Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Про справу не говори з тим, з ким можна, а з ким треба

Богдан Хмельницький

?

1914 г. Дворцы и церкви Юга

Значительно больший художественныи интерес возбуждает дворцовый храм, ныне приходский во имя Воскресения Христова, сооруженный в 1765 – 1771 годах, тоже по плану Деламота.

Неожиданное радостное пятно среди унылой скуки домов заглохшого местечка, храм царит над ним и виден издалека.

Его особая художественная значительность требует подробного описание снаружи и внутри. По плану храм представляет латинский крест с закругленными концами. По принципу этот плановой прием близок к Трехсвятительской церкви в Лемешах, но с значительной разницей в трактовке подпружных арок. В Лемешковской церкви на этих арках основан квадратный массив, служащий подножием круглой трибуне купола. Здесь же этот массив не квадратной, а крестообразной формы. Прямо на нем поставлен купол с едва заметной низенькой декоративной трибуной; окна в виде овальных «люкарн» прорезаны в самом куполе. Этот последний несет вторую «световую» трибуну, увенчанную куполком, в свою очередь несущим чисто декоративную трибунку, – подножие креста.

Предпринятая концепция форм оригинальна и изящна, но совершенно пропадает в ней выразительность купола, исполняющого значение лишь простого перехода от крестообразного массива к верхней «световой» трибуне, кажущейся по своему малому размеру бельведером, что и придает Почепскому храму оригиналышй, своеобразно-гражданский оттенок.

Западная часть Почепского храма усложнена устройством колокольни и оригинального круглого крыльца с лестницей в верхний храм и ходом в нижний [верхняя площадка лестницы посредством крытого коридора сообщалась с дворцом].

[На хранящемся в делах гр. К. П. Клейнмихеля чертеже разреза Почепского храма, за подписью Деламота, иконостас изображен очень точно, почти вполне отвечая натуре. Композиция его едва ли принадлежит Деламоту и, думается, безошибочно будет приписать ее Растрелли]

Указанное сходство с храмом Лемешей, благодаря описанным особенностям концепции форм, не вызывает того простора, которым так отличается уютный храм Лемешей. Особенно наглядно это показывает разрез Почепского храма, где чувствуется преувеличенность ширины нависших подпружных арок, благодаря чему, сравнительно, не громоздкий иконостас, весь выдержанный в традициях Растрелли, кажется втиснутым в храм.

Тонко прорисованный и необыкновенно уютный, он, положительно, задавлен гнетущими его страшно тяжелыми арками купола, значительно также нарушающими художественный ансамбль внутри. Уступая в величине и грандиозности величественыому Козелецкому иконостасу, Почепский иконостас ничуть не уступает ему в художественности замысла, изяществе рисунка и тонкости выполнение резьбы. Во многом сходный с Козелецким, Почепский иконостас строже в архитектурных формах; в нем заметно отсутствует плановая кривизна форм, введенная в Козелецком иконостасе для избежание монотонности вертикалышх расчленений. Здесь все спокойно и величаво; допущена лишь «перспектива» верха центральной части. Очень оживляет общую композицию иконостаса замена боковых колонн второго яруса и верха пилястрами, увенчанными оригинальными капителями из изображений серафимов. Большое оживление вносят также декоративные вазы и великолепные резные стильные скульптуры ангелов.

Прекрасная живопись икон по стилю и характеру письма близка к иконам церкви Лемешей.

В общем Почепский иконостас представляет выдающийся памятник эпохи императрицы Елисаветы, не менее даже важный, чем Козелецкий иконостас.

