Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Здобудеш Українську державу
або згинеш у боротьбі за неї!

Богдан Хмельницький

?

Церква Вознесіння

Церква Вознесіння

Вигляд з північного заходу [Памятники градостроительства и архитектуры УССР. – К.: Будівельник, 1986 г., т. 4, с. 258]

Вознесенська церква 1818 р. [Постанова Ради міністрів УРСР “Про доповнення списку пам’яток містобудування і архітектури УРСР, що перебувають під охороною держави” № 442 від 6.09.1979 р.].

Вознесенська церква 1818 р. [Державний реєстр національного культурного надбання: пам’ятки містобудування і архітектури України (проект). – Пам’ятки України, 1999 р., № 2-3].

Вознесенская церковь, 1812-1818 гг. Возможно, принадлежит к произведениям архит. А.И. Меленского. Построена в стиле позднего классицизма.

Кирпичная, крестовая в плане, одноглавая с колокольней у притвора. Плановая схема предельно лаконична – боковые ветви укорочены, восточная часть выделена полукруглой апсидой. В оформлении фасадов применен тосканский ордер – апсида ритмично расчленена полуколоннами, боковые ветви акцентированы четырехколонными портиками, главный западный вход подчеркнут четырехколонным портиком со спаренными колоннами. Портики завершены треугольными фронтонами. В композиции сооружения большое внимание уделено крупному световому барабану с куполом, венчающему средокрестие. Динамику в строгий силуэт храма вносит колокольня, являющаяся второй вертикальной осью сооружения (купольное завершение заменено шатровым). Фасады расчленены карнизом на два яруса, завершены карнизом с модульонами, такой же карниз венчает фронтоны портиков и барабан. Оконные проемы различной формы симметрично прорезают фасады сооружения в двух ярусах. Декоративное оформление дополняет обработка рустом нижнего яруса колокольни, прямоугольные ниши над окнами первого яруса храма и ампирные гирлянды над тройными окнами барабана. Высота барабана подчеркнута спаренными полуколоннами коринфского ордера. Металлические двери северного фасада украшены фигурками, выполненными в технике литья.

Внутреннее пространство величественно, благодаря высотно раскрытому подкупольному пространству, боковые ветви перекрыты полуциркульными сводами, алтарная часть – полуциркульным сводом с распалубками. Барабан выделен развитым карнизом с модульонами. В интерьере – стенопись 1900 г. Хоры П-образной формы занимают пространство притвора и выходят в неф и боковые ветви. Памятник – яркое произведение архитектуры позднего классицизма. [Памятники градостроительства и архитектуры УССР. – К.: Будівельник, 1986 г., т. 4, с. 258 – 259]