Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Пімсти смерть великих лицарів

Богдан Хмельницький

?

2015 г. Материалы к своду памятников Крыма

«Пещерный город» Кыз-Кермен VIII – IX вв.

Городище Кыз-Кермен принадлежит к группе средневековых архитектурно-археологических памятников Юго-Западного Крыма, получивших общее условное название «пещерные города», и отнесено, по типологии Е. В. Веймарна, к категории городов.

Оно расположено в 2 км к северу от с. Кудрино Бахчисарайского района, на плато, вытянутого к югу и господствующего над долиной р. Качи скалистого мыса Кыз-Куле-Бурун – одного из отрогов Внутренней Крымской гряды. С северной (напольной) стороны, в наиболее узком месте, на перешейке мыса, была сооружена оборонительная стена, пересекающая его от западных до восточных обрывов.

В небольшом распадке, в западных обрывах, где высота скальных уступов незначительна, хорошо сохранилась высеченная в скале лестница, служившая для удобства подхода к карстовому источнику с резервуаром-водосборником, обнаруженным при раскопках в большом гроте, у подножия массива.

Несколько ниже к распадку с лестницей подходит петля подъемной дороги, полого спускающейся по склону в северном и южном направлениях к проезжей дороге в тальвеге балки Кая-Арасы, выходящей затем в долину р. Качи.

Площадь городища – 18,5 га, протяженность (от оборонительной стены до оконечности мыса) – около 1 км. Прилегающая к крепостной стене жилая территория (6,5 га) занята обширными, огражденными усадьбами, состоящими из большого двора и нескольких каменных построек.

Единовременно сложившийся комплекс жилых и оборонительных сооружений датируется VIII -–IX вв. Незаселенная, резервная часть городища, очевидно, использовалась в качестве убежища.

Несмотря на то, что еще в конце XVIII в. Кыз-Кермен уже был известен академику Палласу, первое описание памятника появилось в литературе только в 1927 г. – в книге П. В. Никольского «Бахчисарай и его окрестности».

В 1940 г. городище обследовалось Бабенчиковым. В 1961 – 1962 гг. А. Л. Якобсоном здесь были проведены небольшие рекогносцировочные раскопки, раскрыты остатки двух построек и зачищено несколько виноградодавилен. В 1980 – 1991 гг. планомерные и значительные по объему исследования на городище проводились А. В. Белым. В результате были полностью изучены оборонительные сооружения и усадьба поблизости от крепостной стены. На усадьбе раскрыты остатки шести каменных построек жилого и хозяйственного назначения, в одной из которых обнаружена небольшая кузнечная мастерская.

Находки железных крестов и других предметов христианского культа позволяют предположить, что эта усадьба принадлежала духовному лицу.

В юго-восточной части поселения исследована большая многокамерная постройка, топографически доминирующая в планировке поселения.

Усложненность архитектурной формы, в частности, устройство галерей, а также ассортимент находок дают основание для ее интерпретации как дома правителя.

Просуществовало городище относительно недолго. Благодаря этому, на Кыз-Кермене сохранился раннесредневековый культурный слой с отчетливо выраженной архитектурно-планировочной структурой, что определяет особое научное значение этого памятника для реконструкции процесса генезиса феодального города на территории Юго-Западного Крыма.

Оборонительная стена с воротами и калиткой

По условиям горной фортификации в обороне Кыз-Кермена максимально использована естественная неприступность местности: боевая стена протяженностью 130 м замыкала с севера конфигурацию сплошных известняковых обрывов. К восточному флангу крепостной ограды подходит оклесная дорога, указывая местонахождение несохранившегося проема ворот.

Раскопками раскрыта вся линия обороны мыса и соответствующие основным хронологическим строительным периодам культурные отложения.

Остатки стены первого строительного периода представлены небольшим участком лицевого панциря, сложенного насухо из известковых блоков, и внутреннего – из бутового камня. Судя по находкам лепной чернолощеной керамики с гребенчатым орнаментом в суглинисто-щебенистой подсыпке конструктивного характера, примыкавшей снаружи к кладке первого строительного периода, древнейшая оборонительная стена появилась на перешейке мыса в эллинистическое время.

Дату сооружения стены второго строительного периода, от которой уцелели остатки полукруглой башни из тесаного камня, определяют найденные в слое разрушения фрагменты амфор с двуствольными ручками рубежа нашей эры и лепных горшков и мисок без орнамента. Севернее городища расположено большое поселение этого же времени, для населения которого укрепленная с напольной стороны территория мыса служила убежищем.

Стена третьего строительного периода почти полностью сохранила свою планировку и только на флангах оказалась разобрана до основания. Она сложена насухо из разномерных известковых блоков и разделена на три960 куртины двумя полукруглыми башенными выступами. С тыльной стороны двухпанцирная конструкция стены укреплена каменным валгангом.

При перестройке (четвертый строительный период), очевидно, вызванной сейсмическими разрушениями, на значительном протяжении средней и восточной куртин внутренний панцирь из квадров был заменен кладкой из необработанного камня, а в забутовке стены совершено захоронение ребенка, сопровождавшееся сероглиняным гончарным горшочком с удлиненным сливом.

Крепостная стена третьего и четвертого строительных периодов хронологически соответствует времени существования усадебных комплексов VIII – IX вв. Средневековому городищу предшествовало незаселенное укрепленное убежище античного времени и связанное с ним позднескифское поселение.

