Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Здобудеш Українську державу
або згинеш у боротьбі за неї!

Богдан Хмельницький

?

2008 г. Ботаник без садовника

Анатолий Залевский, ландшафтный садовод

Дата: 12.03.2008

Первый ректор Киевского университета Михаил Максимович, осмотрев предложенную архитектором Викентием Беретти территорию для ботанического сада, писал: «… Место сие безводно, находится на полуденном жару солнца, выставлено на острые восточные ветры, но если бы было дозволено употребить большую сумму денег, то из сего места можно было сделать хороший сад».

Первая брешь

Профессор Рудольф Эрнст Траутфеттер, первый директор ботанического сада, сделал первые посевы и посадки в 1839 году. С тех пор несколько поколений ботаников, среди которых были знаменитые ученые, шаг за шагом создавали этот сад и делали открытия, порой мирового уровня, в ботанике. С каждым годом они наращивали его красоту. В годы Первой мировой войны его директор Александр Фомин проявил титанические усилия, чтобы сберечь богатые коллекции.

Александр Васильевич руководил ботсадом до конца своей жизни. В 1935 году ботаническому саду было присвоено его имя. Сад пережил тяжелые годы фашистской оккупации. В 1960 году он был объявлен памятником садово-паркового искусства. Однако в том же 1960-м в центре садовой территории построили станцию метро «Университет». И парковую часть ботанического сада тогда передали «Киевзеленстрою». Так со стороны городских властей была пробита первая брешь на территорию ботсада.

Рядом со станцией метро было построено бомбоубежище с военизированной охраной. Его окружили высокой бетонной оградой с колючей проволокой поверху, а ниже расположили еще одно постороннее предприятие (ныне Укртелеком). Так цельная территория ботанического сада оказалась рассеченной пополам – на научную и парковую части. Позже парковую часть еще насквозь рассекли транзитной дорогой от улицы Толстого до бульвара Шевченко.

Рвут на кусочки

Известно, что в ботанических садах создаются ценнейшие коллекции растений. Для дачников это лакомое место, где можно поживиться. А юные горожане зимой катались на склонах ботсада, снося плодородный слой земли вместе с молодыми растениями. Поэтому ботаники закрыли входы и сделали посещение сада платным. Но по распоряжению горсовета были сняты – ночью – железные ворота и увезены в неизвестном направлении. Так снова открыли транзит.

Ботаникам ничего не оставалось, как огородить этот сквозной проход с обеих сторон металлической решеткой. Это разорвало взаимосвязанную систему парковых дорожек и ландшафтов в верхней и нижней частях парка. А ведь территория университетского ботсада представляет собой уникальный ландшафт, сохранивший древний рельеф Киева, – глубокие балки, крутые склоны, долины и ложбины. Все это содержит потенциальные возможности для создания системы прекрасных ландшафтных композиций и превращения этой территории в настоящую жемчужину.

И раньше, и сейчас были разные предложения по поводу развития парковой части территории ботанического сада имени Фомина. Например – рассматривалась возможность его застройки по красной линии улицы Толстого зданиями или теплицами. Говорили и о строительстве здания перед Красным корпусом университета (что вполне возможно в наше время погони за прибылями и бездарной застройки Киева).

У ботаников университета нет права и средств на ошибки. Поэтому в ближайшее время необходимо принять общую концепцию развития парковой территории ботанического сада. Во-первых, здесь произошла смена поколений ботаников, а недавно и руководства, что само по себе влечет изменения. Во-вторых, время сейчас такое, что могут быть приняты быстротечные решения, которые усугубят имеющиеся недостатки.

Следует исключить всякие разговоры о передаче кому-либо всей или какой-либо части парковой территории ботсада. Эта территория – собственность университета и ботанического сада и только они устанавливают правила и порядок ее использования. Другое дело, город вправе ожидать, что на этой территории будет устроен показательный парк и шедевр ландшафтного искусства.

Студенческий сквер

Первое, что надо сделать – закрыть транзиты через парк и установить платный вход для тех, кто желает любоваться прекрасными экспозициями растений и пейзажами – как нынешними, так и теми, какие смогут создать ботаники. Ведь уже много сделано. Расчищены, к примеру, территория хозяйственных построек и заросли перед Красным корпусом университета со стороны сада.

