Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Не завагаєшся виконати найнебезпечнішого чину,
якщо цього вимагатиме добро справи

Богдан Хмельницький

?

Церква Спаса

Алексей Сикорский

Церква Спаса

Розмір зображення: 705:551 піксел

Спаська церква 1908 р. [Пам’ятники архітектури УРСР, що перебувають під державною охороною: список. – К.: Держбудвидав, 1956 р., с. 90].

Спаська церква 1908 р. [Постанова Ради міністрів УРСР “Про впорядкування справи обліку та охорони пам’ятників архітектури на території Української РСР” № 970 від 24.08.1963 р.].

Спаська церква 1911 – 1913 рр. [Державний реєстр національного культурного надбання: пам’ятки містобудування і архітектури України (проект). – Пам’ятки України, 1999 р., № 2-3].

После Сум мы выехали в б[ывшее] имение Наталиевку, где хранились в одном из домов вещи б[ывшие] Харитоненко и устроен музей. В Наталиевке имеется и построенная Харитоненко церковь-музей. В доме б[ывшем] Харитоненко вещи оказались новейшего производства, и мы их в списки не внесли. В церкви же той же Наталиевки имелось большое количество очень старинных икон, начиная с 11 века. Ввиду того, что в то еще время не имелось точной инструкции относительно того, имеют ли сбыт за границей наши старин[ные] иконы, мы решили отобрать не все иконы, а лишь небольшую часть, а именно 6 или 7 штук, что нами и было исполнено.

[Зізнання С.Глеваського, 1930 р.]

Джерело: Білокінь С. Зізнання С.Глеваського про грабування української культурної спадщини за більшовиків. – Пам’ятки України, 2001 р., № 4.

Владимировка. Церковь Спаса Преображения

Дата постройки: Между 1911 и 1913.

Архитектор: Щусев А.В..

Адрес: Украина, Харьковская область, Краснокутский район, с.Владимировка.

Церковь Спаса Преображения в бывшем имении сахарозаводчика Павла Харитоненко.

Павел Харитоненко заинтересовался древнерусской живописью. Постепенно сформировалась коллекция старинных русских и украинских икон. Под конец жизни у него возникла идея построить у себя нечто вроде культурного центра. Кроме икон и картин имелись еще предметы декоративно-прикладного искусства, старинные церковные книги. Видимо, все это богатство хотелось достойным образом хранить, показывать понимающим людям и, в конце концов, сохранить для потомков. Павел Иванович начинает строительство комплекса. Храму Спаса – особое внимание. Собственно, наличие собрания икон и подсказало идею заложить храм в 1911 г. (в то время даже одержимые коллекционеры понимали, что место иконы в храме. К созданию проекта Павел Иванович привлек молодого, но уже известного архитектора Алексея Щусева. Щусев сомневался, принимать ли предложение, но всю семью Харитоненко ему наилучшим образом отрекомендовал сам Михаил НЕСТЕРОВ, большой художник, который завязал в Москве тесную дружбу с Павлом Харитоненко.

В создании храма принимали участие скульпторы Александр МАТВЕЕВ и Сергей КОНЕНКОВ, художники Мстислав ДОБУЖИНСКИЙ, Александр САВИНОВ. Кстати, Сергей Коненков тоже был “сосватан” московским живописцем ВИНОГРАДОРВЫМ. Коненкову принадлежит барельеф “Распятие” на северном фасаде храма. Работал над ним скульптор не на месте, а во время своего пребывания в Афинах. Нам рассказывали, что первоначальный вариант “Распятия” Павлу Ивановичу не понравился. Сергей Коненков приехал, посмотрел… И вместо того чтобы стать в позу оскорбленного маэстро, согласился: “Да, не то”. И побеседовав с заказчиком, сделал другой вариант. Роспись интерьеров делал Александр Савинов. Он изучал фрески Ферапонтова монастыря, Новгорода, Ярославля. Традиции использовал, но привнес новое: мотивы Ренессанса. Особенно сочный колорит, изображения животных. Работал не по сырой штукатурке, а в особой технике силикатной живописи. В оформлении храма использовались оригинальные западноевропейские медальоны “Архангел”, “Голубки”, “Иисус в темнице” и “Иисус скорбящий”. Мозаичная икона “Пантократор” предположительно выполнена по эскизу Николая Рериха. И все это слилось в единый ансамбль, как собрались могучие таланты выполнять заказ сумского сахарозаводчика. Как это вышло? Деньги? Нет, здесь что-то другое.

Это здание называют наиболее эффектной постройкой знаменитого архитектора Алексея ЩУСЕВА. Если почитать то, что о нем написали специалисты, то можно заблудиться в искусствоведческой терминологии. Одни источники утверждают, что храм построен в русско-романском стиле, другие о романских мотивах молчат и говорят об использовании традиций Псковского, Новгородского и Владимирского зодчества. Сходятся в одном – сделано без слепого копирования готовых образцов. А вот что писал об этой своей работе сам Алексей Щусев: “Ложный классицизм холоден, безразличен, а архитектура – живое искусство. Я брал для своих произведений характерные пропорции. Характерная пропорция для маленькой церкви. – большая глава”. Храм действительно невелик и отличается довольно крупной “маковкой”. На стенах почти нет свободного места – рельефы, росписи. И не похоже это на воплощение амбиций нувориша сделать все “по-богатому”. Здесь красота присутствует в чистом виде. Дух, воплощенный в материале. В материи… При большевиках, конечно, многое пало. В самом храме была устроена котельная, так что фрескам можно только посочувствовать.