Пещерные сооружения на восточном обрыве плато

На Кыз-Кермене известны только три искусственные пещеры. В наиболее интересную, расположенную в восточном обрыве мыса, с плато ведет узкая вырубная лесенка с круглыми гнездами для стояков деревянных перил и ограждения площадки балкончика перед ориентированным в сторону обрыва дверным проемом. Размеры пещеры – 3,7 х 3,4 м, высота – 2,1 м. Поверхность стен тщательно обработана зубаткой. В южной и западной стенах вырублены лежанки. В юго-восточном углу, на полу, находится неглубокая круглая ямка для очага с сильно закопченым окошком-дымоходом в передней стенке. В северной стене высечены две разновеликие ниши, возможно, для икон, рядом с ними – миниатюрное углубление для светильника. Меньшая, культовая, часть пещеры была отделена на середину высоты деревянной перегородкой, на что указывают вертикальные пазы в западной и восточной стенах. По интерьеру эта пещера напоминает монашеские кельи пещерного монастыря Чильтера у с. Терновка.

В 1982 г. на южной окраине поселения, в восточном обрыве, обнаружена небольшая и труднодоступная дозорная пещера. Паз в задней стене пещеры делит ее на два равных по величине отсека.

В комплексе небольшой усадьбы в центральной части плато расположена прямоугольная в плане пещера глубиной около 2 м. С поверхности в нее можно проникнуть через узкий люк. По мнению А. Л. Якобсона, она служила цистерной для воды, о чем свидетельствуют симметрично расположенные выступ и подрубка в противоположных стенах, фиксировавшие уровень запаса воды в колодце.

Виноградодавильни вырубные

В настоящее время на городище расчищено семь высеченных в скале виноградных давилен. Компактная группа из четырех тарапанов расположена на восточном краю плато. Они представляют собой прямоугольные, углубленные на 0,3 – 0,4 м, площадки (1,75..2,35 х 1,95..2,35 м) для давки винограда с прямоугольными или округлыми резервуарами (0,64 х 0,84; 0,75 х 0,95; 1 х 1 м) глубиной 0,4 – 0,66 м, соединенными с площадками канавками для стока виноградного сока. Не исключено, что эта группа тарапанов, находящихся в стороне от усадеб, предназначалась для общественного пользования. Остальные виноградодавильни размещены на территории усадебных комплексов.

Хорошо сохранившийся тарапан расчищен у восточного участка ограды усадьбы, исследовавшейся в 1980 – 1991 гг. Давильная площадка (2,3 х 2,15 м) в плане близка к квадрату. Прямоугольной формы резервуар-суслоприемник с закругленными углами (1,4 х 0,95 м), глубиной 0,8 м, смещен от центральной оси тарапана к западу. Высеченные в скале ямки и другие подрубки служили для установки пресса и легкого перекрытия, а неглубокие узкие канавки – для отвода дождевых потоков.

Самый крупный тарапан расположен на краю скального уступа, у западного обрыва. Прямоугольная давильная площадка размером 3 х 1,75 м и глубиной 0,5 м посредством сквозного отверстия сообщается с овальным в плане резервуаром-суслоприемником (диаметр – 1 м, глубина – 0,4 м), вырубленным под уступом. Как и остальные тарапаны, он имел специальные гнезда для устройства пресса и навеса, а также водоотводящие желобки.

Лит.:

1. Путешествие по Крыму академика Палласа в 1793 – 1794 годах. – ЗООИД, 1881, т. XII, с. 111.

2. Никольский П.В. Бахчисарай и его окрестности. – Симферополь: 1927. – с. 74 – 77.

3. Веймарн Е.В. О двух неясных вопросах средневековья Юго-западного Крыма. – Киев: 1968. – с. 75 – 77.

4. Якобсон А.Л. Раннесредневековые сельские поселения Юго-западной Таврики. – МИА, 1970, № 168, с. 103 – 110, 152 – 154.

5. Белый А.В. Работы Бахчисарайского музея // АО-1980. – М.: 1981. – с. 229 – 230.

6. Белый А.В. Раскопки на городище Кыз-Кермен // АО-1981. – М.: 1983. – с. 242.

7. Белый А.В. Раскопки на городище Кыз-Кермен // АО-1982. – М.: 1984. – с. 243.

8. Белый А.В. Раскопки усадьбы VIII – IX вв. на городище Кыз-Кермен // АО- 1983. – М.: 1985. – с. 259 – 260.

9. Белый А.В. Раскопки городища Кыз-Кермен // АО-1984. – М.: 1986. – с. 213.

10. Белый А.В. Раскопки на городище Кыз-Кермен // АО-1985. – М.: 1987. – с. 304 – 305.

11. Белый А.В., Назаров В.В. Раскопки усадьбы на городище Кыз-Кермен. Постройка № 1 // В кн.: Проблемы истории «пещерных» городов в Крыму. – Симферополь: 1992. – с. 132 – 142.

12. Белый А.В. Новый христианский памятник в районе Кыз-Кермена. – Там же, с. 142 – 151.

13. Могаричев Ю.М. Пещерные сооружения средневековых городищ ЮгоЗападного Крыма (вопросы классификации, хронологии, интерпретации). – Там же, с. 82 –84.

Джерело: Матеріали до тому «Звід пам’яток історії та культури України. ». – К.: 2015 р., с. 958 – 962.