Здесь можно создать сквер-площадь с красивыми цветниками и открыть выход студентам в парковую часть, откуда сформировать виды на парк. Проектное предложение такого сквера мною разработано и передано в ректорат. Тогда как по Киеву пошла мода устраивать маленькие горки-прыщи с несколькими камнями, здесь горный рельеф уже готов – он создан самой природой. Остается вписать в него каменные глыбы, подпорные стенки, лестницы – это одновременно укрепит и склоны.

В Украине есть много знаменитых своими гранитами карьеров с камнями разного цвета и оттенков – серые, черные, зеленоватые, красные… Если представить их как рекламу карьеров, то наверняка могут привезти сюда камни бесплатно.

Существующие аллеи парка надо снова взаимоувязать в единую систему дорожек. Сейчас они разорваны: вверху – коридором с оградами транзитной аллеи, внизу бетонными оградами с колючей проволокой, защищающей территорию ВОХР. Если так уж необходим сквозной проход через ботсад, то пусть город построит здесь подземный переход с парковой аллеей поверху. А в нижней части парка, перед оградой ВОХР, можно создать красивый парковый павильон поперек долины, с аллеей вместо крыши, и этим связать дорожки в единое прогулочное кольцо.

Таким образом, университет может создать в центре столицы шедевр садово-паркового искусства. И не грех подключиться к этому делу мэру, а также спонсорам – они должны найтись в нашей Украине. Открытую для посетителей часть ботанического сада следует развивать как художественный дендрарий с большим разнообразием декоративных растений, включая многолетние цветы.

Позовите учителя в сад

К сожалению, в последние годы в университетском ботсаду наблюдается откровенное стремление к простому расширению коллекций – похоже, для ботаников это стало самоцелью. Собирать коллекции гораздо проще, чем создавать художественный парк. Но для этого нужно намного больше территории. Кроме того, одной из основных задач университетского ботанического сада, на мой взгляд, должна быть подготовка учителей ботаники. В связи с этим нелишне отметить, что наши учителя ботаники исключительно редко умеют красиво оформлять территории школ, где преподают свой предмет.

Могу привести пример средней школы, территорию которой заасфальтировали, уничтожив все деревья. Это школа №5 в Жмеринке. А в Киеве в школе №190 к последним по времени выборам президента обрезали аллею каштанов в августе, когда листья еще не начали желтеть, а также ветки на пирамидальных тополях. Их обрезали снизу на высоту телеграфных столбов, в результате чего половина уже пропала. И, как ирония, сохранили необрезанным один тополь – как раз тот, что полностью заслонил мозаичное панно, украшающее угол здания школы. Должны учителя-ботаники понимать такие вещи! Значит, нужно их обучать хотя бы азам ландшафтного искусства.

Полставки на шедевр

Наконец, есть еще один абсолютно неопровержимый аргумент в пользу ландшафтной архитектуры, ландшафтного садоводства, ландшафтного дизайна территории университетского ботсада. Дело в том, что эта территория всегда находится под угрозой оползней. Известно, что наилучшим образом склоны укрепляют древонасаждения – с этого-то и начинал закладку университетского сада его первый директор. Сейчас тем первым деревьям более 150 лет. Конечно их следует постепенно заменять.

Но не только ради расширения коллекций, в чем заинтересованы отдельные специалисты, пусть даже с высокой ученой степенью, желающие непомерно расширить коллекции именно тех растений, которые они исследуют. И для чего вырубают не интересующие их деревья, которые могли бы жить столетия. В результате оползни не заставили себя ждать. Ползет до пятидесяти погонных метров склона – его можно теперь укрепить только методами ландшафтной архитектуры.

Ботаники теперь начинают признавать, что саду нужен ландшафтный архитектор. Однако мыслят, что это миссия – на полставки. Вместо того, чтобы добиться полноценной должности ландшафтного архитектора, или садовода, или пусть ее назовут как-то по-другому – главное ведь в сути.

Джерело: “Киевские ведомости”