Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Ні просьби, ні грозьби, ні тортури, ані смерть
не приневолять тебе виявити тайни

Богдан Хмельницький

?

Церква Преображення

Церква Преображення

Розмір зображення: 800:600 піксел

Фото 1 вересня 2013 р. з сайту

Преображенська церква 1840 р. [Постанова Ради міністрів УРСР “Про доповнення списку пам’яток містобудування і архітектури УРСР, що перебувають під охороною держави” № 442 від 6.09.1979 р.].

Спасо-Преображенська церква 1840 р. [Державний реєстр національного культурного надбання: пам’ятки містобудування і архітектури України (проект). – Пам’ятки України, 1999 р., № 2-3].

ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1830-1840 гг. Построена по проекту архит. Торичелли в стиле романтизма с использованием элементов тюдоровской готики.

Кирпичная, базиликального типа, с трансептом и величественной башней-колокольней над притвором. Габариты памятника – 44,0х20,0х39,9 м. К широким сторонам восьмигранного в плане средокрестия примыкают с трех сторон граненые капеллы, такие же капеллы меньших размеров расположены с северной и южной сторон нефа. В декоративном оформлении сооружения фантастически переплелись орнаментальные «готические» формы с мотивами восточного искусства. Фасады завершены зубчатыми парапетами; капеллы, средокрестие и башня-колокольня увенчаны вычурными луковичными главами, стройные декоративные фиалы с луковичными главками отмечают все углы сооружения и участки сген между капеллами. Перемычки оконных и дверных проемов решены в виде стрельчатых многолопастных арок, а в звонном ярусе колокольни устроены трехпролетные арочные проемы готической формы.

В интерьере выявлена четкая объемно-пространственная структура сооружения. Полуциркульные капеллы перекрыты конхами, средокрестье – плоским потолком, неф – двускатным перекрытием с декоративными висячими стропилами с фигурной аркой на консолях. Аскетический образ интерьера контрастирует с причудливыми формами фасадов. Памятник относится к произведениям архитектуры романтического периода, в который привнесены черты наступившей эпохи эклектизма, что дало столь фантастическое соединение стилевых особенностей. Аналогией ему служит собор в Ялте, построенный архит. К.И. Эшлиманом по проекту архит. Торичелли. [Памятники градостроительства и архитектуры УССР. – К.: Будівельник, 1986 г., т. 4, с. 254-255)

Більше фотографій: