних селах Севериновке и Чернятине.

До них около 15 км, но автобусы туда ходят нечасто. Лучше всего доехать на маршрутке от вокзала до трассы на Могилев-Подольский, а там, на повороте, пройтись с километр в правую сторону до еще одного поворота на Севериновку. Вот тут и надо останавливать попутки. Люди на Винниччине гостеприимные – не одна, так вторая непременно подкинет до нужного места. Только нужно не забыть попросить остановить около поворота на санаторий. Он-то и расположен в бывшей резиденции Орловских.

В новое село шагом марш!

Когда кавалер мальтийского ордена Северин Орловский в начале XIX века получил в наследство от отца эти земли, то решил из двух сел – Молохова и Войтовцов сделать одно, расположить его на новом месте, да еще и назвать в честь себя – Севериновкой. Было бы это во времена Речи Посполитой, никто бы и Памятники истории и культуры Украинской ССР: каталог-справочник. – К.: Наукова думка, 1987 г.нуть не посмел, а так Подолье уже несколько лет принадлежало Российской империи, и плану Орловского воспротивился православный священник одного из сел.

Он, не мешкая, написал жалобу и поехал с ней к властям в Каменец-Подольский. Отъездом «оппозиционера» шляхтич тут же воспользовался: быстренько снес все хаты и переселил селян на новое место. Церковь разобрал и на ее месте поставил крест. Так что, когда поп вернулся, то только его и увидел. А жалобу тем временем удовлетворили, и новоявленного Моисея отправили в ссылку… в Петербург. Вскоре он оттуда вернулся, чтобы начать обживать свежий дворец, возведенный в 1804 году по проекту неизвестного французского архитектора.

Польский краевед Роман Афтанази вспоминает также китайский зал с настоящими восточными вазами, украшенными драконами и цветами, и коллекцию трубок, в которой были экземпляры, специально предназначенные для курения опиума

Полвека спустя, вскоре после смерти Северина Орловского, прожившего 96 лет, дворец, терпевший пожар, перестроили. Но и после этого в нем оставалось множество залов, в которых хранились настоящие сокровища: российские серебряные кубки, севрский и корецкий фарфор, коллекция редких монет, насчитывающая 2850 экземпляров, картины голландских мастеров, персидские ковры и так далее. У старого Орловского было пять дочерей, и одна из них, выйдя замуж за Соколовского, получила дворец в приданое.

Ее муж дополнил дворцовые собрания богатой коллекцией оружия, в которой была булава, дарованная королем Яном Казимиром предку Яну Соколовскому за участие в битве под Берестечком. Кроме того, Соколовский был заядлым охотником, и в одном из залов висели многочисленные трофеи: шкура пумы, два леопарда, медведи, дикие козы, олени. Под каждым была табличка с надписью, где и когда зверь был убит.

Польский краевед Роман Афтанази вспоминает также китайский зал с настоящими восточными вазами, украшенными драконами и цветами, и коллекцию трубок родственника Соколовского, шляхтича Собесчанского, в которой были экземпляры, специально предназначенные для курения опиума. В октябре 1917 года все это было разграблено, хотя Соколовским и удалось переправить наиболее ценные вещи в Киев и Варшаву.

Сейчас во дворце – санаторий. От былого богатства не осталось и следа. Само же здание, украшенное снаружи лепкой, обложили уродливым кафелем, и теперь оно больше напоминает больницу, чем дворец. Зато рядом сохранился бывший комплекс конюшни и помещений для карет и автомобилей, куда ведут ворота с колоннами. Можно также прогуляться по центральной аллее парка, которая выведет к высокому берегу с одинокой скалой над рекой Ров.

[…]

Джерело: “Газета по-киевски”