Стройный, изящный, тонко прорисованный, он отличается от Козелецкого иконостаса обилием и качеством скульптур. Особенно изящны из них фигуры ангелов, помещенные на фронтоне портика, над царскими вратами. Великолепно раскинутые на обрезках фронтона, эти барочные, полулежащие с распростертыми крыльями фигуры во весь рост исполнены резцом первоклассного мастера. Не менее красивы фигурки обнаженных ангелов-амуров, прилепившихся ярусом выше, на волютах разрывного фронтона. Резная груиппа Распятие с предстоящими Богоматерью и св. Иоанном, ва самом верху иконостаса, и группа ангелов ваизу, прямо над царскими вратами, обилие прекрасно ленленых барочных ваз и проч. выгодно украшают Почепский иконсктас и делают его еще более ценным, как обладающим сокровищами скульптурного резного дела, более ценными, чем простой орнамент.

Сравнительно небольшой размер и пышно богатая уютность делают Почепсвпй иконостас поразительно похожим на принадлежность императорских дворцов Елисаветы и, думается, не этот ли иконостас пожертвован императрицей для графа Разумовского ? [Смотри вышеприведенное предание об иконостасе Козелецкого собора]

Внутренняя обработка Почепского храма сохранилась почти без изменений; она тождественна показанной на сохранившемся разрезе.

На западной стене, над входом в храм сохранилась надпись о времени сооружение храма, гласящая:

«при державе благочестивейшие великие государыни императрицы Екатерины Алексеевны вторые самодержицы всеа России и при наследнике её благоверном государе цесаревиче и великом князе Павле Петровиче основася храм сей Воскресения господня 1765 года июня 4 Дня а за совершением и освятися 1771 апреля 17 собственным коштом господина генерал фельдмаршала сенатора и разных орденов кавалера сиятельнейшого графа Кирилла Григорьевича Разумовскаго».

В храме доныне существует утварь с вензелевыми клеймами и гербами гр. Алексея Григорьевича Разумовского.

Проект Почепского храма составлен Деламотом еще до его заграничных поездок. Он весь дыишит тяготением к барокко и, может быть, как нигде в других его произведениях, оно так сильно здесь выражается в мвогочисленных раскреповках ионических пилястр, обильно рассыпанных по всем фасадам храма.

Огромный постамент купола с его барочными закруглениями углов красиво нарисован и очень много дает для общей стройности оригинально задуманного верха храма. Этот центральный массив, по свеему приему, очень близок к купольному массиву Академии художеств, строившейся в одно время с Почепским храмом; как известно, фасадная обработка Академии художеств тоже приыадлежит Деламоту.

Почепский храм, к счастию, мало искажен поправками и ремонтом, и его детали довольно чисты от штукатурных загрязнений, что прибавляет много прелести оригинальному, изящно нарисованному памятнику, близкому предвестнику наступающей поры расцвета классицизма.

Фельдмаршал Разумовский, наезжавший изредка в богатую Почепскую экономию, предпочел поселиться в Батурине, так свежо напоминавшем о былой широкой и независимой жизни, полной почета, которым когда-то пользовался там всесильный управитель края.

С 1818 года в Почепе жил сын фельдмаршала, гр. Алексей Кириллович Разумовский, умерший здесь в 1822 году. Покойный граф сначала был погребен в Почепе, но потом, по желанию родственников, в 1838 году прах его, с высочайшого разрешения, был перенесен в соборную Спасскую церковь Новгород-Северского монастыря. Этим последним действием Почепская экономия как бы вычеркивается из списков былых владений гр. Разумовских; дворец переходит в другие руки и живет отдельной жизнью от храма.

Над могилой графа в Новгород-Северском монастыре находится памятник, сдеданный из яшмы, с следующей надписью:

«Граф Разумовский, сын последнего гетмана Малороссии, генерал фельдмаршала графа Кирилла Григорьевича и графини Екатерины Иоанновны урожденной Нарышкиной, родился 12 сентября 1748 г., служил отечеству действительным тайным советником, членом государственного совета, сенатором и министром народного просвещения. Умер в 1822 г. апреля 5 дня в светлую седмицу».

В монастыре находится богатая утварь и облачение, внесенные родственниками гр. Разумовского на память об усопшем.

Джерело: Горностаев Ф.Ф. Дворцы и церкви Юга. – М.: Образование, 1914 г., с. 53 – 56.