Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Не завагаєшся виконати найнебезпечнішого чину, якщо цього вимагатиме добро справи

Богдан Хмельницький

?

1988 г. По восточному Подолью

В трех километрах от Ялтушкова находится село Беличин. Сюда и лежит наш путь. Широкие поля спускаются с холмов в долину, где среди садочков выделяется темный массив парка. Он занимает небольшое возвышение меж ручьев. Подъездные дороги, с двух сторон огибая насаждения старого запущенного парка, идут все выше и встречаются у нарядного изящного здания. Это – бывший беличинский дворец, или палац, как принято называть здесь господский дом поместья. Здание поставлено на естественном склоне в сторону парка и обращено сюда двумя этажами. Перед главным одноэтажным фасадом устроена подсыпка, площадка выровнена. Две сибирские лиственницы против дворца – его ровесницы. В центре здания – четырехколонный портик на невысоком стилобате с каменными ступенями. Капители гладких колонн и отвечающих им плоских пилястр решены в гротескном духе – с листьями и маскаронами. В тимпане треугольного фронтона помещены рельефы, изображающие трофеи и пирамиды из ядер. А над полукруглым сандриком парадной двери, следуя общему жизнерадостному тону декора здания, сквозь слои набелов проглядывает фигура богини Фортуны, мчащейся с рогом изобилия на колесе – символ изменчивости счастья.

Боковые ризалиты получили изящные завершения в виде глухих парапетов с изображениями грифонов. Эти же элементы повторены и на парковом фасаде, только там на боковых ризалитах – тройные, излюбленные классицизмом «итальянские» окна, а в центре – балкон, опирающийся на нарядные резные кронштейны. Немногое сохранилось от великолепной чугунной решетки перил – пара звеньев с розеткой изысканного рисунка. На балкон выходят три высоких стрельчатых окна-двери из центрального помещения – зала. По обыкновению и моде XVIII столетия, долго удерживавшейся и в следующем столетии, планировка здания выдержана в строгой симметрии, анфиладами, нанизывающими парадные гостиные, зал, опочивальню, кабинет, столовую и т. д. Сообразно весьма скромному размеру дворца в нем всего десять комнат на этаже. Сохранились, хоть и густо закрашенные масляною краскою, прежние паркетные полы с широкой клепкой. Но особенно хороши в беличинском дворце потолочные розетки. Одна выполнена в манере «арабеск» и позволяет предполагать прежнее убранство гостиной в том же духе, другая – фантазия на растительные темы. Наиболее пышная лепнина в зале с тремя стрельчатыми окнами-дверями на балкон, близкая по стилю псевдоготике; здесь и лепные карнизы и насыщенная деталями тяжелая розетка люстры. Одна из стен зала полукруглая, что позволило спрятать в толще скругленных углохв полукруглые лестницы, ведущие из вестибюля в цокольный этаж и мезонин. Такой полукруглый зал мы встретим еще во дворце в Серебринцах, но тот, вероятно, более ранний и, возможно, послуживший образцом для беличинского, как и сам дворец. В подвале с низкими сводами царит полумрак. Характерный и по-своему оригинальный образ беличинского дворца создан, несомненно, талантливым архитектором. Здания такого типа еще встретятся на нашем пути, давая возможность сравнить, сопоставить.

Из надворных строений сохранился небольшой каменный сарай, декорированный колоннадой тосканского ордера.

Джерело: Малаков Д.В. По восточному Подолью. – М.: Искусство, 1988 г., с. 55 – 57.