Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Ні просьби, ні грозьби, ні тортури, ані смерть
не приневолять тебе виявити тайни

Богдан Хмельницький

?

Укрепление Пампук-Кая

В. Л. Мыц

X – XV вв. (арх.-архит.) Укрепленное средневековое поселение X – XIII вв. Пампук-Кая находится в 1,5 км к западу от с. Нижняя Голубинка (быв. Нижняя Фоти-Сала). Крепость находится на скалистом мысу, называемом иногда Кильсе-Кая (церковная скала), что служит основанием для гипотетической интерпретации укрепления как монастырского. Восточная сторона скалы представляет собой обрыв над долиной р. Бельбек. С юго-запада и севера городище замыкает стена общей протяженностью около 100 м. Кроме того, укрепление разделяется внутренней стеной (ее длина – 40 м) на две части: южную и северную.

Поверхность крепости – бугристая, с золистой почвой и ясными следами построек. Большие развалы камней находятся на юго-западной стороне городища, а также на месте примыкания внешней стены к внутренней.

Куртины сильно пострадали при выборке камня в конце 1960-х годов, поэтому теперь представляются в виде расплывшегося каменного вала, высота которого достигает 2,5 – 3 м. Площадь укрепления – около 0,57 га, причем 0,19 га приходится на цитадель. Наибольшая протяженность территории, огороженной оборонительными стенами, с северо-запада на юго-восток – 124 м, с юго-запада на северо-восток – 53 м.

Впервые о памятнике упоминает К. Э. Келлер, обследовавший в районе селения Албат (ныне Куйбышево) две крепости. После этого городище длительное время не посещалось. В 1936 г. на городище побывал Н. И. Репников. Е. В. Веймарн, знавший о памятнике со слов Н. И. Репникова, считал Пампук-Кая замком. В 1955 и 1956 гг. О. И. Домбровским на укреплении проведены небольшие раскопки. На городище было заложено 4 шурфа с целью получения предварительного материала о дате возведения крепости. Время постройки укрепления отнесено им к VIII – IX вв., дата гибели – к XV в. А. Л. Якобсон в 1960 и 1961 гг. раскопал на вершине крепости храм и примыкающее к нему жилище. В 1980 г. автором в укреплении проведены небольшие раскопки на двух участках, один – в центре цитадели, рядом с раскопом А. Л. Якобсона, а второй – на оборонительной стене.

Во время работ на Пампук-Кая в 1980 г. получен материал, нижние хронологические рамки которого можно отнести к X – XII вв., а верхние – к XIV – XV вв. До возведения укрепления на этом месте располагалось открытое поселение, датируемое по подъемному материалу VI – IX вв. О. И.

Домбровский считал крепость на Пампук-Кая феодальным замком. Такого же мнения придерживался (сильно занижая при этом дату строительства крепостных стен) Е. В. Веймарн. А. Л. Якобсон относил Пампук-Кая к группе укрепленных сельских поселений. На наш взгляд, время возведения крепости следует отнести ко времени не ранее Х в. и связывать с возникновением укрепленного сельского поселения, которое было разрушено в XIII в.

Оборонительные сооружения крепости исследовались в 1980 году.

Раскопки дали возможность получить представление об устройстве оборонительной стены. Толщина ее – 2 м. Она состояла из двух панцирей и забутовки между ними. Вяжущим раствором служила глина. Внешний панцирь состоял из слегка подтесанных блоков известняка разных размеров (от 0,4 х 0,4 х 0,2 до 0,8 х 0,4 х 0,5 м), уложенных с примерным соблюдением рядов. Внутренний панцирь выложен из бута также с соблюдением порядовки. В кладке углов использованы более тщательно обработанные блоки прямоугольной формы. Оборонительные стены сохранились на высоту 0,4 – 1,1 м (1 – 4 ряда кладки).

Под стеной открытого нами фланкирующего выступа обнаружена более древняя кладка, также сложенная из отесанных блоков. Она идет полукольцом с юга на север (открыт отрезок длиной 7,3 м), а затем поворачивает под углом 135о на северо-запад. Раскопками раскрыты только внешний панцирь и следующая за ним забутовка на глиняном растворе. Таким образом, оборонительные стены на исследованном участке сооружались дважды. Первоначальная оборонительная стена имела несколько иную планировку, чем вторичная. Возможно, что на месте фланкирующего выступа второго строительного периода сначала находилась полукруглая башня, впоследствии разобранная почти до основания. Раскопки на этом участке остались незавершенными и поэтому нет никаких данных для датировки построек. Лицевые кладки оборонительных стен сложены из привозного материала – известняка датского яруса (определение В. Н. Душевского), выходы которого находятся примерно в 3 км к северо-западу от городища, у массива Чардаклы-Баир, откуда, видимо, и был привезен строительный камень для оборонительных стен.

