Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Не завагаєшся виконати найнебезпечнішого чину,
якщо цього вимагатиме добро справи

Богдан Хмельницький

?

2010 г. Винницкие офицеры - экскурсоводы в самом “ядерном” музее

Дата: 10.02.2010

Этот музей – не Лувр и не коллекция мадам Тюссо, не Эрмитаж и не Третьяковка, здесь нет выдающихся полотен и скифского золота. Его открыли не в престижном месте, а посреди поля. И, тем не менее, Музей ракетных войск под Первомайском стал центром притяжения государственных деятелей и зарубежных дипломатов, жителей ближнего и дальнего зарубежья.

Чтобы понять и оценить вклад Украины в разоружение и сокращение ядерных арсеналов, стоит побывать в Музее ракетных войск стратегического назначения, открытого на базе одного из полков 46 Первомайской ракетной дивизии. Он расположен на границе Кировоградской и Николаевской областей, недалеко от Первомайска, возле села Побужское.

Музей – это, по сути, боевая стартовая позиция с шахтно-пусковой установкой, унифицированным командным пунктом, наземным оборудованием, специальной транспортной техникой, образцами ракет, стоявших на боевом дежурстве в составе 43 Винницкой ракетной армии. Ядерная мощь только одной 46-й Первомайской ракетной дивизии составляла 86 межконтинентальных баллистических ракет, оснащенных 700 боевыми блоками, мощность каждого из них многократно превышала мощность атомных бомб, сброшенных в 1945 году на Хиросиму и Нагасаки.

За свою короткую историю музей стал особенно популярным у ветеранов-ракетчиков. Другого такого Музея современной ракетной техники нет ни в одной стране мира.

История здесь преподносится из первых уст: все экскурсоводы музея – бывшие офицеры-ракетчики 43 Винницкой ракетной армии, многие из них непосредственно служили в полку, который стал музеем. Все экспонаты музея настоящие: аппаратура, с помощью которой осуществляется запуск боевой ракеты; энергоблок, обеспечивающий бесперебойное и автономное электроснабжение всех объектов ракетного полка; холодильный центр, поддерживающий температурно-влажностный режим унифицированного командного пункта.

И сам командный пункт находится в первозданном виде: он, как люлька, подвешен в контейнере, где на каждом из двенадцати этажей находится уникальное оборудование, специальная аппаратура, системы жизнеобеспечения. На предпоследнем этаже – сердце командного пункта: боевые посты № 1 и № 2, где ракетчики несли круглосуточное дежурство. Все осталось так, как и было во время боевого дежурства, только теперь стартовый ключ и ядерная кнопка стали экспонатами музея – ракеты уничтожены, шахты на две трети залиты бетоном.

Из глубокого подземелья по узким и длинным потернам поднимаемся на «поверхность» к приоткрытой шахтной пусковой установке, где еще недавно несла боевое дежурство межконтинентальная твердотопливная ракета 15 (SS-24 SCALPEL), разработанная в КБ Янгеля и изготовленная на Павлоградском механическом заводе. Здесь посетителей ждут новые сюрпризы: крыша шахтной пусковой установки весит 120 тонн, но открывается за восемь секунд, а стотонная ракета с десятью ядерными блоками индивидуального наведения вылетает из шахты, как пробка из бутылки шампанского.

Теперь пример из современной жизни бывших ракетчиков: три года(!) продолжались переговоры, чтобы из Харькова в Первомайск перевезти макет самой мощной в мире ракеты Р-36М (SS-18 SATAN). Все-таки харьковчане не сдали ракету на металлолом, и в 2006 году она стала экспонатом Музея ракетных войск. Челомеевские же ракеты УР-100Н (SS-19 STILETTO), которые тут несли боевое дежурство, свезли на станцию нейтрализации в Днепропетровск, где под бурные аплодисменты их уничтожали, не сохранив для истории ни одного образца.

Слов нет, все ядерные ракеты нужно уничтожить, но мир должен видеть и знать, какую угрозу человечеству несет ядерное оружие.

Винничане, посетившие музей, невольно обратили внимание на то, с какой тревогой латыши и англичане слушали рассказ экскурсовода о ядерном потенциале 46 Первомайской ракетной дивизии: лишь одним залпом этого ракетного монстра можно было уничтожить все живое на территории большей, чем Северная Америка.

Почти треть посетителей – иностранцы из ближнего и дальнего зарубежья. Приезжие интересуются: не завладеют ли террористы снятыми боеголовками? Такие вопросы следовало бы задавать российским ракетчикам, куда отправлены все ядерные заряды. Спрашивают: есть ли на этом, в прошлом ядерном объекте, радиация? На всякий случай достают дозиметры, замеряют уровень радиации у контейнеров для транспортировки головных частей, возле установщиков, заправщиков и особенно тщательно у шахтной пусковой установки. Проверив, улыбаются: «о’кей – радиации нет!»

Счет посетителям музея уже идет на тысячи. И это при том, что он – самый молодой в стране, является филиалом Центрального музея Вооруженных сил Украины и находится не в большом городе, а в степи – в тридцати километрах от Первомайска и шестидесяти – от Умани.

Чтобы музей продолжал успешно действовать, нужно постоянно пополнять его новыми экспонатами, создать экспозиции о творцах грозной техники, а главное – должна быть государственная программа развития музея – хранителя нашей истории, пример всему человечеству того, как Украина избавилась от смертельного оружия.

Дело тут не только в ракетах и космических аппаратах, все гораздо глубже – в национальной идее, о которой на высшем уровне все говорят, но никто ничего не делает.

Справка: В Пенемюнде (Германия) представлена история ФАУ-2 – дальнобойной ракеты Второй мировой войны, в музее штата Аризона (США) – история «Титана-2» – МБР 60 годов прошлого столетия. В нашем музее выставлены днепровский первенец – стратегическая ракета средней дальности Р-12 (SS-4 SANDAL) и самая мощная в мире межконтинентальная ракета Р-36М (SS-18 SATAN), которая до сих пор стоит на боевом дежурстве в России.