Жилые и культовые строения (руины) исследовались А. Л. Якобсоном, который в 1960 – 1961 гг. раскопал храм и примыкавшее к нему жилище, и автором настоящей статьи, раскрывшим в цитадели руины двух построек XIII – XIV вв. Стены одной из них довольно толстые и были оштукатурены известковым раствором. После гибели этого здания при пожаре XIII в. рядом возводится новое. Раскопками раскрыто только одно хозяйственное964 помещение размером 3 х 3,65 м, в котором изготавливались просфоры (среди керамики найден глиняный штамп для выделки просфор).

Церковь представляла собой небольшую базиликальную постройку с тремя апсидами, причем южный неф превращен в галерею, отделенную от наоса стеной. По мнению А. Л. Якобсона, храм был воздвигнут в VIII в. (или в VI – VII вв.), а затем на протяжении целого ряда столетий несколько раз перестраивался. Его общие размеры (наос с притвором и нефами) – 9,8 х 8,5 м, причем размеры наоса составляют 7,35 х 4,15 м. Ранняя датировка памятника строилась на находке в гробнице № 6, примыкающей к храму с юга, золотой монеты императора Ираклия (610 – 641). Монета использовалась в качестве обола. В отчете о раскопках А. Л. Якобсон отмечает, что кроме монеты в гробнице нет ничего раннего. Все остальные находки относятся к XII – XIII вв. (например, русский крест). Кроме того, в других погребениях и в жилище, примыкавшем к к храму с севера, найдены фрагменты керамики XIII – XV вв.

Но при публикации А. Л. Якобсон упускает эту очень важную деталь. Ранняя датировка памятника была поддержана Е. В. Веймарном, считавшим, что церковь Пампук-Кая построена в VI – VII вв.

По нашему мнению, храм перестраивали трижды. Первоначально это была двухапсидная постройка, к которой впоследствии пристроены южная галерея и притвор. Двухапсидные церкви Крыма датируются временем, не ранее XIII в. Судя по находкам в погребениях, совершенных при храме, церковь возведена не ранее XIII в. и разрушена при пожаре XIV – XV вв. На последнем этапе существования памятника (XIV – XV вв.) здесь размещался небольшой монастырь. На это указывает планировка храма и наличие помещения для изготовления просфор (Мыц, 1991, с. 134, рис. 2, 3, 12, 14).

Среди строений крепости церковь занимает наиболее видное место. Храм Пампук-Кая обладает целым рядом сходных черт с монастырской церковью VIII – X вв. святых апостолов Петра и Павла в Партените, реконструированной митрополитом Дамианом в 1427 г., что уже отмечалось в свое время А. Л. Якобсоном (1970, с. 125).

Источ. и лит.:

1. Келлер К.Э. Донесение, представленное Императорской Академии наук академиком Келлером о путешествии его в Крым в 1821 г. – ЗООИД, 1872, т. 8, с. 372 – 396.

2. Репников Н.И. Археологическая карта Крымского нагорья. – Архив Ленинградского отделения Института археологии, 1940, ф. 10, оп. 1, д. 9, с. 320.

3. Веймарн Е.В. К вопросу о периодизации истории феодальных отношений в Крыму. – Архив КФИА АН Украины, 1955, № 94, с. 89.

4. Домбровский О.И. Отчет об археологической разведке в Горном Крыму в 1956 г. – Архив ОАСоветская археология, № 38, с. 10.

5. Якобсон А.Л. Средневековый Крым. – М.-Л.: 1964. – с. 183.

6. Якобсон А.Л. Раннесредневековые сельские поселения Юго-западной Таврики. – МИА, 1970, № 168, с. 224.

7. Дорогой тысячелетий // Экскурсии по средневековому Крыму / В. П. Бабенчиков, Е. В. Веймарн, Т. Н. Высотская, В. К. Гарагуля, О. И. Домбровский, М. Г. Кустова, С. А. Секиринский, М. А. Фронджуло. – Симферополь: 1966. – с. 192.

8. Мыц В.Л. Укрепления Таврики X – XV вв. – Киев: 1991. – с. 162.

Джерело: Матеріали до тому «Звід пам’яток історії та культури України. ». – К.: 2015 р., с. 962 – 965.